Житейские истории

Выйдя из СИЗО и заподозрив своих подчиненных в утаивании части доходов, лидер столичной «вокзальной» группировки Бабай орал на них: «Вы не меня, вы мою семью обокрали! »

0:00 — 14 января 2010 eye 1048

Генерал милиции, за назначение на должность которого заплатил Бабай, приказал уничтожить учетное дело по его организованной преступной группировке

В 2005 году лидера столичной «вокзальной» группировки Бабая, в очередной раз арестованного в декабре прошлого года, уже задерживали по обвинению в том числе в создании преступной организации. В номере «ФАКТОВ» от 13 января этого года рассказывалось о «трудовом пути» преступника, группировка которого работала в тесной смычке с вокзальной милицией. Почему Бабай возобновил свою преступную деятельность и кто помог ему выйти на свободу, читайте сегодня.

(Окончание. Начало в номере за 13 января)

На документы Юрий Б. фотографировался в полковничьем мундире

Правоохранители отрапортовали о разгроме «вокзальной» группировки. Многие сотрудники вокзальной милиции были уволены, патрульно-постовая служба линейного управления внутренних дел переведена в прямое подчинение вышестоящему управлению на ЮЗЖД. После этого на вокзале стало спокойнее, хоть грабежи не прекратились. Ими напрямую занялись… сами милиционеры: вычисляя среди пассажиров приехавших из-за границы, они требовали предъявить документы, придирались к таможенным декларациям и выдумывали предлоги упечь жертву за решетку. Намекая при этом, что индульгенция обойдется задержанному в энную сумму. К пяти годам лишения свободы был осужден бывший помощник дежурного по линейному управлению милиции — он отобрал у заробитчанина 500 евро. Несколько уголовных дел по грабежам и вымогательствам, совершенным на вокзале людьми в милицейской форме, расследовались Киевской транспортной прокуратурой. До суда, правда, дошли не все — личности «оборотней» установить не удалось.

Но грабителями милиционеры стали не в одночасье. Лишь в 2006 году правоохранители дали ход делу, начавшемуся еще в 2002-м. Житель Днепродзержинска Юрий Таранец, продав в другом городе автомобиль, возвращался домой через Киев. Около 4 тысяч долларов были зашиты в карманах спортивных шорт. Увы, Юрию не хватало на проезд, и он незаметно достал из одного кармана 100-долларовую купюру.

 — Обменный пункт, возле которого я доставал деньги, расположен аккурат возле дежурной части милиции вокзала, — рассказывал Юрий Таранец корреспонденту «ФАКТОВ» Надежде Кутовой.  — Поэтому я ничего не боялся, у меня даже двое сотрудников милиции проверили документы. Поменяв деньги, я направился по переходу к платформам. Навстречу шли четверо милиционеров, которые меня остановили и тоже проверили документы. А когда я обмолвился, что только что подвергался этой процедуре, они страшно разозлились, обыскали меня и нашли деньги…

Итог этой истории таков: у Юрия без оснований и документального фиксирования отобрали все доллары!

 — С вокзала я шел, как с похорон. Только потом, проанализировав ситуацию, понял, что милиционеры остановили меня не случайно, но все мои обращения в правоохранительные органы разных уровней (от отдела внутренней безопасности управления МВД на Юго-Западной железной дороге до СБУ) почти три года оставались без внимания. Как, впрочем, и десятки подобных обращений.

Когда Бабая арестовывали в 2005 году, в его вещах при обыске обнаружили фальшивое удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, удостоверение внештатного сотрудника ГАИ, карточки аккредитации в Центре общественных связей МВД Украины, а также фото для документов, на котором он был в мундире милицейского полковника. Как выяснилось, форму ему одолжил… один из его милицейских покровителей, много лет за немалую мзду «крышевавший» вокзальную преступную группировку. По информации сайта «Тема», ежедневно вокзал давал до 20 тысяч долларов «отката», половина из которых шла Юрию Б. , а половина — милицейской «крыше». Правоохранители считают, что сумма эта несколько завышена, однако примерные пропорции в информации «Темы» соблюдены.

Полковник службу в милиции начинал охранником, потом водителем. За десять лет дорос до оперативного уполномоченного и пришел работать в вокзальную милицию, но был уволен, попавшись на взятке. Впрочем, вскоре полковник вернулся, и его карьера резко пошла вгору. Но через некоторое время выбившегося в начальники среднего звена 40-летнего милицейского чиновника сначала понизили в должности, а затем опять уволили — в этот раз по возрасту. Но скоро он снова вернулся в систему МВД простым оперативником — и его карьера опять пошла в рост, полковник быстро достиг генеральской должности.

