Культура и искусство

Более 70 человек за девять месяцев расписали 15 тысяч яиц, из которых художница Оксана Мась сложила уникальное мозаичное панно с изображением Божьей Матери

0:00 — 16 января 2010 eye 1422

Этот проект Оксана оплатила сама, истратив около 80 тысяч долларов. Планировала разместить панно на одной из станций столичного метро, но по предложению министра культуры Украины работу установили в Софии Киевской

Не имеющее аналогов мозаичное панно «Взгляд в вечность», сложенное из 15 тысяч расписанных вручную яиц и изображающее Матерь Божью, на старый Новый год открыли в самом древнем из сохранившихся ныне в Восточной Европе христианских храмов — Софийском соборе в Киеве. Мозаика очень большая — семь на семь метров, — словно светится изнутри, причем возникает иллюзия, что писанки, из которых она выложена, зависли в воздухе.

- Такой визуальный эффект достигнут несколькими приемами: во-первых, я покрыла сусальным золотом щиты, на которых в шахматном порядке уложена мозаика, — рассказала «ФАКТАМ» автор уникальной работы художница Оксана Мась.  — К тому же вначале сусальное золото было нанесено и на три тысячи писанок, и только затем их расписывали орнаментом. Возле панно я особым образом разместила светильники. Их лучи направлены так, что у зрителя складывается впечатление, словно композиция невесома, яйца ни к чему не прикреплены и свет льется сквозь них.

 — Но самое сильное впечатление производит даже не это, а потрясающе выразительные глаза Богоматери…

 — Да, именно на её взгляде сделан основной акцент. Она «смотрит» на человека, в какой бы точке зала он ни находился. Знаете, идея создать эту работу возникла во время посещения собора Святого Марка в Венеции. Мне довелось подняться к самым сводам храма, и я с очень близкого расстояния увидела огромные изображения святых, их глаза. Поэтому мое панно размещено так, чтобы зритель рассматривал его, находясь совсем рядом.

А вот задумку использовать писанки я нигде не заимствовала, поэтому сейчас на нее оформляю авторские права. Идея с писанками появилась во время отдыха на лыжном курорте в Карпатах. На местном базарчике я увидела две корзины с яйцами: в одной белые, в другой — коричневые. Знакомые затем убеждали: если использую писанки, то меня перестанут считать современной художницей. Но я поступила по-своему.

Пересмотрела сотни женских портретов, в том числе кисти Леонардо да Винчи, Сальвадора Дали, Пикассо, Боттичелли… Но остановилась на нашей иконе, написанной в начале XVII века в стиле украинского барокко. На нее и ориентировалась, создавая мозаику. Начинала работу с несколькими друзьями, расписывая до 150 яиц в день. Трудилась так целый месяц и поняла, что нужно привлечь дополнительные силы. Поместила объявление в газете. Откликнулось много художников, в том числе две послушницы монастыря, дети. Всего более семидесяти человек. Я давала им нужные рисунки, и они переносили их на яйца, изготовленные из бука на фабрике в Черновицкой области. Причем несколько человек сами стали придумывать орнаменты. Ключевую часть работы — создание непосредственно мозаики — я выполнила сама.

 — Сколько вы платили художникам?

 — От пяти до десяти гривен за яйцо. Я обеспечивала их всем необходимым для работы. Например, красками, выкладывая по 25 гривен за небольшой тюбик. А их понадобилось тысячи. Прибавьте к этому оплату труда рабочих, помогавших перевезти панно из Одессы в Киев, смонтировать его, еще затраты на аренду двух грузовиков… Вот и набежало 80 тысяч долларов. Работа над этой мозаикой продолжалась девять месяцев. Всего было расписано 28 тысяч яиц, из них я отобрала 15 тысяч. Кстати, они покрыты сверхстойким, так называемым яхтенным лаком — его наносят на днища парусников, и он выдерживает длительное пребывание в морской воде! Так что панно очень долговечное.

Многие коллеги жалуются, мол, государственные музеи ничего у них не покупают. Ну что поделаешь — государство бедное. Значит, дарите ему свои произведения. По крайней мере, я могу себе это позволить: успешная художница, мои картины вошли в число 18-ти работ украинских мастеров, отобранных в минувшем году экспертами аукциона «Сотбис». Причем из этих полотен самым востребованным оказалось мое — «Драйв 9». Оно было продано за наибольшую цену — 53 тысячи долларов.

 — Как получилось, что ваше панно разместили в Софии Киевской?

 — Изначально я хотела, чтобы оно находилось на одной из станций столичной подземки. Узнав об этом, министр культуры Украины Василий Вовкун предложил разместить его в Софийском соборе. Ведь это очень интересно: поставить рядом образец современного украинского изобразительного искусства и тысячелетний мировой шедевр — мозаику с изображением Оранты. Я впечатлена смелостью и широтой взглядов генерального директора Национального заповедника «София Киевская» Нели Куковальской, поддержавшей эту идею.

Сейчас работаю еще над одной мозаикой из ста тысяч писанок! К этому проекту привлечены те же художники, которые помогали мне в создании панно. Яйца размещаю на большие, диаметром 2,5 метра, шары. Премьерный показ этой вещи запланирован на весну в здании ООН в Нью-Йорке.