Культура и искусство

Ян табачник: «за 30 лет в украине не было создано ни одного профессионального джазового коллектива. Это позорище»

0:00 — 4 мая 2001 eye 345

Джаз-оркестр Яна Табачника, камерный оркестр Донецкой консерватории, концертная программа (Национальная опера Украины, 27 апреля)

«От саксофона до ножа -- один шаг», -- сказал пятьдесят лет назад тогдашний главный ценитель искусства товарищ Жданов. С тех пор джаз в нашей стране стал уделом изгоев, манерных интеллектуалов -- для всех остальных это слово стало запретным, синонимом чего-то пугающего, непонятного и неприемлемого. На протяжении пяти десятилетий в джазе было создано столько шедевров, и все это прошло мимо нас, и, что самое страшное, мы об этом даже не догадывались. Разорвать порочный круг решил Ян Табачник, который неожиданно для многих сделал сразу две большие вещи: во-первых, создал собственный джаз-бэнд, во-вторых, устроил концерт популярной джазовой музыки, на который пригласил людей, определяющих пути развития нашей страны.

В первом отделении в сопровождении камерного оркестра Донецкой консерватории Ян Петрович исполнял оригинальные обработки популярных произведений -- романс «Я встретил вас», вариации на темы музыки южных славян «Венгерские эскизы». Второе отделение было целиком посвящено джазу: в течение полутора часов новоиспеченный джаз-бэнд (20 человек) играл популярные джазовые стандарты -- Дюка Эллингтона, Джорджа Гершвина, Диззи Гиллеспи, песни из репертуара Эллы Фитцджеральд. Затем Ян Табачник, кажется, впервые за много лет сыграл вещи, которые прославили его еще в СССР, включая собственную пьесу «Восточный эскиз». Аккордеон в качестве солирующего инструмента оркестра -- такое редко услышишь, как и аккордеонные обработки блюзов и рок-н-роллов. Аккордеон в руках Табачника говорил разными голосами, издавал паровозные гудки и жил на сцене, казалось, своей, отдельной, обособленной жизнью. Ян Петрович демонстрировал возможности инструмента: «дышал» корпусом, играл, как на пианино, -- двумя руками по клавишам, и даже устраивал музыкальные дуэли (диалоги) с саксофоном, гитарой и трубами. Публика -- люди солидные и ответственные -- сидела, затаив дыхание, не шелохнувшись. Это, конечно, мало напоминало официальные мероприятия во Дворце «Украина» -- некоторые, видимо, ТАКОЕ слушали впервые. Стратегическая задача -- легализовать джаз в нашей стране, сделав его популярным среди всех слоев населения, включая высшее руководство страны, -- была выполнена. Зачем Ян Петрович в очередной раз взвалил на себя такое тяжкое и неблагодарное дело?

«Я никогда не играл для тех, кто не хотел меня слушать»

-- Начнем с того, что дата этого концерта не случайна. Во-первых, 25 лет назад на фирме «Мелодия» вышел мой первый диск-гигант (всего их было пять. -- Авт. ). По нынешним меркам это равносильно миллионному тиражу компактов. «Мелодия» была единственной фирмой, которая выпускала музыкальную продукцию, и вы можете себе представить, насколько это было сложно. Кроме того, я уже сорок лет на эстраде. Все это как-то совпало, но мне не хотелось устраивать по этому случаю модных ныне презентаций, туров по стране -- надоело это, противно… Я не хочу на этом зарабатывать деньги. Я хотел побыть в интимном кругу близких мне людей, с которыми прошла моя жизнь. С дирижером Марком Очесальским, аранжировщиком Леонидом Затуловским и звукорежиссером «Мелодии» Юрием Винником, с которыми я записывал тот первый диск-гигант…

И хотя попса сейчас больше занимает нашу прессу, я надеюсь, что настанет время, когда в этой стране классическая музыка, джазовые коллективы будут собирать столько же народа. Где не «тусня», а в общем-то, солидные люди. Иначе так и умрем с этой попсой, цель которой -- быть героем в своем домоуправлении. Ну вот… На этой почве мы сошлись с дирижером Марком Ризницким и решили создать в стране, наконец, приличный джаз-бэнд -- чтобы мы, старые музыканты, могли с чистой совестью покинуть этот свет. Я всю свою жизнь отдал музыке, начинал играть в биг-бэнде и хочу, чтобы у нас звучал джаз. Я отнюдь не ретроград. Я люблю и хорошую поп-музыку, сам много лет играл популярные произведения, но мы живем в центре Европы, и то, что в Украине нет ни одного профессионального бэнда, просто позорище. Мы целый день пытались отстроить звук -- в нашей стране, к сожалению, отвыкли работать с живым звуком…

Осуществить наш проект было очень трудно. Я не хочу сейчас говорить о материальных затратах -- просто ужас, сколько всего нужно, чтобы оснастить коллектив аппаратурой, микрофонами, инструментами, одеть-обуть… Мы не хотим, чтобы джаз-бэнд сидел на шее у государства -- это абсурд. Однако мы хотели бы, чтобы этот коллектив стал таким же культурным достоянием, как Хор им. Веревки или Ансамбль им. Вирского. В свое время в Украине существовал джаз-оркестр «Днiпро» -- один из лучших бэндов в СССР, второй после легендарного оркестра Олега Лундстрема. И в течение 30 лет -- с тех пор, как «Днiпро» прекратил свое существование, -- этот вакуум не был заполнен. Я очень надеюсь, что впоследствии наш коллектив станет коммерческим, и мы сможем приглашать лучших инструменталистов, вокалистов -- как принято во всем мире. Я беседовал с Ириной Отиевой -- она согласна петь с нами. Я знаком с лучшими менеджерами в США, в Европе -- можно делать совместные выступления. Хороших музыкантов видно всегда -- даже если у них связаны руки. И имея таких блестящих музыкантов, пользоваться этими электронными протезами -- синтезаторами -- просто несправедливо. Я хочу, чтобы у нас была своя элита, и я первый буду аплодировать этим ребятам, которые самоотверженно играют джаз.

Я уже немолодой человек. И было бы странно, если бы я не отблагодарил инструмент, на котором играл всю жизнь. Все, что я на сегодняшний день имею, я имею благодаря ему. Аккордеон -- это кусок меня. Это мой товарищ, мой друг, который меня никогда не предавал. Но я чувствую, что аккордеон постепенно начинает уходить из жизни… Я собрал весь репертуар, который переиграл за свою жизнь -- и попроще, и сложный -- и оформил его в такой настоящий, достойный сборник «Академия аккордеона». Там всего несколько строк -- я написал, что никогда не играл то, что не умею играть, не играл для тех, кто не хотел меня слушать, и никогда не приходил туда, где меня не хотели видеть. Благодаря этому я сохранил достоинство -- музыканта и человека. Я хочу подарить эту книгу -- блестяще оформленную -- всем музыкальным школам и училищам. Кроме того, я хочу записать два диска с джаз-бэндом и просто раздать весь тираж -- чтобы люди приучались к этой музыке.