Злые языки поговаривают, что неоднократные возвращения этого офицера милиции и его карьерный рост связаны именно с Бабаем, который давал деньги на взятки высокопоставленным милицейским чиновникам, способствовавшим карьере милиционера. Говорят, утверждение его в генеральском кресле, которое произошло во время очередной смены министра внутренних дел, стоило 200 тысяч долларов, занесенных одному из тогдашних заместителей министра. Немалую часть этих денег выделил на возвращение своего покровителя именно Юрий Б. И уже пребывая на этой должности, милиционер приказал уничтожить учетное дело по организованной преступной группировке Бабая. Через месяц приказом по ГУБОП МВД Украины дело было возобновлено, но много документов к этому времени успели уничтожить. В том числе целый том, посвященный… делам самого полковника. А вслед за делом был ликвидирован журнал с актами уничтожения документов — чтобы нельзя было выяснить, кто же дал преступный приказ. Впрочем, у власти бабаевский «благодетель» оставался недолго — полгода назад сотрудники СБУ изобличили его в контрабанде крупной партии… туалетной воды. С должности его сняли, после чего он оперативно «заболел» и с тех пор, пользуясь старыми связями, кочует из одного госпиталя в другой.

На следствии бандит утверждал, что работает таксистом на «Лэндкрузере»

Впрочем, иногда фортуна и покровители отворачивались и от Бабая. Когда в 2005 году над ним сгустились тучи, Бабай попытался обратиться за помощью к «своим» милиционерам. Как рассказал «ФАКТАМ» один из бывших сотрудников службы борьбы с оргпреступностью, Юрий Б. как человек восточный считал, что если он «занес менту» хоть единожды, тот куплен им с потрохами на веки вечные. Однако продажные чиновники думали иначе — они просто позволяли ему некоторое время хозяйствовать на вокзале и ждали очередного «заноса». А в 2005 году, когда по всей стране гремел лозунг «Бандитам — тюрьмы!», милицейские покровители Бабая затаились и помогать своему протеже не спешили. Впрочем, вскоре они поняли, что лозунги о борьбе с преступностью и коррупцией остались просто красивыми словами. И несмотря на то, что часть бывших «прикормленных» покровителей была уволена, а другие просто отвернулись, удача недолго не замечала узника Лукьяновского СИЗО Бабая.

Один из милицейских генералов озвучил сумму, которую предлагали за освобождение Бабая, — 150 тысяч долларов. И якобы правоохранители от этих денег отказались. Но «разрабатывавшие» Юрия Б. оперативники уверены, что тот все-таки нашел подход к некоторым чиновникам от правосудия. В 2005 году уголовное дело направили в суд, который по формальному поводу отправил его на доследование. А в июне 2006 года один из заместителей прокурора Киева отменил постановление следователя о возбуждении уголовных дел и их объединения в одно. Кроме того, он отменил основное обвинение — в совершении преступлений в составе организованной группы, позволявшее привлечь к ответственности лидера группировки. Позже дело было закрыто.

Отсидев одиннадцать месяцев, в 2006-м Юрий Б. вышел на подписку о невыезде. Поначалу появление на вокзале находящегося под следствием Бабая особого ажиотажа не вызвало. Но постепенно его группировка возобновила свою деятельность. А после назначений новых милицейских начальников Бабай окончательно уверовал в возможность полного восстановления своего контроля над столичным вокзалом. Он опять приезжал в 5. 30 утра на вокзал, по-хозяйски проверяя работу «подчиненных». В полдень (а иногда и вечером) заезжал — «снимать кассу». Сидя за рулем «Лендкрузера», он наблюдал за подчиненными и принимал деньги. Кстати, во всех справках для правоохранителей до сих пор значится, что Юрий Б. работает… таксистом. Сейчас оперативники, ведущие новое дело Бабая, шутят, что с возрастом тот поумнел и из внедорожника пересел за руль скромного «Фольксвагена Гольф», чтобы быть больше похожим на таксиста.

Возобновить старое «дело Бабая» удалось лишь осенью 2006 года. Однако и после этого отдельные прокурорские работники пытались повлиять на следствие и исключить квалификацию преступлений как совершенных организованной преступной группировкой. Чтобы пресечь давление связанных с лидером преступной группы правоохранителей, начальник Главного следственного управления МВД Петр Коляда даже перевел следователя, занимавшегося делом, в главк, и оно стало подконтрольно только МВД и Генпрокуратуре. Таким образом расследование удалось довести до завершения. С тех пор оно вяло слушается в Печерском суде Киева.

2006 год ознаменовался еще одной неприятностью. Воспользовавшись тем, что лидер утратил часть своего влияния на вокзале, его территорию (и «бизнес») попытались подмять под себя люди «вора в законе» Васи Ушатого. Дабы не потерять хлебное место, только вышедший из СИЗО Бабай обратился за помощью к бывшему «хозяину», которому ежемесячно отчислял по две тысячи долларов. Тот ситуацию «разрулил». Но, узнав, что на доходы от «вокзального бизнеса» его протеже достраивает шикарный особняк под Киевом, содержит бывших и нынешних жен и любовниц, прикупил несколько автомобилей и стал владельцем десятка квартир в новостройках Киева, потребовал увеличения «налога» до 10 тысяч долларов. Первое время Бабай, бизнес которого подорвали правоохранители, даже не мог собрать всю сумму. Известен случай, когда Бакинец в принадлежащем ему ресторане гонялся за посыльным Бабая, угрожая убить, — вспылил из-за того, что ему принесли слишком мало денег.

