Мир

Испанские власти задержали украинский экипаж судна «анастасия» по подозрению в контрабанде более 600 тонн оружия и взрывчатки и требуют выплаты штрафа в размере 850 тысяч долларов

0:00 — 3 марта 2001 eye 484

По сообщению испанской газеты «El Pais», инцидент с задержанием шедшего в Анголу под грузинским флагом транспортного судна «Анастасия» в порту Лас-Пальмас (Канарские острова) начался с того, что капитан судна отказался допустить на борт таможенную службу. Ее представители обратились за помощью к национальным гвардейцам. В результате совместной проверки в трюме были обнаружены два опечатанных отделения, в которых находились 636 тонн(!) оружия, военной техники и взрывчатых веществ. Груз такого рода, по международным правилам, должен вноситься в специальную декларацию, которая у капитана «Анастасии» якобы отсутствовала. Испанские власти приняли решение о задержании судна.

Дальнейшее расследование показало, что «Анастасия» принадлежит одесской компании «Колбай Шиппинг Интернешнл». Из 20 членов экипажа 19 -- наши соотечественники. Они находятся под арестом на борту судна. Испанские власти обеспечивают их всем необходимым. Жалоб от членов экипажа нет. Испанцы заявили, что отпустят их только в том случае, если одесская компания внесет залог в размере 850 тысяч долларов.

Согласно сопроводительным документам, оружие и взрывчатка были проданы российской компанией «Росвооружение» ангольской государственной фирме «Симпортэкс». Представитель продавца заявил, что все документы, требуемые от продавца, были переданы капитану «Анастасии». Заполнить специальную декларацию должен был он. И ответственность за невыполнение своих обязанностей тоже несет он.

Между тем фирма «Колбай Шиппинг Интернешнл» опровергла факт принадлежности ей задержанного судна.

-- Наша фирма лишь осуществляет коммерческий и частично технический менеджмент данного судна, -- сообщил «ФАКТАМ» заместитель руководителя одесского офиса «Колбай Шиппинг Интернешнл» Сергей Лапин. -- Теплоход зарегистрирован в Сан-Винсенто (островное государство). Более того, в судовом свидетельстве официально указан судовладелец из Грузии.

Оригиналы и копии грузовых документов имеются на борту теплохода. В них четко указано, что транспортируемый груз представляет особую опасность. Трюмы теплохода, в которых находится груз, опломбированы грузоотправителем, а потому капитан не имел права вскрывать их до прибытия специального агента-представителя. Транспортируемый груз и документация на него полностью соответствуют.

Как фирма-оператор мы констатируем достаточно четкие, грамотные действия капитана «Анастасии» Виталия Евдокимовича Билыка. Единственный и довольно существенный недостаток -- недостаточное владение английским языком, что повлекло ряд неясностей. Как результат -- недопонимание со стороны капитана порта Лас-Пальмас и задержание «Анастасии».

Понимая всю курьезность сложившейся ситуации, власти Лас-Пальмаса стремятся извлечь максимальную выгоду от задержания «Анастасии», определив штраф в 150 миллионов песет, -- подчеркнул Сергей Лапин. -- Однако такой поворот событий ничего, кроме улыбки, не вызывает. По общепринятой морской практике, подобная ошибка капитана «Анастасии» может быть оценена максимум в 500--800 долларов. Потому сейчас адвокаты и страховщики всячески оспаривают сумму наложенных штрафных санкций.