Происшествия

Пересечь атлантику на древнефиникийском суденышке «мелькарт» намереваются одесские мореплаватели

0:00 — 29 марта 2001 eye 349

Со времен Тура Хейердала, сорок лет назад пересекшего океан на плоту и папирусной лодке, на такое мало кто решался

«Мелькарт» мы нашли в гробнице ассирийского царя»

… В легенду судно вошло после фестиваля в Бресте (Франция). По окончании мероприятия «Мелькарт» стартовал в регате через Бискайский залив. Но древние лоции не врут, утверждая, что напрямую, с одного захода, пересечь его невозможно.

-- Мы пытались сделать это трижды, проходили по 300 миль и возвращались восвояси. (Для сравнения: расстояние от Одессы до Стамбула -- 360 миль. ) В ожидании хорошей погоды решили зайти в порт Аркашон на юге Франции -- и получилось так, что мы в буквальном смысле слова влетели туда, -- говорит один из энтузиастов одесского Центра исследований истории мореплавания, кандидат географических наук Игорь Мельник. -- В том месте сталкиваются массы воды с севера и запада Атлантики, в результате волны достигают семиметровой высоты. Вход в Аркашон усеян песчаными косами, где разбилась не одна лодка. Однако ветер был такой, что «Мелькарт»… перепрыгнул через косу. Французы пришли в ужас. Закричали «Русские рехнулись!» и вызвали полицию, «скорую».

-- А почему «русские»?

-- На морских праздниках, как правило, не обращают внимания на флаг, а лишь на достоинства, красоту судна. Кроме того, Россию в тамошних местах хорошо знают: в Испании издан красочный журнал, где на карте страны красными флажками помечены землевладения, купленные россиянами. Испанцы опасаются, что вскоре ими будет скуплено все Средиземноморье. Об Украине же мало кто слышал.

-- Тем не менее, на престижном брестском фестивале среди двух тысяч судов ваш «Мелькарт» стал популярным…

-- Потому что по сей день финикийское судостроение менее всего изучено, хотя финикийцы, жившие на территории нынешних Ливана, Израиля, Сирии, по праву считались в древности лучшими мореходами. На судах, построенных из кедра, они первыми достигли Азорских и Канарских островов в Атлантике, «страны олова и меди» -- Англии, вероятно, еще до легендарных аргонавтов были первооткрывателями Черного моря.

Изображение этого судна было обнаружено в гробнице ассирийского царя Саргона II. Работу над копией начали в 1997-м, назвав ее «Мелькарт» в честь финикийского бога -- покровителя мореплавателей. Строили судно в Очакове черниговские мастера. Длина корпуса -- 12 метров, ширина 2,8 метра, высота надводного борта 1,6 метра, осадка -- всего 60 сантиметров. Как в древности, в движение оно приводится десятью веслами и тремя парусами, шпангоуты -- «ребра» судна -- изготовлены из дуба, обшивка -- из ели, реи и рулевые весла -- из акации, на носу красуется фигура коня. Правда, строители побоялись применять при изготовлении и крепеже шпангоутов деревянные шипы либо медные заклепки, поэтому использовали железные болты и гвозди. Но финикийцы, начиная с XII века до нашей эры, тоже применяли гвозди из железа и меди.

-- Первый наш новодел -- судно, воссозданное по древним чертежам, -- мы построили одиннадцать лет назад, -- продолжает Игорь Мельник. -- Это была древнегреческая диера, которая потом не раз ходила через Черное и Средиземное моря, у европейского побережья Атлантики, по рекам и каналам Франции, представляла Украину на праздновании 500-летия открытия Америки. В 1993 году воссоздали средневековый парусник-полеакр -- его видели на юбилеях австрийских, немецких, голландских городов.

Из досье «ФАКТОВ». Мода на новоделы зародилась в XIX веке, когда французский император Наполеон Третий велел восстановить найденную на дне озера Неми галеру римского диктатора Калигулы. Древнейшие изображения сложных судов сохранились в Египте: в долине Бади-Хаммамат открыты наскальные изображения, которые ученые относят к IV тысячелетию до нашей эры. Самое древнее судно -- ладья фараона Хеопса была найдена в великолепном состоянии в склепе, вырубленном в известняковом плато недалеко от знаменитой пирамиды. Находке более 4,5 тысяч лет. Ладья была реконструирована и экспонируется в специально построенном музее.