Даже высокопоставленные чиновники из силовых структур вынуждены были платить дань Бабаю

Выйдя на свободу, Бабай организовал два собрания. На первом он устроил смотр оставшихся сил, посетовав, что в СИЗО ему передавали плохие передачи и утаивали от него часть доходов: «Вы не меня, вы мою семью обокрали! Мои дети недополучали!» Результаты были малоутешительными. Ряды бабаевцев поредели. Так, квартиросдатчицы и торговки на перронах ушли под другую, «официальную», крышу. Грабежи и разбои стали редкостью, да и бригады эти перестали подчиняться «хозяину вокзала». Клофелинщицы, спаивающие любвеобильных пассажиров, отделились с неким Леней Черным в отдельную группировку. Лохотроны себя изжили, мошенники стали редкостью. Мало осталось и «кидал», обманывающих при обмене валюты.

Остались таксисты, по-прежнему отдающие по 40 долларов в месяц, но этих доходов для достройки дома под Киевом было явно недостаточно. Вокзал перестал приносить большие деньги, и Бабай решил распространить свое влияние на привокзальные территории. Главное внимание он обратил на междугородные перевозки. То есть — решил «подбить» под себя маршруточников. Он собрал некоторых, работавших не совсем легально у вокзала перевозчиков, и предложил им: «Я расчищаю ваших конкурентов — вы мне даете 2-4 места на каждом рейсе».

Так его люди начали работать с маршруточниками. Затем и сами стали покупать «бусики» и ставить их на маршруты. Конкуренция возросла, ведь, кроме полулегальных «извозчиков», от вокзала работает несколько серьезных фирм со своими солидными автопарками. Дошло до абсурда: за некоторыми из этих фирм стоят «большие люди», имеющие вес в силовых и правоохранительных структурах, но и они должны были платить дань Бабаю. Если же кто-то платить отказывался — его автобусам резали шины, угрожали расправой водителям. Могли тремя автобусами заблокировать транспорт «отказника» — и он не мог отъехать от остановки. У солидных автотранспортных предприятий парки укомплектованы комфортабельными автобусами — и чтобы они не отбивали клиентов у пошарпанных бусиков, которые платят дань Бабаю, их просто не пускают на привокзальные площадки. Поэтому прошлым летом автоперевозчики обратились с заявлениями в милицию.

Как установили оперативники, люди Юрия Б. за взнос в 700 долларов ставят на выгодные маршруты с конечной остановкой у столичного вокзала «диких» маршруточников, приехавших из провинции. Те думают, что место за ними застолблено надолго, но через месяц к ним приходят люди Бабая и требуют следующий взнос. Естественно, платить такие деньги — себе в убыток. И вскоре этих перевозчиков прогоняют, а их место занимают новые. Но с некоторыми фирмами Бабай нашел общий язык. Правда, за это они отдают ему по нескольку мест на каждом рейсе. Так, например, одна из таких лояльных фирм осуществляет перевозки между Киевом и Белой Церковью — и люди Юрия Б. строго следят за очередью: грузятся четыре автобуса этой фирмы, и лишь потом можно загрузить один автобус других владельцев.

Нашел общий язык Бабай и с неким Колей Черным, «держащим» междугородные перевозки в Ровенской области. И теперь наказывать неугодных по его указанию могут далеко за пределами столицы — чтобы следы не вели к «хозяину вокзала». Так, недавно под Ровно из пневматического оружия обстреляли один из «непокорившихся» автобусов.

Не забывает Бабай и своих родных и близких. Кум его милицейского покровителя приобрел пару микроавтобусов. И его поставили на самое «жирное» место — на рейсы от вокзала до аэропорта «Борисполь». Впрочем, долго он там не ездил — как только полковник в очередной раз «слетел» с должности, его кума с маршрутов вытеснили. А вот автобус, за рулем которого на этом же маршруте ездит (лично!) сын Юрия Б. , пользуется огромным уважением — как только он подъезжает к вокзалу, тут же из всех остальных автобусов, курсирующих на «Борисполь», пассажиров высаживают и заполняют ими салон отпрыска «авторитета».

В настоящее время у правоохранителей есть несколько заявлений пострадавших от действий Бабая и его людей. Но следствие уверено: после ареста Юрия Б. их количество возрастет во много раз, ведь некоторые фирмы-автоперевозчики, «воюющие» с ним по два-три года, считали, что в милицию обращаться бесполезно, поскольку у него там все куплены: «Кто ж его посадит?.. »