Их брак называли идеальным. Оказавшись однажды за одной партой с рыжеволосой девчонкой Мариной, Андрей с ней уже больше не расставался. Их преданность друг другу, его шальные поступки ради одного взгляда ее восторженных глаз становились причиной завистливых шуток в школе и институте, где они вместе учились. Он готов был ради любимой на все. Но когда она, сраженная тяжелой болезнью, умерла, Андрей не поверил. В тайной безумной надежде он прислушивался к шагам у двери, ожидая увидеть свою возлюбленную. Долгое время ему снился один и тот же сон. Марина шла по улице, а он пытался ее догнать, звал ее, но из груди не вырывалось ни звука. Он хотел увидеть ее лицо, но Марина ни разу не обернулась. Этот сон терзал его бесконечно, превратив некогда жизнерадостного молодого мужчину в молчаливого замкнутого отшельника.
Они познакомились на кладбище. Андрей пришел на могилу к жене, Надя -- к отцу. Могилы дорогих им людей оказались рядом. Когда Андрей впервые увидел соседку, она показалась ему удивительно похожей на его бывшую жену. С ним это случалось и раньше: при виде рыжеволосой женщины с такой прической, как у Марины, у него замирало сердце. Но в этот раз Андрей постарался отбросить все сравнения. Представившись Наде, он ограничил их общение лишь хозяйственной помощью: выкорчевал старый кустарник на могиле, вкопал столик со скамейкой, набрал в колонке воды для полива. К себе в душу не пускал, да и к Надежде с расспросами не лез.
За время, прошедшее после смерти их близких, они встретились на кладбище не более пяти раз. Обычно старались переделать все работы засветло, но на этот раз задержались до вечера. Андрей подкрашивал оградку на могиле жены, Надя высаживала цветы у памятника отцу. Внезапная гроза заставила их прервать работу и поспешить домой. Шел проливной дождь, и Андрей предложил подвезти женщину домой на своем автомобиле. Они побежали к машине, как вдруг Надя, за что-то зацепившись, рухнула в яму.
Оказавшись на дне ямы, которая показалась ей свежевырытой могилой, Надя так испугалась, что не могла даже закричать. Когда Андрей ее вытащил, она смотрела на него большими испуганными (такими же карими, как у Марины) глазами. В сумерках Надя была еще больше похожа на его покойную жену. Андрей, забыв обо всем, подхватил Надю на руки и понес к машине, стоявшей на краю кладбищенской аллеи.
Бушевала гроза. Раскаты грома и потоки дождя смывали грани между прошлым и настоящим, между иллюзией и реальностью. То, что женщина, притихшая у него на руках, была не Мариной, вдовец уже не осознавал. Когда Андрей, наконец, донес Надю до машины, он, почти не сомневаясь, что повернул время вспять и вернул покойницу-жену, стал осыпать ее поцелуями. Потрясенная исступленной страстью своего попутчика, Надя тоже потеряла голову. Опомнилась она лишь тогда, когда Андрей назвал ее Мариной.
Услышав имя другой женщины, Надя стала лихорадочно натягивать на себя промокшую насквозь одежду и думала лишь об одном: поскорее бы выскочить из машины. Но Андрей, который к тому времени уже пришел в себя, ее остановил. Вытащив бутылку коньяка и две рюмки, он предложил: «Давай помянем мою Маришку». В его голосе было столько тоски, что Надя, несмотря на уязвленное женское самолюбие, осталась.
Дождь продолжался. Они пили коньяк и молчали -- каждый о своем. Андрей о Марине. Надя -- о том, что мужчина, с которым она только что была так близка, просто принял ее за свою покойную жену Когда гроза закончилась, Андрей довез ее до дома и без лишних слов попрощался, дав понять, что продолжения не будет. Но когда на следующий день вечером Надя вышла на улицу, она увидела у дома знакомый автомобиль.
