Украина

Отправившись в путешествие по европе в качестве футбольных болельщиков, супруги остались в чужой стране без денег и документов

0:00 — 2 марта 2001 eye 325

В семейный бюджет Вячеслава и Марии заграничные поездки не укладывались. Какие-то сбережения в семье, конечно, были. Но у супругов и мысли не возникало потратить деньги, например, на поездку по Европе. Вячеслав работал в школе и на свою более чем скромную учительскую зарплату мог лишь свозить жену на дачу.

Но однажды удача улыбнулась супругам. Приятельница поведала им о том, что по миру можно путешествовать в качестве болельщиков. А это значительно дешевле.

«Пока футболисты гоняют мяч, болельщики развлекаются экскурсиями»

-- Если хотите посмотреть Европу, -- однажды предложила приятельница. -- Я поговорю со своими знакомыми из Черновцов. Очень приятные молодые люди -- Саша и Володя. Они постоянно возят туристов в качестве болельщиков местного футбольного клуба.

-- А сколько это будет стоить? -- поинтересовался Вячеслав.

-- Сущие пустяки. Тур обошелся нам в 700 долларов. В эту сумму вошли: проезд в комфортабельном автобусе, посещение Австрии, Франции и Португалии, проживание в шикарных гостиницах, завтраки и ужины в дорогих ресторанах, оформление паспортов и авиаперелет из Лиссабона в Киев. Хотите, я и вам устрою такую поездку?

-- Мы подумаем, -- уклончиво ответили Слава и Маша.

И они действительно подумали. В семейной копилке имелась тысяча долларов. Ребята давно хотели сделать ремонт и поменять в квартире мебель. С другой стороны, супруги посчитали, что вряд ли у них еще когда-нибудь появится возможность посмотреть три страны всего за 700 долларов.

В канун Нового года Слава и Маша решили сделать друг другу подарок и купить ближайший тур по Европе. И вот удача! У ребят из Черновцов как раз оказались два места в автобусе, который повезет болельщиков мини-футбола.

-- Матчи состоятся в двух странах, -- объяснил Славе по телефону Владимир, -- в Германии и Испании. Пока футболисты гоняют мяч, болельщики развлекаются экскурсиями… У вас будет два--три дня в каждом городе. Из Испании болельщики-туристы самостоятельно едут в Португалию (в Лиссабон). Там можно договориться о посещении корриды, но за это придется заплатить отдельно. Из Португалии вы возвращаетесь в Украину самолетом. Билеты и гостиница -- все будет устроено. И последнее, самое приятное. Поскольку вы едете по протекции нашей постоянной клиентки, за весь тур вы должны заплатить 700 долларов. В эту сумму входит все, кроме корриды.

-- Но нам нужно открыть визы в эти страны, -- сказал Слава.

-- Отдайте вашей знакомой свои паспорта и начинайте собирать вещи. Выезжаем из Львова через две недели.

«В Испании болельщиков ограбили наши рэкетиры»

На львовском вокзале Машу и Славу подобрал туристический автобус. Вместо обещанного комфортабельного «лайнера» за ними подъехал микроавтобус. Когда водители погрузили багаж, Маша и Слава узнали, что их сопровождающие (Саша и Володя) уехали вместе с футболистами и встретиться с ними можно будет только на границе. К сожалению, обещанной встречи на государственном кордоне так и не произошло.

-- Долго и нудно мы тряслись по самым захудалым дорогам Польши, -- вспоминает Вячеслав. -- Было очевидно, что наши водители прячутся от полиции. Более того, больше суток мы ехали практически без остановок: нас не выпускали, даже когда мы просились в туалет. За 24 часа, которые мы провели на территории Польши, автобус остановился два раза на заправках.

-- Мы приехали в немецкий город Мангейм ранним утром, -- рассказала Маша. -- Мы мечтали размять ноги и хоть что-нибудь съесть (в Киеве нам пообещали, что в пути нас будут кормить в придорожных бистро. Поэтому мы ничего с собой не взяли). Однако, когда мы заикнулись о еде водителю, он довольно грубо ответил, что никаких распоряжений по поводу питания от руководителей группы не получал.

В Мангейме туристы-болельщики впервые увидели автобус с футболистами. Здесь же они наконец-то познакомились с сопровождающими. Володя и Саша оказались крепкими, подтянутыми молодыми людьми. Они извинились за неудобства в дороге и пообещали, что это больше не повториться. Затем Саша написал на бумажке адрес гостиницы и отправил туристов отдыхать.

