Уникальные керамические работы Людмилы Ивановны предоставляют ей возможность общаться со многими знаменитостями
Столичный гул остается за стенами Софии. Кажется, что за массивной дверью с засовом в одноэтажной постройке находятся монастырские закрома. На самом деле здесь расположена мастерская народного художника Украины Людмилы Мешковой. Тут царит аура обаяния и таланта творца. Многие поклонники ее творчества специально приезжают сюда из разных городов СНГ, а в Киеве, на Петровке, можно купить видеокассеты с любительской съемкой этих встреч. Недавно такая гостья в свой день рождения прилетела к Людмиле Ивановне из Красноярска, получив от мужа оригинальный подарок -- билет до Киева и обратно. Вот и мы, уютно расположившись напротив картин, неторопливо пьем «липтон» и беседуем с основателем техники керамической мозаики Людмилой Мешковой, победившей в марте 1985 года в конкурсе по оформлению штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже.
-- В вашей мастерской среди керамики единственная работа, выполненная карандашом, -- портрет академика Амосова
-- Николай Михайлович сделал моей старшей сестре операцию на сердце. Я на него молюсь. Академик Амосов маленький с виду, тихий такой, а для меня он великий, решительный, гений! Николай Михайлович часто приходит ко мне на работу: уже не молод (ему 87 лет), в шапочке на макушечке, одни косточки, а голова светлая, рассуждает, дай Бог многим А вот в Бога не верит. Стоит мне только начать об этом, он сразу же: «Люся, ко-о-нчай свою ерунду» (Амосов так хорошо по-вятски окает). Вообще, всегда говорит то, что думает, и плевать ему, как об этом подумают другие. Никаких комплексов!
Однажды на телевидении снимали передачу обо мне. По замыслу режиссера я должна была в прямом эфире дарить академику Амосову его портрет (до этого мы не были знакомы). Пока шла подготовка к съемке, Николай Михайлович обратился ко мне: «А что вы тут делаете, мо-о-лодая-интересная?» -- «Вы знаете, я должна вам показать портрет (думаю, мало ли что получится в прямом эфире?). Только не говорите режиссеру, что вы его видели».
Короче говоря, режиссеры побегали туда-сюда, а потом провозгласили: «Николай Михайлович, сейчас Людмила Ивановна преподнесет вам сюрприз». Я, как идиотка, выношу ему портрет, держа перед собой, будто икону. Академик не промолчал: «Да я его уже видел, и, если бы он мне не понравился, я бы как честный человек сразу сказал: «Это го-о-вно». Но портрет хороший». Хотя по существу это был эскиз, на котором я настолько выложилась, что в керамике уже не стала воплощать.
-- По обилию в вашей мастерской фотографий и плакатов Ролана Быкова нетрудно догадаться, что вы были добрыми друзьями. Как вы познакомились?
-- В 1978 году в Москве проходила моя персональная выставка, на которую пришел Ролан Антонович. После просмотра он забил меня в угол, приговаривая: «Так, я первый тебе сказал, что ты гений. Ты запомнила?»
В очередной приезд Быкова в Киев мы пошли в ресторанчик. Его супруга Лена Санаева поручила мне смотреть за трезвостью мужа, а сама пошла на Байковое кладбище, где похоронены ее дедушка и бабушка. (Елена и Ролан родились в Киеве. Быков показывал дом на Михайловской, в котором он жил). Я вынуждена была следить, чтобы московский гость мало пил. В ресторане Ролан Антонович все время импровизировал: «Я пошел в туалет. Ты что, меня не пустишь?» Через секунду бежит и показывает официанту знаком «Наливай»! Выпивал рюмочку, возвращался и так несколько раз. Пришел домой, естественно Жена в ужасе: «Когда ты успел?» Лена считала, что, поскольку актер всегда на виду, пить ему не положено. Но Быков был уникальным человеком и все делал талантливо, играя на каждом шагу.
-- О чем вы подумали, когда узнали о его смерти?