Так начался их странный роман. Андрей не скрывал, что ищет в новой подруге умершую жену, которая была для него идеалом. Надежда с этим мирилась, понимая: чем больше она будет походить на Марину, тем больше привяжет его к себе. Внимательно изучив семейные фотографии и видеокассеты, выслушивая воспоминания Андрея о бывшей жене, она стала копировать все ее привычки и черты.
Для этого ей пришлось себя ломать. Но то, что она получала взамен, когда находилась «в образе Марины», не шло ни в какое сравнение с теми временами, когда Надя была самой собой. Мужчины не задерживались в ее жизни, оставляя разочарование и пустоту. Андрюша же, который в ней так отчаянно нуждался и так трогательно о ней заботился, наполнил ее жизнь смыслом. Разве счастье быть рядом с любимым не стоило лицедейства?
Вскоре Андрей почувствовал, что отсутствие Нади его гнетет. Он по-прежнему любил Марину. Но и без Нади, которая стала для него спасательным кругом от одиночества и боли, жить уже не мог. Не дождавшись окончания официального срока траура по умершей жене, вдовец тайком от родных расписался с Надеждой.
Когда она сообщила мужу, что беременна, у Андрея вырвалось: «А Марина?» -- «Марина мертва и, по всей видимости, надолго», -- отрезала супруга, ожидавшая от мужа совсем другой реакции на известие о будущем ребенке. Он едва сдержался, чтобы не ударить жену за эти слова. Да кто она такая, чтобы позволять себе говорить о его Марише таким тоном?
Успокоившись, он понял, что Надежда права. Но Марина, вопреки очевидному факту смерти, казалась ему живой, и он боялся ее обидеть каким-то своими необдуманными поступками и действиями. Он и так считал себя виноватым перед ней за свою поспешную женитьбу, а тут еще ребенок от другой женщины. Андрей поймал себя на мысли, что по-прежнему считает Марину законной и единственной женой. Беременность Нади казалась ему предательством по отношению к любимой женщине, с которой они не успели завести детей.
Заметив охлаждение в их отношениях, супруга поняла: Андрею неприятна ее беременность, морально он не готов иметь ребенка от нее. Но, несмотря ни на что, Надежда надеялась выиграть этот изнурительный поединок с его покойной женой. В конце концов, у нее впереди вся жизнь.
Родился мальчик. Жизнь потихоньку налаживалась. Надя, которая ушла в заботы о ребенке, все же замечала: с мужем что-то не так. Он исправно ходил на работу, уделял внимание семье, общался с друзьями, но делал это механически. На Андрея навалились болезни. Встревоженная супруга начала водить его по врачам, они прописывали ему какие-то таблетки, но состояние здоровья не улучшалось.
Андрея мучили головные боли, бессонница, апатия, ничего не хотелось делать. Он стал нервным, раздражительным. И в результате попал на прием к психиатру.
-- Рассказывая о себе, пациент коротко упомянул о смерти первой жены, -- рассказывает корреспонденту «ФАКТОВ» врач-психиатр Криворожского отделения психиатрической помощи и профессионального психофизиологического отбора при больнице Криворожского ГУВД Сергей Вишниченко. -- И хоть он прямо не говорил, что страдает, это навело меня на мысль, что переживания по поводу смерти Марины не закончились. Это очень опасно. Похоже, именно эти непрекращающиеся по поводу потери любимого человека страдания и стали причиной депрессии Андрея.
Моя задача состояла в том, чтобы помочь ему поставить точку в переживаниях, сформировать новое мироощущение, которое дало бы возможность человеку жить полноценной жизнью. В лечении Андрея я использовал метод техники свободного дыхания. Он достаточно прост по исполнению, но сложен по переживаниям и ощущениям, диапазон которых очень широк — от самых приятных до жестоких и беспощадных. Ведь выходит на поверхность то, что человеку необходимо прочувствовать и пережить в данный момент, чтобы избавиться от проблемы.
