Украина

Проезд по платной дороге обойдется водителю «легковушки» до 21 копейки за километр

0:00 — 6 марта 2001 eye 443

Украина -- транзитная страна. Через нашу территорию проходят семь транспортных коридоров, три из них -- международные и четыре -- национальные.

Естественно, для того, чтобы привлечь в страну транспортные потоки и дополнительные капиталы, нужно, чтобы наши дороги соответствовали международным стандартам или хотя бы обеспечивали безопасный проезд.

«ФАКТЫ» уже сообщали о том, что в Украине будут строить концессионные скоростные автомагистрали. Недавно эта работа уже началась. Рассказать о проекте платных дорог подробнее мы попросили заместителя председателя государственной корпорации «Укравтодор» Министерства транспорта Украины Игоря Завийского:

«В первую очередь концессионные дороги будут построены вдоль транспортных коридоров и скоростных автомагистралей»

-- Еще в 1998 году была разработана государственная программа развития транспортных коридоров. Она предусматривает два основных направления. Первое -- это реконструкция существующих магистралей. Планировалось за пять лет отремонтировать 1372 км автодорог. На сегодняшний день приведены в порядок только 459 км. Главная проблема, как всегда, заключается в финансировании. По подсчетам специалистов, на содержание и ремонт существующих дорог и строительство новых необходимо 5,3 млрд. грн. , а государство располагает лишь пятой частью этой суммы.

Поэтому для привлечения дополнительных средств и увеличения количества современных автомагистралей предусмотрено второе направление правительственной программы -- строительство концессионных дорог.

-- Что это такое?

-- Концессия -- это передача какого-либо объекта в долгосрочную аренду. Таким образом, концессионные автомагистрали по сути являются платными. Инвестор должен сам ее построить, арендовать у государства, а затем возмещать свои затраты и получать прибыль путем взимания платы с владельцев автотранспорта, проезжающего по этой дороге. Кроме того, концессионер обязан обеспечить строительство вдоль магистрали гостиниц, ресторанов, стоянок, заправочных станций и так далее. При этом земля, по которой проходит трасса, остается собственностью государства.

-- А как быть тем водителям, которые не смогут или не захотят платить за проезд по новой магистрали?

-- Одно из главных требований закона, касающегося строительства концессионных автомагистралей, -- обязательное наличие альтернативных путей проезда. То есть дороги будут прокладываться вдоль уже действующих транспортных путей. Но качество, пропускная способность, допустимая скорость, сервисное обслуживание новых магистралей будут значительно выше. Никто не собирается вынуждать людей пользоваться платными дорогами, они смогут выбирать. Кстати, Украина имеет достаточно разветвленную сеть действующих дорог. Протяженность автомобильных трасс, обслуживаемых «Укравтодором», по состоянию на 1 января 2001 года составляла 168,7 тыс. км. , из которых 13,1 тыс. км -- дороги государственного значения. Поэтому проблем возникнуть не должно.

Кроме того, согласно закону, в первую очередь планируется строительство концессионных дорог вдоль транспортных коридоров и скоростных автомагистралей.

«Строительство первого участка трассы Львов--Краковец планируется начать в 2002 году»

-- Где будут проложены платные автострады?

-- Первым концессионным объектом стала трасса Львов--Краковец. Разговоры о ее строительстве велись еще в 1998 году, но тогда не существовало необходимой законодательной базы для разработки данного проекта. Толчком к началу работы над проектом послужил указ Президента Украины Леонида Кучмы, после выхода которого Верховная Рада приняла Законы «О концессии» и «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог».

В результате был проведен первый в Украине конкурс на строительство концессионной магистрали Львов--Краковец. Его выиграло отечественное предприятие, получившие право концессии на 45 лет. На сегодняшний день это пока единственный концессионный проект, по которому уже ведутся работы.

-- А какие именно работы?

-- Сейчас заканчиваются расчеты, создается техническая документация проекта, который должен быть представлен приблизительно в мае этого года. Если он будет утвержден, то к 2002 году начнется строительство первого участка трассы. Планируется, что дорога протяженностью 84 км будет сдана в 2005 году.

-- Сколько будет стоить проезд по этой магистрали?

-- Недавно были утверждены максимальные тарифы на оплату проезда одного километра на участке Винница--Киев. Цены зависят от типа транспортного средства. А именно: мотоциклы с прицепом (коляской) и без него и легковые автомобили -- 0,21 грн. за километр; легковые автомобили с прицепом, микроавтобусы с количеством мест для сидения до 10 (включая водителя), грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны -- 0,32 грн. ; грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, автопоезда с разрешенной максимальной массой до 12 тонн, автобусы с количеством мест для сидения от 10 до 29 с разрешенной максимальной массой не больше 12 тонн -- 0,56 грн. ; грузовые автомобили и автопоезда с разрешенной максимальной массой более 12 тонн -- 0,74 грн.