-- Какие необычные суда вы видели на фестивале?

-- Французы воссоздали кельтское кожаное судно (основу его конструкции составляют ивовые прутья, обтянутые кожей) и лодку, вырубленную из… целого камня. Его обрабатывали три года. Когда лодку спустили на воду, она не утонула! Однако особое внимание в Бресте привлек к себе российский барк «Седов». Было объявлено, что он якобы арестован, но почему-то не закрыт для гостей. В результате вход на «скандальный» барк стал платным -- 3 доллара. Любопытствующие выстраивались в гигантские очереди. Остальные суда можно было осмотреть бесплатно. Потом ходили слухи, что на «Седове» прибегли к сугубо рекламному трюку.

«В Испании нас завалили рыбой»

Ныне «Мелькарт» зимует в испанском городе Льянес, на борту судна остались два человека. Снято все оборудование, рулевое устройство, весла. Корпус обработали уксусом, чтобы не гнил. Где-то с апреля 2001 года начнется подготовка к новому дальнему переходу. «Мелькарт» первым делом пойдет в испанский порт Кадис, где в XI веке до нашей эры была основана старейшая колония финикийцев. В местном университете есть музей финикийского кораблестроения, и там «Мелькарт» пройдет своеобразный экзамен на соответствие оригиналу. Затем мореходы попытаются пройти маршрутом знаменитого финикийского флотоводца Ганнона -- от Кадиса до Канарских островов и, быть может, до островов Зеленого мыса.

-- Возможно, попытаемся через Атлантический океан дойти до Америки, -- делится планами Игорь Мельник. -- Если доберемся, то сможем утверждать, что финикийцы пересекали Атлантику. Это будет самый протяженный отрезок пути -- порядка 40 суток. Нам все твердят: «Это рискованно!» Но ведь со времен эксперимента Тура Хейердала и его папирусной лодки «Ра» ничего не изменилось: плавание в океане на новоделах осталось таким же сложным и рискованным мероприятием. Наш «Мелькарт» хорошо показал себя при любой волне, в любых метеоусловиях. Разве что в сильную качку на ногах не устоишь, передвигаешься в лодке на четвереньках. Хотя из 15 членов экипажа только двое -- профессиональные моряки, каждый знает свое дело. Врач экипажа, например, на практике знаком с основными проблемами таких переходов (борьба с солнечными ожогами и дефицит пресной воды). Все мореходы -- в возрасте от 19 до 62 лет -- на веслах и под парусом трудятся с одинаковым усердием,

Во Франции, Испании, Греции, в других странах строительство древних судов является делом государственной важности. Морские походы на них -- не только история, но и своеобразная школа жизни, притягивающая ребятишек. Например, на датском дракаре, который мы видели на фестивале в Бресте, половина экипажа -- дети.

-- В долгом походе как с питанием?

-- Уходя в дальнее плавание, никто из нас не собирался есть перетертый жир с орехами, как это делали финикийцы. Упор сделали на обычные продукты, а вот вода в подобных переходах всегда становится дефицитом. Мы изучили пару хитростей, оставленных в наследство древними. Египтяне, например, собирали воду, укладывая папирус в глиняный чан -- ночью он впитывал в себя влагу, а днем на жаре отдавал ее. Это дает 5--6 литров в сутки. Готовить же пищу приходится на морской воде, тут уж никуда не денешься.

Запасы продовольствия в последнем походе пополнили во Франции -- помогли друзья, оставшиеся там после перехода на диере. Ну и, конечно же, сами ловили рыбу. В Испании нас завалили ею. Местные жители ловят ее сетями для ресторанов, а ту, которую хозяева заведений не желают брать, выбрасывают в море. У них это называется «прилов», из него мы ежедневно получали по мешку ставриды и скумбрии. А также мясо акул -- «на закуску», как шутили испанские рыбаки (последние, следует заметить, зажиточные люди: на траулеры приезжают на собственных «мерседесах»). Мы не знали, что нам делать с таким количеством даров моря, стали вялить. Испанцы пришли в недоумение: «Подобную гадость едят только англичане».