-- Этого не может быть!.. Но тут же поехала в Москву. Когда я увидела его в морге Кремлевки, это было выше моих сил. Ролан Антонович болел раком легких, поэтому стал страшненький, голова огромная, сам маленький. Я почувствовала, что обязана сделать любимого Ролана Антоновича таким, каким он был при жизни. Рядом хлопали дверцы холодильников, куда засовывали трупы, а я четыре часа с помощью румян и силикона колдовала над ним Хорошо, что гроб был швейцарский -- с открывающейся крышкой в верхней части. Поэтому нижнюю часть тела оставили как есть, а лицо привели в порядок. Да так, что Лена с сыном Пашей, увидев его, горько заплакали и долго не могли успокоиться.
Всю панихиду в Доме кино я сидела рядом с вдовой Быкова -- Лена взяла меня за руку и не отпускала. Попрощаться с Роланом Антоновичем пришло очень много людей. На Новодевичьем кладбище гроб с телом опустили в могилу под громкие овации -- все аплодировали Великому Актеру.
Кстати, в 1991 году на свое 80-летие президент США Рональд Рейган, бывший киноактер, пригласил и советского режиссера Ролана Быкова. Потом Ролан Антонович передо мной извинялся: «Люся! Я не нашел лучшего подарка, чем твоя работа». Так мое «Стремление » оказалось в доме у коллекционера Рейгана.
-- В конкурсе на лучший проект интерьера здания ЮНЕСКО в Париже вы опередили всех претендентов-мужчин, в том числе советского скульптора Зураба Церетели, итальянского художника Виктора Вазарелли. Скажите, ваш проект был данью девизу конкурса или настроению женщины?
-- Конкурс проводился без девиза, поэтому претенденты предлагали разноплановые решения. Например, Церетели предоставил эскиз геометрического яйца, Вазарелли -- кубический орнамент. Я принимала участие в конкурсе с керамическим панно размером 50 квадратных метров «Земля, флюиды жизни и рассвета мирам Вселенной посылай!»
Жюри состояло из 15 представителей Франции, Англии, Бразилии, Японии. Не было американцев, которые тогда расторгли отношения с ООН из-за неуплаты долга. В Париж я летела в одном самолете с представителем СССР Ильей Глазуновым. Я-то его знала, но не буду же навязываться: «Вы знаете, я Мешкова ». Сижу себе скромно. Встретив меня в жюри, Илья Сергеевич сказал: «А, моя попутчица!». Но, увидев эскизы моего панно, сорвался с места и покинул зал, таким образом высказав свое «фэ». Французы даже выразили протест: как же так, член жюри, представитель СССР ушел, ничего не сказав Пришлось дипломатам выкручиваться: дескать, плохо себя почувствовал. Все может быть -- хотя, скорее всего, хвалебные речи в адрес Мешковой известный художник не мог вынести.
При мне отправили Церетели, сказав: «Нет-нет, все, спасибо». Остались француз Бене, итальянец Вазарелли и два его соотечественника. После рассмотрения всех вариантов объявили: «Отдаем предпочтение мадам». Я начала по сторонам поглядывать, разыскивать, кто же тут Мадам, но все почему-то смотрели на меня. Только потом до меня дошло, что Мадам -- это я. Неделю не верила этому сообщению, да и потом, когда в течение двух лет работала над созданием панно, продолжала не верить. И сейчас все еще не верю.
-- Видимо, ваше знакомство со знаменитым киноактером Бельмондо относится к парижскому периоду?
-- Да, мы с ним встретились на парижской улице. Бельмондо со своей молодой женой шел мне навстречу. Рядом бежали два пекинеса с завязанными на макушках розовыми бантиками. У меня с собой был керамический крестик собственной работы, который я и подарила актеру. Думаю, что он видел мое панно, рядом с которым, возможно, находилась и я. Но точно сказать, знал ли он, кто я такая, не могу, потому что плохо понимаю по-французски. Что-то я плела, конечно, нагло говорила одними глаголами. Кстати, свою «тронную» речь во время открытия моего панно я вызубрила на память. После окончания мероприятия французские журналисты, рассчитывая на обстоятельное интервью, налетели на меня, а я им: «Не компром па» -- не понимаю. Но, конечно, не без того, что «бонжур!» и «о'ревуар!».
Почувствовать, что Бельмондо -- прекрасный человек, можно и без знания французского языка. Море обаяния, сама галантность. Кроме того, мне показалось, что актер обладает экстрасенсорными способностями. Я знала, что мое давление зашкаливает за 200, но когда он меня обнял, положил левую руку на голову, давление стало ниже, ниже Упало до такой степени, что пришлось срочно пить кофе!