-- Каким образом планируется взимать плату?

-- Порядок оплаты определяет концессионер, исходя из технических характеристик дороги. Возможно, выезжая на трассу, водитель будет получать талон, а съезжая, -- платить в зависимости от расстояния, которое он проехал.

«Водитель сам сможет выбирать, по какой дороге ехать -- платной или бесплатной»

-- Почему для постройки первой платной дороги было выбрано именно это направление?

-- Дело в том, что участок Львов--Краковец проходит непосредственно по Третьему транспортному коридору. Он пересекается еще с двумя крупнейшими транспортными артериями. Кроме того, трасса будет четырехполосной и обойдет Львов с севера, а это удобно и водителям, и горожанам. В настоящее время существует дорога, которая обходит Львов с юга. Но поскольку она имеет протяженность 40 км, многие водители выбирают более короткий путь через город. Длина нового современного обходного пути составит всего 17 км. Но хочу еще раз подчеркнуть, что новая трасса почти на всем своем протяжении будет проходить параллельно уже существующим транспортным путям, и водитель сам сможет выбирать, по какой дороге ехать -- платной или бесплатной.

Но не стоит думать, что на этом все закончится. Уже сейчас мы разрабатываем документацию для проведения тендеров на строительство и концессию продолжения этой трассы на участке Львов--Броды. Ее протяженность составит 80 км, при том что длина ныне действующей государственной дороги -- 106 км. А в дальнейшем планируется продлить концессионную дорогу до Ривного, где она соединится с трассой Киев--Ривне, которая уже сейчас соответствует современным стандартам.

На тендер предложена еще одна дорога протяженностью 47 км. Это трасса Харьков--Довжанский, которая будет доходить до границы между Украиной и Россией.

-- Вы говорили, что планируется не только строительство дороги, но и создание вдоль нее предприятий сферы услуг. Какой сервис предусмотрен на трассе Львов--Краковец?

-- На протяжении 80 км дороги будет построено 8 сервисных комплексов трех категорий -- малых, средних и больших. Малый предусматривает оборудование заправки и площадки для отдыха водителей, к среднему добавляется кафе и мотель, а остановившись у большого комплекса, водитель сможет воспользоваться еще и станцией техобслуживания, гостиницей, рестораном, узлом связи. На этой трассе будет три больших, один средний и четыре малых комплекса.

Кстати, сейчас готовится тендер на передачу в концессию двух объектов дорожного сервиса. Один на дороге Киев--Ковель, в районе Олевска, а второй на трассе Киев--Одесса, около поселка Гребинки. То есть концессионер должен будет построить и затем эксплуатировать комплексы, включающие все виды дорожных услуг -- заправки, СТО, кафе, мотели и т. д.

«В тендере на строительство платных дорог могут участвовать как отечественные, так и зарубежные предприятия»

-- Существуют ли еще какие-либо планы строительства концессионных дорог?

-- Да, правда, пока это только перспективные проекты. Но работа уже ведется. Мы дали объявления о разработке тендерной и проектной документации на концессионную дорогу Киев--Винница протяженностью 146 км Киев--Винница, которая в дальнейшем должна войти в автомагистраль Киев--Западная граница. А в перспективе эта трасса станет частью международного транспортного коридора Лиссабон--Москва.

По территории Украины эта автострада пройдет от поселка Косыны (рядом с Чопом) на Ивано-Франковск, Тернополь, Хмельницкий, Винницу и Киев. При этом через сами города трасса проходить не будет. Например, в районе Киева дорогу построят южнее города, она пересечет Днепр и выйдет к Борисполю, где соединится с автомагистралью Киев--Харьков--Довжанский. Таким образом, если этот крупный проект будет реализован, то в Украине появится современная скоростная трасса, соединяющая западную и восточную границы.

-- На заключение концессионного договора может претендовать только украинское предприятие?

-- Нет. К тендеру допускаются как отечественные, так и зарубежные инвесторы. Условия для всех равные. Но лично я считаю, что лучше, если конкурсы смогут выиграть наши предприятия. Ведь строительство дороги -- это огромный объем работ, а значит, будут созданы новые рабочие места, наши заводы получат большие заказы на поставки стройматериалов и техники, и, соответственно, увеличатся поступления в бюджет.

-- А как будет определяться победитель конкурса?

-- Разработана специальная методика, по которой учитывается предполагаемый объем финансирования, создание сферы услуг, заправок и т. д. Кроме того, сейчас мы пришли к выводу, что нужно тщательно проверять платежеспособность претендентов. Ведь строительство дорог требует очень крупных денежных вкладов, особенно если речь идет о проекте Косыны--Киев. Часть этой дороги пройдет через Карпатские горы, где придется строить много мостов, туннелей, укреплять обочины для предотвращения оползней и камнепадов. Так что это довольно дорогой проект.