Украина

Иностранному автотуристу, который захочет приехать на отдых в крым, придется заплатить по дороге около 18 пошлин и сборов

0:00 — 14 марта 2001 eye 326

На днях российские средства массовой информации сообщили о том, что министр курортов и туризма Крыма Александр Таряник пошел по следам знаменитого врача Роберта Коха (тот, как известно, привил себе туберкулез, чтобы получше изучить эту болезнь). Крымский министр же, если верить сообщениям, решил инкогнито, под видом обычного российского туриста, пересечь границу в Харьковской области, следуя на отдых в Крым. Результат, естественно, не заставил себя ждать и был ничуть не лучше, чем у Коха. Наши пограничники, таможенники, гаишники и представители прочих компетентных органов, не зная о том, что имеют дело с представителем украинской власти, устроили ему такие же «вырванные годы», какие устраивают любому водителю на наших дорогах. Об этом министр якобы и рассказал журналистам.

«По дороге водителя заставят воспользоваться автомойкой»

Рассказ о героизме крымского министра, конечно, произвел на нас впечатление. Корреспондент «ФАКТОВ» позвонил в Симферополь, чтобы разузнать подробности одиссеи Александра Таряника. Он оказался человеком общительным и охотно поделился своими соображениями о состоянии туристического бизнеса в Украине. Но информацию о своем путешествии инкогнито опроверг:

-- Это не совсем верное сообщение. Я на себе такой эксперимент не проводил. Наше министерство откомандировало трех человек, которые на машинах с российскими номерами въехали на территорию Украины и добрались до Крыма. Мы проводили хронометраж их перемещений, а также фиксировали все формальности и платежи, которые понадобились для того, чтобы попасть с машиной на территорию полуострова. Проведенные исследования легли в основу объемного отчета о положении иностранных туристов в Украине.

-- И каковы же выводы этого отчета?

-- Неутешительные. Выяснилось, что человек, собравшийся провести отпуск на курортах Украины, сталкивается на своем пути со множеством препон. Мы насчитали восемнадцать видов контроля и платежей, предусмотренных нашими законами для автотуристов. Правда, не каждому достаются все восемнадцать. Это зависит от везения водителя.

-- Какие же виды контроля проходит машина, въезжающая в нашу страну?

-- Это пограничный паспортный контроль, транспортный таможенный контроль, служба международных автомобильных перевозок, экологический контроль, санитарный контроль, фитоконтроль, ветеринарный контроль, оформление транспортной декларации (ее нужно заполнить на украинском языке, но поскольку им владеют не все российские туристы, то им тут же предоставляют услуги переводчика, которые стоят 25 гривен. ), сбор за проезд автомобильными дорогами Украины, таможенный контроль личный и багажа, сбор за проезд автомобиля по территории Харьковской области, сбор за пересечение границы на территории Крыма…

-- А у Крыма разве есть сухопутная граница в Россией?

-- Речь идет об автомобилях, прибывающих к нам паромом с Кубани.

-- Но на этом список не заканчивается?

-- Нет. Есть еще сбор за страхование автотранспорта, сбор за страхование гражданской ответственности, сборы за страхование водителя и пассажиров, контроль поста ГАИ, оплата услуг автомойки в поселке Пятихатка Харьковской области.

-- А автомойкой пользоваться обязательно?

-- Конечно! Заставляют, и все моют как миленькие.

-- Вы не упомянули о сборах за проезд по территории Крыма. Раньше о них много говорилось.

-- Сейчас по распоряжению премьер-министра автономии Сергея Куницына они все отменены. Благодаря этому резко увеличилось количество туристов, приезжающих к нам паромом. Если в 1998 году таким способом в страну въехали 80 тысяч человек, то в 2000 их уже было 230 тысяч.

Сегодня крымское правительство строго следит за тем, чтобы местные власти не вводили никаких новых сборов.

«За проезд по Харьковской области водитель легкового автомобиля заплатит 10 долларов»

-- Все эти многочисленные проверки и поборы являются плодами местной и ведомственной самодеятельности или они законны?

-- Я хочу отдельно подчеркнуть, что перечисленные виды контроля и сборы не являются самодеятельностью таможни или других служб. Большая их часть введена постановлениями Кабинета министров.

Причем, в основном, они не бесплатны. Таможенное оформление стоит $5, зоологический контроль $1--2, фитоконтроль -- $3, ветеринарный -- $2,4, справка -- 25 грн. За проезд по Харьковской области с водителя легкового автомобиля взимают $10, микроавтобуса -- $20, автобуса -- $40. Страхование автотранспорта стоит 50--100 грн. , водителя -- 10--50 грн. , пассажира -- 6 грн. Мойка -- 10 грн. и так далее.

А ГАИ что делает? Поставят на участке, где только что закончился ремонт дороги, знак ограничения скорости и сидят в засаде. А водитель должен ехать 5 километров со скоростью 40 км/час. Кто ж это выдержит? Под каждым кустом сидят гаишники. В одном Мелитополе семь засад! Нельзя же так!

К тому же двигатель проверяют на СО сначала в Воронеже, а затем уже на нашей территории -- в Харькове, Днепропетровске. Пока доедешь от Москвы до Крыма СО проверят три раза. И везде ведь надо платить!

В общей сложности, чтобы въехать в нашу страну, автотуристу из СНГ придется заплатить около $40. Это кроме того, что нужно внести $40--50 за визу.

-- Но для СНГ у нас пока что виз нет.

-- А если человек едет из Германии транзитом через Россию?

-- Ну, для немцев, наверное, $40 -- деньги небольшие.

-- Ошибаетесь. Они как раз и едут к нам неохотно из-за того, что дорого. Въезд в Болгарию, например, стоит всего $5.

