Самое грандиозное произведение Баха впервые прозвучало на украинском языке
В Милане, Амстердаме, Париже и других городах мира подобные постановки уже имели место. Наконец-то очередь дошла и до Киева. На днях самое грандиозное произведение великого И. С. Баха «Страсти по Матфею» прозвучало в исполнении Киевского симфонического оркестра и хора под управлением Роджера Макмеррина в Национальной опере Украины, причем текст мессы -- в украинском переводе.
«Страсти» -- музыкальное действо, рассказывающее о страданиях и смерти Христа -- не только шедевр творчества самого композитора, но и грандиозная кульминация в истории создания всех «Страстей», первые из которых были написаны еще в IV веке. Сюжет «Страстей» традиционен: рассказ о Тайной вечере, на которой Христос сообщает ученикам, что один из них его предаст; молитва Христа в Гефсиманском саду; предательство Иуды; пытки и путь Христа на Голгофу; страдания и смерть. Текст этого опуса хорошо известен, но Бах придал ему музыкальную новизну. Масштаб хора поражает воображение -- в постановке было задействовано около 140 певцов (для сравнения: в хоровых оперных сценах обычно используется от силы человек 60).
Украинская трактовка «Страстей» оказалась весьма своеобразной и смелой. Если во времена Баха это было строгое богослужение в церкви на пасхальную Страстную пятницу, то сегодня «Страсти» -- это уже театральная драма. Солисты и хор не просто поют на сцене -- они ИГРАЮТ роли Христа, его учеников, Иуды, Пилата, толпы Световые спецэффекты, яркие костюмы, оркестр, сидящий не в оркестровой яме, а по обе стороны сцены -- все это облегчает положение слушателя, не привыкшего к трехчасовому прослушиванию классики, к тому же еще и духовной. А когда эта самая классика «разбавляется» интересным сценическим представлением, тут уж заснуть вряд ли удастся. Интересно было бы посмотреть на реакцию самого Баха на подобную постановку -- при жизни строгое церковное начальство порицало его за излишнюю театральность в духовных произведениях. Наверняка, осуществись эта постановка в XVII--XVIII веке, служители церкви грохнулись бы в обморок, увидев балетные номера или декорации с плывущими облаками.
Ныне же синтезом балета, театра и оркестрово-хорового жанров уже не удивишь. И все было бы прекрасно, если бы не один вопрос: почему акция называлась «некоммерческой»? На Западе подобные мероприятия считаются престижными и собирают полные залы, при том, что стоимость билетов там заоблачно высока. Хочется верить, что со временем попасть на представления подобного масштаба в Национальную оперу Украины будет столь же престижно, как посетить «Гранд-опера» в Париже или «Ла Скала» в Милане.