Городские власти уверяют, что для этого есть все возможности
Решать проблему будут не увеличивая число учеников в классах, а с помощью дополнительных помещений. Их постараются найти в самих школах, пустующих бывших детских садиках и расположенных поблизости от учреждений образования, но не использующихся объектах социального назначения.
-- Еще несколько лет назад это была одна из основных наших проблем, -- говорит начальник главного управления образования столицы Борис Жебровский. -- Во вторую смену учились более 20 процентов киевских школьников. За это время количество школ с двусменной программой обучения сократилось до 4 процентов. А со следующего учебного года (2002/03) подобная система, вызывающая немало нареканий у родителей и доставляющая неудобства школьникам, будет окончательно отменена, и все школы столицы новый учебный год начнут с обучением в одну смену. Такое требование заложено и в проект новой программы «Столичное образование», рассчитанной на пять лет -- ее вскоре предстоит утвердить депутатам Киевсовета.
Но основное внимание в программе уделено переходу учебных заведений столицы на двенадцатилетний срок обучения. Времени осталось не так уж много -- уже 1 сентября нынешнего года первый звонок прозвенит для 39 тысяч киевских первоклассников. Такого количества новых учеников школы столицы еще не принимали. На этот раз за парты сядут и шестилетки. Для них надо создать все условия для полноценной учебы и отдыха. Сейчас педагоги совместно с врачами и санитарными службами готовят программы обучения, учитывая каждую мелочь. Шестилетки будут заниматься в обычных школах, соответствующих стандартам, в детских садах при школах и школах -- детских садах.
Все учебные заведения, принимающие первые классы, получат новые комплекты мебели, подготовят спальные комнаты для дневного отдыха ребятишек, спортивные и игровые площадки, столовые. Для учителей подготовительных классов предусмотрены специальные курсы. Родителям посоветуют, как лучше подготовить ребенка к школе. Ждет будущих первоклашек и серьезное медицинское обследование.
Одним словом, делается все возможное, чтобы ребенок, сев за парту, не чувствовал дискомфорта, смог легко втянуться в учебный процесс. По традиции все первоклассники получат подарки -- наборы школьных принадлежностей и красиво оформленные буквари. В следующем учебном году все ученики по-прежнему станут получать бесплатно молоко, соки и пряники. В будущем, возможно, ассортимент бесплатных завтраков расширится.
Столичные педагоги советуют как можно раньше отдавать детишек в детский сад -- тогда и к школьным будням будет привыкнуть легче, и определенная база знаний у шестилеток уже накопится. Тем более, что недостатка в дошкольных заведениях столица не испытывает. Как подчеркнул Борис Жебровский, сегодня каждый желающий может устроить ребенка в детсад, и ему не откажут по причине отсутствия мест. Наоборот, в последнее время количество детей в группах сократилось -- в среднем до 20 человек, а материальная база детсадов улучшается.
Возрождается незаслуженно забытая система раннего дошкольного воспитания -- детей от 18 месяцев до трех лет (садики-ясли). Только за последний год число таких заведений возросло почти вдвое. Педагоги совместно с психологами и врачами даже разрабатывают методики, пытаясь определить, какой уровень знаний под силу таким деткам. В дальнейшем учебные программы для самых маленьких будут готовить в специально созданном Институте дошкольного образования.
Увеличится в столице и количество санаторных детских садиков -- для адаптации детей с некоторыми ограничениями здоровья. Большинство детей-инвалидов вскоре станут учиться в обычных школах (от практики изоляции таких учеников решено постепенно отказаться, чтобы не травмировать психику детей). А те, кто не сможет посещать школу, воспользуются дистанционным методом обучения. Каждый киевский интернат, где занимаются дети-сироты, будет не только давать среднее образование, но и обучать выпускников ряду профессий.
Позаботятся в столице и о будущих абитуриентах -- программа предусматривает, что в течение пяти лет в каждом столичном вузе появятся свой лицей или гимназия. Занимающиеся здесь одаренные дети смогут затем продолжить учебу в вузе. А что касается элитных учебных заведений -- гимназий и лицеев, то они откроются практически во всех районах Киева, а не только в центральных, как сейчас. Расширится спектр изучения иностранных языков -- уже сейчас в киевских школах дети изучают 16 языков, а вскоре будет 22. Будущим молодым специалистам это поможет при трудоустройстве. В перспективе появится в столице сеть индивидуальных школ, где каждому ученику подберут программу обучения с учетом его возможностей и уровня развития.
Принимая во внимание постоянные проблемы с учебниками, столичные власти планируют выпускать их собственными силами и обеспечивать стабильное качество не только полиграфии, но и предоставляемого учебного материала. А в будущем киевские школьники (включая первоклашек) смогут пользоваться электронными учебниками. Благо, современные компьютеры есть во всех столичных школах.
Если программу «Столичное образование» удастся полностью выполнить (а денег на это из местного бюджета не пожалеют!), то киевские учебные заведения будут соответствовать всем европейским стандартам.