-- Но дело в том, что Мангейм -- это город, состоящий из трех поселков, -- вспоминает Маша. -- Мы блуждали по ним четыре часа. Наша гостиница оказалась придорожной забегаловкой, в которой сдавались комнаты на 7--8 человек. В одну из них нас всех и поселили. Кроме того, за проживание нам пришлось заплатить по 10 долларов с человека. И только мы прилегли, как (в половине первого ночи) нас подняли Саша с Володей. Они сказали, что команда выиграла и мы едем дальше -- в Мадрид.

Поездка становилась все увлекательнее. На границе с Францией водители предложили пассажирам сброситься на проезд по платной дороге. Они объяснили это тем, что если ехать, как и в Польше, окружными дорогами, то автобус доберется до испанской границы только через 26 часов. Пришлось сдать по 5 долларов.

-- Наши сопровождающие бросили нас еще в Германии, -- продолжил Вячеслав, -- и поехали в Мадрид вместе с футболистами. Когда мы пересекли границу с Испанией, водители потребовали, чтобы все вышли из автобуса -- они решили поспать. Сначала мы сидели в придорожном кафе, а в три часа ночи, когда оно закрылось, нас выгнали на улицу. «Гуляли» мы до шести утра. А зимой в Испании, между прочим, холодно. Морозов там, конечно, нет, но ветер… Выспавшись, водители открыли автобус и впустили нас в салон. Не встретившись с футболистами и сопровождающими, мы выдвинулись в Мадрид.

-- После улицы автобус показался нам самым уютным местом на свете, -- прервала мужа Мария. -- Муж задремал, а я рассматривала унылый пустынный пейзаж за окном. Казалось бы, все наладилось. Но вдруг наш микроавтобус остановила иномарка с прибалтийскими номерами. Водитель смачно выругался и объяснил всем, что мы нарвались на рэкет. В салон вошли два «орла». Один из них приставил пистолет к виску водителя и сказал: «Все приготовили по 150 баксов и сдали мне. Быстро».

-- Теперь я понимаю, что водитель нарочно нас повез по пустынной дороге, -- вступил в разговор Вячеслав. -- В отличие от нас, водители нисколько не испугались бандитов. Разговаривали с ними спокойно и даже иногда шутили.

«Пока супруги ночевали на автовокзале, у них украли паспорта»

В Мадрид туристы прибыли на рассвете. Весь день их катали по городу, а вечером водитель сказал: «Сейчас я отвезу вас на границу с Португалией. Там вы пересядете в рейсовый автобус и поедете в Лиссабон. Первая часть тура оказалась несколько скомканной, но вы не волнуйтесь, отдохнете в Лиссабоне». Пересадку в рейсовый автобус он объяснил тем, что с нового года в Португалию не пускают машины с украинскими номерами. Везти туристов обратно отказался.

-- Мы были брошены в чужой стране без денег и надежды на возвращение домой, -- продолжил Слава. -- Единственное, что нас согревало, -- это обещанный авиабилет в Киев.

-- На автовокзале в Лиссабоне нас никто не встретил, -- нервно смеется Маша. -- Водитель оставил нам телефон, по которому нужно было позвонить, если мы разминемся с встречающими. Мы собрали остатки денег и пошли к телефону-автомату. Звоним, а нас спрашивают, кто мы такие, кто нас прислал. Мы объясняем, а ответ слышим: «Если вы на работу, -- платите 350 долларов и мы вас трудоустроим. А если вы туристы, -- мы вас не знаем». Мы попытались позвонить Саше с Володей, но их телефон не отвечал. Вот тут я поняла, что нас отправили в никуда.

-- Мы были в отчаянии, но самое ужасное было впереди. Вскоре на вокзал появились «орлы» и начали «чистить» наших попутчиков, -- продолжил Слава. -- Жена, увидев это, -- за вещи и вниз. Я -- за ней. На первом этаже мы увидели дверь с табличкой «Polici». Не раздумывая, мы вбежали в полицейский участок. Объясняться со стражами порядка было тяжело, так как и они, и мы плохо владеем английским. Мы отдали полицейским наши паспорта, а они отправили нас в украинское консульство. Что случилось с нашими попутчиками, мы до сих пор не знаем…

Ребятам повезло. Первый человек, которого они встретили около консульства, был сам консул Украины Олег Трикозенко. Выслушав рассказ о приключениях супругов, он объяснил, что вернуть Славу и Машу на родину может только Международная эмиграционная служба:

-- Украина еще не такая богатая страна. Но международники помогают всем, кто к ним обращается. Я напишу письмо, в котором изложу все ваши перипетии и попрошу поскорее отправить вас в Украину. Правда, вас депортируют. Это значит, что в течение пяти лет вы не сможете пересечь границу Португалии.

