После истечения срока президентских полномочий Месич может возглавить компанию, отвечающую за строительство хорватского участка газопровода «Южный поток»
Президент Хорватии Степан Месич, срок полномочий которого истекает в начале февраля, вряд ли останется без работы. Он получил выгодное предложение от российского концерна «Газпром» возглавить компанию, отвечающую за строительство хорватского участка газопровода «Южный поток». Проект призван создать еще один маршрут транспортировки российского и среднеазиатского газа в страны Евросоюза в обход территории Украины. Этот вопрос, как сейчас выяснилось, обсуждался с Месичем во время его визита в Москву в декабре.
Напомним, что второй тур президентских выборов в Хорватии состоялся 10 января. Убедительную победу одержал представитель оппозиции Иво Йосипович. Он набрал более 60 процентов голосов. Однако опрос общественного мнения, проведенный накануне выборов, показал, что 75-летний Месич по-прежнему очень популярен в стране, вот только конституция Хорватии не позволила ему баллотироваться на пост главы государства в третий раз.
«Газпром» не впервые привлекает к управлению своими крупными проектами за пределами России видных иностранных политиков. Достаточно вспомнить бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера, который курирует строительство «Северного потока». Российский концерн часто критикуют за такую кадровую политику, но многие аналитики как в самой России, так и на Западе считают ее правильной и соответствующей мировым стандартам.
«Европейские политики не брезгуют становиться наемными менеджерами «Газпрома». Так бывший вице-премьер-министр Украины Сергей Тигипко прокомментировал информацию о предложении, которое «Газпром» сделал нынешнему лидеру Хорватии.
«Многомиллиардные проекты «Северный поток» и «Южный поток» стали мощными инструментами создания завязанной на «Газпром» наднациональной корпорации чиновников и политиков, — заявил Сергей Тигипко. — Именно готовность европейских государственных деятелей к небескорыстному лоббированию интересов России, а не только зависимость от российского газа является серьезным вызовом безопасности ЕС». Политик подчеркнул, что данная ситуация дает дополнительный аргумент в пользу приоритетной поддержки Евросоюзом украинского маршрута транспортировки газа. «Если мы проведем разумную приватизацию газотранспортной системы, сохранив контрольный пакет за Украиной, а остальные акции разделив между «Газпромом» и европейскими компаниями, мы гарантируем, что поставки топлива из России в Европу будут оставаться бизнесом, а не способом «газпромизации» Евросоюза», — отметил Сергей Тигипко.