102-летний киевлянин виталий марисов, который застал три века, лишился аппендикса в 90 лет, а зрение и слух начали слабеть у него лишь недавно

0:00 — 30 марта 2001 eye 569

Геронтологи отмечают, что здоровье у долгожителей по всем показателям лучше, чем у обычных стариков

-- Говорите, что я очаровательный молодой человек? -- лукаво улыбаясь, спрашивает киевлянин Виталий Марисов, у которого я побывала в гостях за несколько дней до его 102-летия. -- Так вот я вам заявляю: несколько лет назад я стал одноухим и одноглазым, поскольку оглох на правое ухо и потерял зрение на правый глаз. Через какое-то время оказалось, что у меня еще одна проблема -- ноги. Стоит мне походить лишних десять минут, как эта часть -- от коленки вниз -- превращается в камень. Таков, на поверку, этот красавец.

-- Он с вами кокетничает, -- смеясь, говорит супруга Людмила Иосифовна. -- Это он всегда умел. Вокруг него вечно крутились, как я говорю, любовницы. Но я к этому относилась спокойно. Мужчина -- существо полигамное. Выглядел он всегда хорошо. Даже в 95 ему давали 70 или 65. Сейчас -- не больше 80.

-- В долголетии мужа, наверное, и ваша заслуга.

-- Может быть. Нервы по пустякам не портила. Берегла семью. Какое было питание? Ничего особенного -- просто регулярное. На завтрак -- яичница, каша. Обед из трех блюд.

Долгожительство -- редкое явление, а для Украины особенно. Людей, которым больше 100 лет, в нашей стране с населением около 50 миллионов -- не более 1,5 тысячи. А, например, во Франции, где проживает 60 миллионов человек, восемь тысяч. То есть на 100 тысяч населения у нас 2-3 столетних, во Франции -- 15.

-- Столетние отличаются от остальных людей по биологическим характеристикам. Скорее всего, они просто медленнее стареют, -- говорит заместитель директора Института геронтологии, академик АМН Украины, профессор Геннадий Бутенко. -- Показатели здоровья (деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной систем, состояние иммунитета) у долгожителей обычно лучше, чем у предыдущих возрастных категорий. И умирают эти люди по другим законам. Чаще от случайных причин, чем от болезней.

«Чего не люблю -- так это ветра злого»

Мы сидим за столом в старой киевской квартире с высокими потолками и старинной обстановкой. Огромный буфет, видимо, еще позапрошлого века, пианино, картины на стенах. Две пушистые кошки, удобно устроившись в креслах, внимательно следят за происходящим.

-- Это моя инфарктная бригада, -- говорит о домашних любимцах Людмила Иосифовна. -- Когда мне нехорошо, они приходят и ложатся со мной. Муж их не жалует, поэтому и кошки его сторонятся. Виталий Степанович серьезно болеть стал к восьмидесяти годам. Первую операцию по поводу злополучной мужской болезни -- аденомы -- он перенес в 79 лет. Вскоре вырезали грыжу. Затем аппендицит в 90 лет. В 96 сделали операцию по поводу глаукомы. Прооперированным глазом он не видит -- только различает тень. Слух стал падать тоже где-то с 96-ти.

-- А как насчет вредных привычек?

-- Курил с 15 лет «Казбек». Бросил перед тем, как уйти на пенсию, в 1964 году, потому что начались сердечные приступы.

-- Вы на прогулки ходите? -- обращаюсь к хозяину дома.

-- Я солнечную погоду люблю. Тогда и выхожу на улицу. Хожу перед театром имени Франко по площади, делаю круги. Чего не одобряю -- так это ветра злого. Вы знаете, он меня прямо назад домой гонит: уходи, для этого ветра ты не годишься.

-- Сейчас Киев стал таким мрачным, -- замечает Людмила Иосифовна. -- Когда мы 60 лет назад переехали сюда, зима была как зима, осень как осень. А теперь ничего не разберешь. Резкие перепады температуры…

-- Виталий Степанович, крепко ли спите?

