Украина

Неужели нас ожидает новый топливный кризис?

0:00 — 20 марта 2001 eye 283

Отечественные нефтеперерабатывающие заводы за месяц сократили производство дизтоплива на 60 процентов

Недавно Верховная Рада Украины приняла Закон «О стимулировании развития сельского хозяйства на период 2001--2004 годов», одним из пунктов которого предусмотрен льготный ввоз в страну дизельного топлива.

Именно эта норма закона вызвала негодование представителей нефтеперерабатывающих заводов. Они заявили, что нет необходимости в стимулировании сельского хозяйства путем предоставления льгот импортерам, поскольку отечественные производители способны обеспечить агропромышленный комплекс достаточным количеством дизтоплива.

Стоит отметить, что, помимо предоставления льгот импортерам дизельного топлива, закон обязывает Кабинет министров ежегодно устанавливать предельные ограничения цен на дизтопливо отечественного производства, что ставит украинские НПЗ в неравные условия и делает нерентабельной переработку российской нефти в Украине. Не говоря уже о том, что закон существенно сократит поступления в государственный бюджет.

В то же время для импортеров не предусмотрено никаких ограничений, и они смогут продавать свое горючее по такой цене, по которой отечественным производителям будет запрещено реализовывать свою продукцию. Естественно, в таких условиях нефтетрейдерам не составит труда вынудить отечественные НПЗ сократить или даже прекратить производство дизтоплива. Затем импортеры смогут устанавливать собственные цены на горючее и, искусственно создавая кризисные ситуации на топливном рынке, взвинчивать цены и получать сверхприбыли.

Такие пессимистические прогнозы имеют основания. Как сообщил вице-премьер-министр Украины Юрий Ехануров, в феврале текущего года ресурсы дизтоплива составляли 343,8 тыс. тонн, а уже в марте ситуация значительно ухудшилась. Производство дизтоплива сократилось на 60%. В первую очередь это связано с тем, что отечественные заводы не видят смысла в наращивании объемов переработки, поскольку при льготном режиме налогообложения ввозимого дизтоплива и ценовых ограничениях отечественное горючее не сможет конкурировать с импортным. В то же время, по словам Юрия Еханурова, из-за «законодательной неопределенности» сегодня вывоз дизтоплива из Украины увеличился на 50%.

Одновременно со снижением производства и ростом экспорта ввоз дизтоплива за месяц сократился на 30%, так как импортеры ждут обещанных льгот, искусственно создавая дефицит.

Кроме того, как заявили на днях представители отечественных предприятий, в случае окончательного законодательного утверждения норм по льготному ввозу дизтоплива в Украину, компании, ставшие собственниками украинских НПЗ, будут вынуждены пересмотреть взятые на себя ранее инвестиционные обязательства по поставкам нефти на свои предприятия. Проще говоря, они не будут поставлять нефть для переработки в дизтопливо, тем самым дав импортерам возможность полностью контролировать рынок этого вида горючего.

В связи с этим руководители нефтяных компаний, работающих на рынке Украины, призвали правительство Украины либо отменить льготы для импортеров, либо создать аналогичные условия для отечественных производителей. К тому же в Верховную Раду был направлен законопроект, отменяющий льготы для импортеров нефтепродуктов.

Страна может остаться без дизтоплива и хлеба

А на днях свое мнение по данному вопросу высказал премьер-министр Украины Виктор Ющенко. Он считает, что, если парламентарии не отменят льготы на импорт дизтоплива, это повлечет серьезные проблемы на розничном и оптовом рынках нефтепродуктов. В частности, по словам премьер-министра, сохранение действующей редакции закона о стимулировании сельскохозяйственного производства приведет к дефициту на рынке дизтоплива и неконтролируемому рост цен. При этом Виктор Ющенко отметил: в случае возникновения топливного кризиса Кабинет министров не хочет за него отвечать, потому что эта ситуация «не относится к политике правительства».

В самое ближайшее время начнется посевная кампания. Напомним, что, согласно принятой правительством программе, в этом году планируется собрать до 35 млн. тонн зерна, что почти на 10 млн. тонн больше, чем в прошлом году. Для этого сельхозпредприятия на протяжении полугода должны быть полностью обеспечены горючим. А в сложившейся ситуации, когда нефтепереработчики и нефтетрейдеры ждут окончательного решения Верховной Рады по льготам, посевная кампания может быть сорвана. Во всяком случае, эксперты топливного рынка, опрошенные «ФАКТАМИ», не исключают возможности подобного развития событий. По мнению специалистов, если парламент в кратчайшие сроки не определит четкие правила игры на рынке дизтоплива, Украина может остаться и без этого вида горючего, и без хлеба.

В сложившейся ситуации также стоит учитывать и мнение таможенников Как заявил ранее председатель Государственной таможенной службы Украины Юрий Соловков, все таможенные пошлины регулируются таможенным законодательством, к которому не относится Закон «О стимулировании сельскохозяйственного производства на период 2001--2004 годов». Поэтому таможенники не будут исполнять положение о льготном ввозе нефтепродуктов, пока Верховная Рада не внесет соответствующие изменения в таможенное законодательство.