-- Ваши керамические полотна есть даже в Париже, Вашингтоне. Какие же работы Мешковой украшают киевские коллекции, интерьеры?
-- Моя керамика использовалась при оформлении интерьеров Дома кино, Дома архитекторов, гостиниц «Киев» и «Русь». Кафе Союза архитекторов также было украшено моей работой, но после смены владельцев ее оббили со стен и выбросили на свалку. Только один фрагмент мне удалось выхватить из мусорки, остальные украли.
Еще одна моя работа находится на Байковом кладбище. По просьбе Рады Гавриловны Щербицкой я разработала проект памятника Владимиру Васильевичу: стела с керамическим портретом, вмонтированным в капсулу из двухсантиметрового оргстекла, возвышается над гранитной плитой. Правда, керамика под стеклом плохо смотрится. Но что делать, когда на кладбищах вандализм? Первоначально в соответствии с моим проектом асимметрично портрету, выполненному в голубых тонах, стоял серый валун. Для поддержания цветовой гаммы были посажены серебристые елочки, седой мох и незабудки. Под портретом -- только факсимиле Щербицкого. Со временем все несколько изменилось -- композицию памятника урезали. Но и в таком виде он выделяется своей необычностью.
Несколько лет назад ко мне в мастерскую примчался японский журналист Йосико Тошибо. Увидев памятник Щербицкому, он разыскал автора через Союз художников. Мы еще раз поехали на кладбище. День был чудесный. Вдруг видим: из церквушечки вышли старушки, остановились перед Щербицким и перекрестились. Возможно, они думали, что это икона. Как мне показалось, Владимир Васильевич меня заметил -- я увидела слезы на его глазах И сама заплакала.
-- Поскольку вы не были лично знакомы со Щербицким, наверное, для работы над портретом уточняли какие-то черты его характера у родных и близких?
-- Нет, мне достаточно посмотреть фотографию, а остальное домысливаю сама. Правда, для этого надо сосредоточиться, отключиться. Всуе ничего делать нельзя. Я отрешалась перед фотографией Владимира Щербицкого. Со стороны можно было подумать, что у человека крыша поехала: сидит больная на голову и разговаривает: «Владимир Васильевич, я не могу вас рисовать, потому что вы плачете». Выпила коньяку -- вроде пошло. Слышу, Щербицкий ко мне обращается: «Я не буду». Так, переговариваясь месяца три, я сделала работу, увидев которую Рада Гавриловна сказала: «Говорили мне, что вы талантливая, но я не предполагала, что настолько. Я-то знала, что он такой, но откуда вы это знали?»
Один товарищ, возмущенный моей работой над портретом Щербицкого, пригрозил, что первым бросит в него камень. После Байкового кладбища пришел ко мне в мастерскую со слезами на глазах: «Людмила, я в этот портрет не брошу камень никогда». Может, кто-то приходит к памятнику Щербицкому с камнем за пазухой, но с тем и уходит. Это для меня очень важно.
-- А что для вас самое важное?
-- Оставаться самой собой, потому что иначе теряются энергия, сила. Вот вы пришли ко мне в мастерскую и сразу сказали: «Какая аура!» К слову, несколько лет назад я чуть не лишилась этого помещения -- директор «Софии Киевской» потребовала его освободить. В отчаянии позвонила Ролану Быкову, который договорился с нашим телевидением о сюжете по моей проблеме. Я бегом к Ступке: «Богдан, меня выгоняют из мастерской! Сейчас приедет телевидение. Что делать?»
Раньше, когда Ступка не был министром, мы вроде дружили. «Украдене щастя» с его участием стало для меня событием. А в «Мастере и Маргарите» Богдан Сильвестрович так играл, что на каждый спектакль приезжала «скорая». Из-за этой мистики ему пришлось отказаться от роли
В тот день Ступка играл Мастера. Загримированный прискакал на телесъемку и бухнулся рядом со мной. Чтобы не волноваться, я приняла одну таблетку тазепама, потом вторую. Язык занемел, слово не могла произнести, а Богдан меня выручил: «Художник що може сказати? Вiн вмiє тiльки малювати »