А регистрация по приезде чего стоит? Иностранец, приехавший в Украину не по путевке, согласно нашему закону, должен подать заявление (бланк которого, кстати, стоит 8,5 грн. ) в местное отделение милиции и подписать его у начальника отделения, причем обязательно в присутствии владельца дома, где он остановился (то есть если владелец куда-нибудь уехал, вас не пропишут). При этом должны быть предъявлены паспорт туриста, домовая книга, регистрационный талон по форме 19/а, одна фотография 3х4. За услуги по заполнению заявления нужно заплатить 5 грн. Взнос в местные органы МВД составляет 25 грн. Так что нужны еще около 50 грн. , чтобы зарегистрироваться. Мы же таким образом просто отпугиваем людей!

(Отпугиваем -- не то слово. Хорошо, если турист -- житель СНГ. Он эти «совковые» штучки с детства знает и спокойно воспримет прописку или сумеет, если надо, отвертеться от этой формальности. А как быть ранимому немцу или шведу? Ведь слово «прописка» не имеет соответствия ни в одном европейском языке. Как объяснить иностранцу, зачем украинской милиции понадобилась его фотография 3х4 и 50 гривен? И почему вместо того, чтобы плескаться в море и греться под ласковым крымским солнцем, он должен толкаться в очереди в душных милицейских коридорах? Стоит ли удивляться тому, что европейцы выбирают для отдыха страны с не такими «изысканными» нравами. -- Авт. )

А между тем туризм -- одна из наиболее прибыльных отраслей мировой экономики. США получают от туризма $100 млрд. в год, Испания и Франция -- по $40 млрд. , Хорватия -- около $2 млрд. В Иран приезжают до 1,3 млн. отдыхающих, принося стране $750 млн.

Крым же, принимая 4,5 млн. отдыхающих, получает всего $100 млн. Правда, часть прибыли уходит в тень.

«Украинская виза обходится иностранцу в 70 долларов»

-- Удается ли крымским властям найти понимание на государственном уровне?

-- К сожалению, с трудом. Мы не можем решить простейших вопросов. Например, разрешить иностранцам прилетать по туристическим разрешениям на срок до восьми дней непосредственно в Симферополь с уплатой туристического сбора в украинских посольствах в своих странах.

Немцы же летают на отдых в Болгарию прямо в Варну, не заезжая в Софию. И совершают все визовые формальности прямо в аэропорту. Сейчас, например, финны проявляют большой интерес к отдыху в Крыму. Так нужно им дать возможность к нам приехать, упростить процедуру.

-- Я так понимаю, что дело здесь не столько в сумме, сколько в сложностях, связанных с оформлением документов.

-- И в сумме тоже. Украина -- самая дорогая в туристическом отношении страна. Официально виза стоит $25. Но за анкету нужно заплатить отдельно $10. К тому же медицинская страховка стоит $3 в день. На десять дней едете -- прибавьте к расходам еще $30. Плюс 10% берет тот, кто оформляет документы.

Вот и обходится виза в Украину до $70. А официально МИД всегда вам ответит, что виза стоит $25.

-- Как Крым готовится к сезону? Готов ли он качественно обслужить отдыхающих?

-- Крым готовится очень хорошо. Недавно прошла туристическая ярмарка. На нее приехало в 3,5 раза больше участников, чем раньше. Были представители из Румынии, Великобритании, Польши, Турции, Молдовы, России. Наш регион интересует сегодня многих. Спасибо правительству Украины, которое помогло нам отремонтировать аэропорт и железнодорожный вокзал. Спасибо летним саммитам -- привели в порядок дороги.

К сожалению, санатории сегодня по-прежнему находятся в руках различных министерств и должным образом не используются. Я считаю, что в руках государства надо оставить детские, туберкулезные и клинические санатории, а остальные продать.

Ведь для качественного обслуживания иностранцев нужно, как минимум, изучить английский язык. Был бы отель лично мой, у меня бы каждый знал хотя бы 100--200 слов. А если санаторий ничей, то там никому ничего не нужно. Директор сидит в своем кресле и даже не думает ни о запасной воде, ни о резервном электрогенераторе.

-- Многие иностранцы предъявляют к отдыху гораздо более высокие требования, чем жители СНГ. Готовы ли мы предложить европейцам пятизвездочные отели, изысканные рестораны?

-- А у нас разве есть для этого условия -- канализация, вода, электроэнергия? Если сегодня придет инвестор, который пожелает построить отель в Алуште, Ялте или Судаке, то ему не разрешат, потому что для этого нет необходимых коммуникаций. Инвестор должен будет строить их сам. Но тогда отель получится в десятки раз дороже. Словом, чтобы у нас появились новые отели, нужно сначала обеспечить строительство современных коммуникаций.

-- А как решить эту проблему?

-- Нужно написать законы, привлекающие к нам иностранных инвесторов. Таких законов у нас сейчас нет. Швейцарцы, которые пришли реконструировать Ореанду, целый год оформляли разрешения.

Одна известная украинская туристическая фирма взялась построить в Ялте гостиницу, да еще и дать $100 тысяч городскому театру. И хотя договор подписан еще в мае прошлого года, ялтинский горисполком до сих пор не отвел участок земли под строительство. Обманывают людей, водят по кабинетам.

-- Но на то и существует крымская власть, чтобы решать эти вопросы на местном уровне.

-- А я это в свой адрес и говорю. Тут Киев не поможет. Мы тоже такие.

Я считаю так: в Киеве пусть напишут законы, которые облегчат иностранцам въезд на нашу территорию. Решить вопросы с водоснабжением и водоотведением мы без правительства Украины тоже не сможем. А я со своей стороны берусь убрать бюрократию при отведении земельных участков, привести в порядок набережную, решить другие вопросы, связанные с организацией комфортного отдыха.