-- Сплю нормально. В последнее время ложусь часов в десять. Раньше, когда чувствовал себя получше, в двенадцать ложился. Просыпаюсь в четыре. Потом снова ложусь. Перед чаем делаю легкую зарядку. Завтракаем в час дня -- овсяная каша, творог. В шестом часу обедаем. А перед сном опять пьем чай.

Обычно Виталия Степановича спрашивают, сколько жили его родители. К сожалению, они погибли в годы Гражданской войны от голода. Одна из сестер умерла где-то в 90 лет.

-- Виталий Степанович, откуда вы родом?

-- Есть в Брянской области такое большущее село -- Ущерпье. Там я родился. Семья у нас была большая и очень бедная. Отец служил рабочим на стройке. Старший брат удрал в Америку, когда пришло время идти в армию. Там он обосновался. К сожалению, умер уже давненько. Другой в годы Гражданской войны был убит. Сестры вышли замуж. Ох, что-то я запутался… С возрастом теряешь связь мысли со словом. Вот что плохо.

«Орден «Красной Звезды» мне вручал Калинин, а Сталин пожимал руку»

На помощь приходит Людмила Иосифовна.

-- Трудовую жизнь муж начал в 1915 году. Работал помощником волостного писаря, рабочим суконной фабрики, где в декабре 1917 был принят в РСДРП. На стороне Красной армии участвовал в Гражданской войне. После служил в погранвойсках -- рядовым пограничником, политруком заставы и, наконец, заместителем начальника Каменец-Подольского погранотряда. За отличную службу к пятнадцатилетию пограничной службы СССР был награжден орденом «Красной Звезды», который ему вручали в Кремле.

Сам Виталий Степанович так вспоминает об этом событии.

-- Сталин решил из нескольких республик вызвать лучших пограничников. Калинин вручал ордена, а Сталин пожимал руки. Вы представить себе не можете, какие тогда я испытал чувства. Большего счастья придумать даже невозможно.

-- Как мы познакомились? Я родилась в Каменец-Подольском, где служил Виталий Степанович. Мой отчим был детским врачом, и Виталий Степанович, воспитывавший дочь от первого брака, прибегал к его услугам. В один из таких его визитов мы и познакомились. Оба были уже разведены. Он стал приходить каждый вечер. Молчаливый был. Я занимала его разговором. Под приемник мы стали танцевать. Так потихоньку я его на себе женила. Правда ведь, Виталий Степанович?

-- Очень может быть. Но я был не против, -- улыбается Виталий Степанович.

-- Узнав о нашем предстоящем браке, половина жителей Каменец-Подольского отговаривала и его, и меня, -- продолжает Людмила Иосифовна. -- Но наш брак выдержал все испытания. Мы вместе прожили 65 лет, воспитав двух дочерей. Инессу, дочь Виталия Степановича от первого брака, и Светлану, которая родилась у нас в 1937 году. Инессе уже 72 года. Она профессор, заведует кафедрой зоологии Нежинского пединститута. Светлана старший научный сотрудник Института физики, кандидат физико-математических наук. Ее сын тоже физик, кандидат наук. А работает за границей, как теперь многие наши ученые. У нас двое внуков и четверо правнуков.

«Нервный срыв спас мне жизнь во время репрессий»

-- Долго ли после свадьбы притирались характерами?

-- Я была очень вспыльчивой. Но преподавательская работа -- в школе, затем в Киевском университете, где я заведовала кафедрой социальной психологии, сделала меня «нормальной». А муж очень спокойный. Когда я выходила из себя, он слушал-слушал, потом говорил: ну все, ты уже перекипела?

-- Разница в социальном происхождении вам ладить не мешала?

-- Поначалу нет. Ведь у меня «плохая» биография была для того времени. Отец мой -- наполовину немец и наполовину чех, дальний родственник немецкого композитора Маршнера, к 1917 году дослужился до звания коллежского советника, что давало право потомственного дворянства. В это время началась революция и все пошло прахом. Последняя его должность -- мировой судья в Каменец--Подольском. Мама была из бедной мещанской семьи, однако окончила институт благородных девиц.

-- А в Киев как попали?