Я провел с пациентом десять сеансов. Три сеанса подряд он переживал любовную встречу с покойной женой на кладбище. В его видениях, которые он описал после сеанса, Марина выходила из могилы, а после любовного свидания умирала прямо на руках у Андрея. Было очень жестокое сочетание встречи с любимой женщиной и ее смерти. Во время сеанса он плакал, смеялся, кричал Но несмотря на травматичность переживаний это было ему на пользу. Происходило своеобразное очищение, катарсис.
-- А если бы он не пришел на очередной сеанс?
-- Он очень боялся этих сеансов, он шел на них как на плаху. Но в то же время почувствовал, что это приносит ему облегчение, возвращает его к жизни. А если человек пугается этих ощущений, он не дает себе возможности перейти на какой-то новый уровень в своем развитии. И тормозит себя. И как бы говорит себе: «Нельзя, продолжай страдать». Но если он идет до конца (есть такое выражение «войти в зону страданий»), это страдание исчезает. Пациент вошел в «зону страданий», и это переживание как бы само собой разрешилось, перестало его давить. Уже после нескольких сеансов состояние Андрея стало улучшаться, пошел прорыв. Перестали сниться кошмары, исчезли неприятные ощущения в теле, ушел мышечный спазм, ведь Андрей был весь «зажат», находился в страшном мышечном напряжении. Его эмоциональное состояние стало меняться, появилась радость жизни. Он наконец отпустил с миром образ Марины, освободился от этой зависимости.
Когда Андрей закончил курс лечения, Надя увидела, как он изменился. Депрессия сменилась жаждой жизни, это был совсем другой человек. Врачу, который вылечил мужа, она была безмерно благодарна. Но одного она не учла. Вместе с ушедшей депрессией и тоской об умершей жене, ушла и потребность видеть рядом Надю. Андрея стало тяготить присутствие в доме женщины, как две капли воды похожей на первую жену.
Вскоре Надя почувствовала, что муж ей изменяет. Ее подозрения подтвердили подруги, встречавшие мужа то с одной, то с другой женщиной. Он перестал ночевать дома. Семья распадалась. В отчаянии она побежала к доктору, который его лечил.
-- Безусловно, для Нади измена мужа стала шоком, -- говорит Сергей Вишниченко. -- Казалось бы, он вернулся к жизни, и тут жена начала его терять. Очевидно, после выздоровления у моего пациента произошла переоценка ценностей, что повлияло на его отношение к супруге. Я объяснил, что для того, чтобы сохранить семью, Наде тоже нужно измениться -- и внутренне, и внешне. Перестать копировать Марину, образ которой Андрей теперь невольно пытался вытеснить новыми впечатлениями и ощущениями. Ей нужно было стать самой собой, чтобы Андрей начал новую жизнь как бы с «другой» женщиной.
Легко сказать, стать собой, когда человек столько лет вживался в другую роль! Мне пришлось использовать методы семейной психотерапии. Женщина в конечном итоге раскрепостилась, стала более интересной, чем прежде, когда выступала в роли Марины. Она стала уверенной в себе. Это, естественно, не мог не заметить мужчина, который находился рядом с ней.
Следуя советам доктора, Надя не только изменила внешность и стиль поведения. Она настояла на переезде в другую квартиру. Надежда чувствовала, что и Андрей, поставивший точку на своих переживаниях, и она, вышедшая из роли Марины, стали совсем другими людьми. Это была уже только ИХ жизнь. Жизнь без Марины.
Пытаясь «закрепить результат», Надя продолжала консультироваться с доктором, выспрашивая рецепты счастья. А он не мог не восхищаться ее мужеством и терпением. Связать жизнь с вдовцом, влюбленным в умершую жену, годами отвоевывать его сердце -- не каждой это по силам. Недавно Надя позвонила Сергею Ивановичу и сообщила, что ждет второго ребенка. «На этот раз Андрюша был счастлив», -- сказала женщина.