А арестных домов и метл для приговоренных к общественным работам нет пока даже на бумаге
В принятом Верховной Радой, но еще не подписанном Президентом Украины новом Уголовном кодексе числятся 12 видов наказания. С 1 сентября, когда новый УК вступает в действие, признанные судом виновными в совершении преступления могут быть оштрафованы, лишены военного, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса, лишены права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, приговорены к общественным или исправительным работам, аресту, служебным ограничениям для военнослужащих, конфискации имущества, ограничению свободы, содержанию в дисбате для военнослужащих, лишению свободы на определенный срок и пожизненному лишению свободы. Пять из этих видов наказания (общественные и исправительные работы, арест, ограничение свободы и пожизненное заключение) для Украины являются новыми.
Конечно, стопроцентной уверенности в том, что Президент подпишет кодекс в принятом народными депутатами виде, нет, хотя, по словам Юрия Кармазина, председателя Комитета ВР, готовившего этот закон, из 183 замечаний Леонида Кучмы, сделанных им еще на стадии обсуждения проекта, 139 были учтены в окончательном варианте. Но если даже какие-то изменения и будут внесены, они, скорее всего, не коснутся видов наказания. А значит, уже сейчас нужно думать, кто и как их будет исполнять. Традиционно эти вопросы находятся в ведении Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний, где уже готовятся к доработке проектов нового Уголовно-исполнительного кодекса Украины и закона о госслужбе исполнения наказаний. А в ближайшее время на рассмотрение Президента будет представлена программа первоочередных мер реформирования и господдержки этой системы. А то и правда, с 1 января начнут применять новые наказания, а ни арестных домов, ни мест, где бы содержались осужденные к ограничению свободы, в стране нет. Как быть и как вообще представляет себе новую, почти европейскую жизнь начальник Госдепартамента по вопросам исполнения наказаний Владимир Левочкин, мы решили узнать у него лично. Вот что он рассказал.
-- Мы стоим на том, чтобы было как можно больше альтернативы. По нашей инициативе в новый Уголовный кодекс были внесены и общественные работы, и ограничение свободы, и другие виды наказания Сейчас наш департамент выполняет, например, исправительные работы. В департаменте создана Служба исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. В перспективе она будет развиваться, а альтернативные виды наказания станут доминирующими в системе наказаний за нетяжкие преступления.
-- В новом Уголовном кодексе существует новый вид наказания -- ограничение свободы. Что это значит?
-- Имеется в виду, что человек находится в специальном учреждении. Он может там жить, как в общежитии, выходить за его пределы, получать деньги и пользоваться ими -- в то время как сейчас осужденные к лишению свободы рассчитываются только по безналу. Если эти люди своим поведением и своим отношением к труду и обществу зарекомендуют себя с хорошей стороны и не будут представлять опасности, они смогут проживать за пределами этого учреждения семьями. Это предусмотрено нашим проектом Уголовно-исполнительного кодекса. «Ограничение свободы» будет напоминать институт, который у нас сейчас приостановлен и ликвидирован новым кодексом. Это институт условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением к труду (бывшая статья 25 прим. Уголовного кодекса). Но ограничение свободы будет больше адаптировано к современным условиям.
-- Согласно новому кодексу, значительная часть осужденных будет отпущена на свободу. Не могли бы вы назвать, какому количеству зэков можно собираться по домам?
-- Действительно, в новом УК некоторые составы преступления декриминализированы, по другим составам предусмотрены альтернативные меры наказания. Кто-то подпадет под условно-досрочное освобождение Но до официального принятия кодекса давать какие-то комментарии преждевременно.
-- Кто будет организовывать общественно-полезные работы и какие средства понадобятся для этого?
-- Согласно новому Уголовному кодексу и проекту Уголовно-исполнительного кодекса, общественные работы будут исполнять «органы исполнения наказаний, не связанные с лишением свободы». В проекте Уголовно-исполнительного кодекса они уже называются уголовно-исполнительными инспекциями. Люди, приговоренные к общественным работам, будут использоваться, как предусматривается, для нужд коммунального хозяйства города Некоторые из них (кто сможет) будут работать в органах и учреждениях Министерства здравоохранения.
-- Сколько людей сейчас осуждены пожизненно, где они содержатся и в каких условиях? И когда будут созданы специальные колонии для «пожизненников»?