-- В смутное время -- 1937--1938 годы -- начались непрерывные собрания с обсуждением предателей Родины и выявлением их пособников. Больше всего доставалось начальству. Для Виталия Степановича это кончилось нервным срывом, который и спас ему жизнь. С парализованной левой частью тела его увезли в неврологическое отделение госпиталя. Он там пробыл три месяца. За это время был подписан приказ о его аресте, который затем заменили увольнением в запас.

Пытаясь найти работу, муж в 1938 году обратился к своему приятелю. Тот взял его в Главное дорожное управление Киева начальником отдела. Когда началась война, служил на Сталинградском фронте в строительно-дорожной группе. После войны работал по этой же специальности. Затем -- инженером в Киевском НИИ градостроительства. В 1977 году вышел на пенсию.

Пока мы разговаривали, Виталий Степанович заскучал, глаза его стали смыкаться. Однако, приободрившись, сказал: «Пойду чайку поставлю». Вскоре на столе с помощью Людмилы Иосифовны появились ароматный чай, вишневое варенье, творог, печенье.

-- По дому всегда вам Виталий Степанович помогал?

-- Когда мы поженились, он за холодную воду не брался. Однако был очень хлебосольным. Вечно своих дам любимых приглашал и товарищей по работе. А у нас 28 лет, до самой своей смерти, была домработница Оксана. Когда она стала болеть, я мужу говорю: надо Оксане помогать, ведь я заматывалась на работе -- лекции с утра до ночи. И тогда он научился. Великолепную заливную рыбу готовил, разбирал холодец, накрывал на стол. И с удовольствием все это делал.

-- Верующие ли вы люди? -- спрашиваю Людмилу Иосифовну.

-- К сожалению, нет. Но отец мой был очень верующим человеком. Маленькой водил меня в церковь. Хотя и считал, что между Богом и верующим не должно быть посредников. Заставлял учить закон Божий. Мама не была религиозной. Тем не менее все праздники церковные в доме соблюдались. Верить очень важно. Вот Виталий Степанович все время говорит о старости, смерти. А был бы верующим, тогда совершенно о другом бы думал, о вечном. Я обращалась к Богу только в горе. Но вера должна быть иной, постоянной и бескорыстной.

Дольше всего живут в Японии и Исландии

-- У некоторых «запас прочности» бывает такой, что даже в неблагоприятных условиях они живут долго, -- рассказывает заместитель директора Института геронтологии, академик АМН Украины, профессор Геннадий Бутенко. -- Интересен такой пример долгожительства. Последнего кошевого атамана Запорожской сечи Петра Калнышевского царица Екатерина сослала на Соловки. В крайне стесненных условиях, в крошечной подбрустверной келье он прожил… 113 лет.

На продолжительность жизни могут влиять многие факторы. В том числе и наследственность. В горных районах Азербайджана рядом было два села. Одно азербайджанское, а в другом жили русские -- секта молокан, которые переселились сюда еще в середине XVIII столетия. Молокане были весьма благочестивы -- не употребляли алкоголь, не курили, отличались трудолюбием. Они также переняли пищевые привычки местного населения. Однако, в отличие от азербайджанцев, болели часто и жили мало.

Есть места, где долгожителем быть престижно. Им оказывают особое почтение. Это горные районы Кавказа, некоторые районы Индии и Латинской Америки. Ученые заинтересовались тем фактом, что там много столетних. Но приехав туда, обнаружили, что это миф. Большинству столетних оказалось… немногим более 60-ти. Многие себе набавляли годы, а поскольку регистрация рождения там не велась, это было несложно.

В Украине сегодня средняя продолжительность жизни катастрофически низкая. Сказывается экономическая ситуация. У людей маленькие пенсии, они плохо питаются. Мужчины живут в среднем 61,5 года, женщины -- 73 года. Дольше всего сейчас живут в Японии и Исландии. Мужчины -- 76--77 лет, женщины 82--83 года.

… Интерес к феномену долгожительства у ученых не исчезает. Изучение темпов старения клеток, биохимических процессов, происходящих в организме у тех, кто старше 100 лет, возможно, помогло бы продлить жизнь многим, сохраняя ее качество.