Супруги отправились в Международную эмиграционную службу. Ее сотрудники посмотрели паспорта Славы и Маши, прочитали письмо консула и… попросили их прийти на следующий день в три часа. В это время в офисе будет работать русский переводчик.

Так как идти Славе с Машей было некуда, ночевать они отправились на автовокзал. Спали в зале ожидания. А когда проснулись, обнаружили, что у них пропала сумка, в которой лежали паспорта. Маша со Славой побежали в консульство. Олег Алексеевичем выслушал их и выписал свидетельства на возврат на родину (по этим документам люди возвращаются домой, если у них пропали паспорта). Кроме этого, консул из своего кошелька дал ребятам немного денег, чтобы они могли перекусить.

-- Продукты в Португалии очень дорогие, -- вспоминает Маша. -- Самый дешевый хлеб стоит 2 доллара, чашка кофе -- 4, литр воды -- 2 доллара, а сухого вина -- 1. Вот и выбирай: или напиться, или поесть.

«Обратившись в полицию за справкой, ребята попали в тюрьму»

Из офиса Международной эмиграционной службы Машу и Славу отправили в полицию. По закону требовалось получить справку о том, что документы у них украли на территории Португалии. Полицейский участок супруги нашли с помощью консула. Оказывается, туристы могут обращаться только в специальный туристический отдел. В участке их подробно расспросили о том, где и при каких обстоятельствах ребята лишились паспортов. Затем старший офицер повел их в специальную комнату. Там супругов сфотографировали (как полагается в анфас и профиль) и сняли отпечатки пальцев. Теперь осталось дождаться данных Интерпола, не привлекались ли эти люди к уголовной ответственности. В конце концов со Славы сняли ремень и шнурки, и старший офицер отвел его в камеру. У Маши ничего не забрали, но ночевать ей тоже пришлось на бетонных нарах.

-- Мы тянули время, как могли, -- рассказывает Слава. -- Я просил позвонить в консульство, но мне сказали, что это возможно только утром, а сейчас я должен идти в камеру и готовиться к трибуналу. Я страшно испугался: думал, что трибунал -- это расстрел. Мои страхи развеял негр, с которым я познакомился в камере. На ломаном английском он объяснил, что трибунал -- это суд, после которого меня сразу же депортируют.

Прямо из тюрьмы нас повезли в их Дворец правосудия. Там нам дали переводчика-адвоката, который довольно вяло защищал наши права. Впрочем, это и не нужно было делать. После нескольких вопросов нам выдали справки об утрате документов и отправили в эмиграционную службу. Там у нас приняли все документы и сказали, что решение по нашему вопросу будет вынесено через четыре дня…

Супруги опять вернулись в консульство. Олег Алексеевич снова дал им немного денег, но устроить на ночлег не смог. Маша со Славой пошли в аэропорт, который находился в 12 километрах от города. Там на лавочках они прожили 11 дней. Именно столько пришлось ждать самолета, который по справке из Международной эмиграционной службы взял их на борт.

-- В день отлета инспектор эмиграционной службы провел нас через все кордоны -- рассказывает Маша. -- Мы расписались в бумагах, что в течение пяти лет не приедем в Португалию. Нам выдали билеты и деньги (по 50 долларов).

В самолете впервые за две недели мы с мужем наелись. Все было замечательно. В Амстердаме, где мы пересаживались на другой самолет, пограничник посмотрел наши свидетельства, поставил на них штампы и отпустил. Проблемы начались в Борисполе. Наши пограничники и таможенники никак не хотели впускать нас в страну по этим бумажкам. Объяснялись мы с ними несколько часов, а потом один прапорщик (видимо, мы ему просто надоели) махнул рукой и впустил нас в Украину.

P. S. Поездку по Европе Мария и Вячеслав не забудут никогда. Слава Богу, что они не побоялись обратиться в полицию, нашли в себе силы искать помощи в консульстве и Международной эмиграционной службе. Ведь эта история могла закончиться очень печально. За время скитания по Лиссабону супруги познакомились со многими нашими согражданами, которые, поехав в Португалию на заработки, сейчас сейчас вынуждены попрошайничать и торговать своим телом. В Международной эмиграционной службе ребятам показали статистические данные. По количеству граждан, депортированных из Португалии за прошлый год, Украина заняла первое место.