-- У нас сегодня пожизненно осуждены 560 человек. Мы планируем разместить их в двух учреждениях, которые сейчас готовятся к приему этого контингента. Приговоренные на «пожизненно» будут отбывать наказание в тюремном заключении. 11 января нынешнего года мы внесли изменения и дополнения в Исправительно-трудовой кодекс, которыми определены более гуманные условия отбывания наказаний этой категории осужденных. Им разрешены свидания, посылки, увеличена продолжительность прогулки, они будут получать передачи Словом, то, что необходимо для нормальной жизнедеятельности человека.
-- Сколько всего заключенных находится в украинских учреждениях исполнения наказаний?
-- По состоянию на 1 апреля -- 225,2 тысячи осужденных. 175 тысяч приговорены к лишению свободы, из них 11,5 тысячи -- женщины и 3,2 тысячи -- несовершеннолетние.
-- По информации Юрия Кармазина, долг Госдепартамента исполнения наказаний государству составляет 150 миллионов гривен
-- У нас есть кредиторская задолженность перед поставщиками, перед организациями, и связана она с функционированием системы. Мы, к сожалению, не укладывается в те бюджетные средства, которые нам выделяются. На этот год, например, бюджетом выделены 327 миллионов гривен (для сравнения: в США на финансирование пенитенциарной системы в год выделяется 40 миллионов долларов. -- И. Д. ). Но наши долги -- это долги и 2001 года, и прошедших лет. По мере финансирования мы стараемся с ними рассчитываться и обращаемся к правительству, чтобы нам этот долг как-то реструктуризировали.
-- А сколько раз в этом году облэнерго отключали учреждения исполнения наказаний? И как это повлияло на их безопасность?
-- Раз пятнадцать. Но у нас, к счастью, есть свои генерирующие установки, которые на период отключения обеспечивают охранное освещение и работу инженерно-технических средств. И все же такие отключения нежелательны -- они так нам усложняют работу!
-- Не связан ли мариупольский побег несовершеннолетних именно с таким отключением?
-- Нет, там была плохая организация работы со стороны персонала и предательство со стороны одного сотрудника. Начальник этой колонии уволен, а должностные лица, которые допустили это тяжкое преступление, привлечены к дисциплинарной ответственности.
-- Сколько таких чрезвычайных событий было в этом году?
-- Побег из Мариупольской колонии, захват заложников в Дарьевской 10-й колонии и побег в Донецке, в 27-й колонии. Во всех случаях все сбежавшие задержаны.
-- Правда ли, что производство в зонах облагается налогами?
-- Да, конечно. Налогом на добавленную стоимость, например. Мы сейчас внесли свои предложения в Верховную Раду -- чтобы налоговое давление если и коснулось нас, то как можно меньше. Иначе нам не удастся добиться улучшения условий содержания. В России ведь эту систему освободили от налогов!
-- Собирается ли департамент когда-нибудь рассекретить вопросы, связанные со смертными казнями, отмененными совсем недавно?
-- Это не в компетенции департамента. Секреты, которые в находятся в нашей компетенции, мы отменили. Остались всего два: система охраны учреждений и оперативно-розыскная деятельность в них.
-- В новом Уголовном кодексе отменено понятие режимности исправительных учреждений. Как же теперь будут определять, куда после суда пойдет убийца, а куда -- карманник?
-- В Уголовном кодексе отказались от классификации УИН по видам режима (сейчас существуют четыре основных вида режима: общий, усиленный, суровый и особый). Они не всегда учитывали личность того или иного осужденного. Человек может совершить ряд однотипных нетяжких преступлений и быть осужден как опасный рецидивист, хотя опасности для окружающих, для общества, для страны он не представляет. Мы разработали новую квалификацию, признанную и в Европе. Там колонии делятся по степени безопасности, которая делает побег невозможным. Если это учреждение максимальной степени безопасности, то побег оттуда исключен. Совсем! Учреждение средней степени безопасности -- для менее опасных преступников, хотя и там созданы такие условия, чтобы не убегали. Ни одно учреждение не предусматривает побега. Мы должны обеспечить безопасность граждан, общества
-- И сколько у нас будет типов учреждений по уровню безопасности?
-- Четыре.
-- То есть фактически ничего не изменится?
-- Нет, изменится. Там будут содержаться лица, направленные по классификации, которую мы подготовили и вскоре проведем через постановление Кабинета министров. Раньше определял суд: такой-то осужденный должен отбывать наказание в учреждении такого-то типа и срок. Теперь же суд будет назначать срок. А уж где именно и в каких условиях его отбывать, будет определять Уголовно-исполнительный кодекс