Этот проект Оксана оплатила сама, истратив около 80 тысяч долларов. Планировала разместить панно на одной из станций столичного метро, но по предложению министра культуры Украины работу установили в Софии Киевской
Не имеющее аналогов мозаичное панно «Взгляд в вечность», сложенное из 15 тысяч расписанных вручную яиц и изображающее Матерь Божью, на старый Новый год открыли в самом древнем из сохранившихся ныне в Восточной Европе христианских храмов — Софийском соборе в Киеве. Мозаика очень большая — семь на семь метров, — словно светится изнутри, причем возникает иллюзия, что писанки, из которых она выложена, зависли в воздухе.
— Но самое сильное впечатление производит даже не это, а потрясающе выразительные глаза Богоматери
— Да, именно на её взгляде сделан основной акцент. Она «смотрит» на человека, в какой бы точке зала он ни находился. Знаете, идея создать эту работу возникла во время посещения собора Святого Марка в Венеции. Мне довелось подняться к самым сводам храма, и я с очень близкого расстояния увидела огромные изображения святых, их глаза. Поэтому мое панно размещено так, чтобы зритель рассматривал его, находясь совсем рядом.
А вот задумку использовать писанки я нигде не заимствовала, поэтому сейчас на нее оформляю авторские права. Идея с писанками появилась во время отдыха на лыжном курорте в Карпатах. На местном базарчике я увидела две корзины с яйцами: в одной белые, в другой — коричневые. Знакомые затем убеждали: если использую писанки, то меня перестанут считать современной художницей. Но я поступила по-своему.
Пересмотрела сотни женских портретов, в том числе кисти Леонардо да Винчи, Сальвадора Дали, Пикассо, Боттичелли Но остановилась на нашей иконе, написанной в начале XVII века в стиле украинского барокко. На нее и ориентировалась, создавая мозаику. Начинала работу с несколькими друзьями, расписывая до 150 яиц в день. Трудилась так целый месяц и поняла, что нужно привлечь дополнительные силы. Поместила объявление в газете. Откликнулось много художников, в том числе две послушницы монастыря, дети. Всего более семидесяти человек. Я давала им нужные рисунки, и они переносили их на яйца, изготовленные из бука на фабрике в Черновицкой области. Причем несколько человек сами стали придумывать орнаменты. Ключевую часть работы — создание непосредственно мозаики — я выполнила сама.
— Сколько вы платили художникам?
— От пяти до десяти гривен за яйцо. Я обеспечивала их всем необходимым для работы. Например, красками, выкладывая по 25 гривен за небольшой тюбик. А их понадобилось тысячи. Прибавьте к этому оплату труда рабочих, помогавших перевезти панно из Одессы в Киев, смонтировать его, еще затраты на аренду двух грузовиков Вот и набежало 80 тысяч долларов. Работа над этой мозаикой продолжалась девять месяцев. Всего было расписано 28 тысяч яиц, из них я отобрала 15 тысяч. Кстати, они покрыты сверхстойким, так называемым яхтенным лаком — его наносят на днища парусников, и он выдерживает длительное пребывание в морской воде! Так что панно очень долговечное.
— Как получилось, что ваше панно разместили в Софии Киевской?
— Изначально я хотела, чтобы оно находилось на одной из станций столичной подземки. Узнав об этом, министр культуры Украины Василий Вовкун предложил разместить его в Софийском соборе. Ведь это очень интересно: поставить рядом образец современного украинского изобразительного искусства и тысячелетний мировой шедевр — мозаику с изображением Оранты. Я впечатлена смелостью и широтой взглядов генерального директора Национального заповедника «София Киевская» Нели Куковальской, поддержавшей эту идею.
Сейчас работаю еще над одной мозаикой из ста тысяч писанок! К этому проекту привлечены те же художники, которые помогали мне в создании панно. Яйца размещаю на большие, диаметром 2,5 метра, шары. Премьерный показ этой вещи запланирован на весну в здании ООН в Нью-Йорке.