Теперь доход в казну города и страны будет поступать из-под земли
Середина мая, а на майдане Незалежности пока что виднеются только два огромных котлована. Идущие мимо громадной стройки люди постоянно упражняются в остроумии: мол, вот за государственные деньги ямы вырыли, лучше бы эти средства пенсионерам раздали, а возле старого фонтана можно было отдыхать еще лет сто
Между тем на недавних тендерах инвесторы, желающие вложить средства в реконструкцию майдана Незалежности и Бессарабского квартала, не только стояли в очереди, но и чуть ли не дрались за то, чтобы именно их деньги «были зарыты» (как выражаются обыватели) на главной площади страны.
-- Хотелось бы раз и навсегда покончить с досужими толками о расходовании денег «из государственного кармана», -- говорит начальник Главного управления внешнеэкономических связей и инвестиций доктор технических наук Михаил Поживанов. -- Ведь победитель тендера -- общество с ограниченной ответственностью «Дилайт» -- вкладывает средства в строительство помещений торгово-выставочного комплекса сразу под всем пространством майдана Незалежности. Это 19 тысяч квадратных метров, из которых 15 тысяч -- торговые. За каждый квадратный метр инвесторы заплатили 5200 гривен. Всего же фирма вложит в объект почти 100 миллионов гривен. Учтена стоимость не только строительных, но и ряда работ, которые будут закончены на поверхности майдана к 10-й годовщине Независимости.
Такая же ситуация сложилась и в Бессарабском квартале. В тендере на строительство подземного комплекса под улицей Красноармейской участвовало 100 (!) компаний, причем все украинские. Выиграв конкурс, работы теперь финансирует основанная в Донецке фирма «Мiсто слави», проплачивая по 5100 гривен за квадратный метр. А финансирование реконструкции старых зданий в Бессарабском квартале взяли на себя компании «Брокард» и «Синтез». Стоимость квадратного метра «черновых» помещений без отделочных работ колеблется от 1300 до 1800 долларов (!).
Называя эти цифры, я хочу объяснить: компании, которые вкладывают свои деньги (а не средства из бюджета города, страны) в реконструкцию, затем начнут свою деятельность, а значит, будут платить налоги в районные, городской, государственный бюджеты, то есть «из-под земли» и «из развалин» государство станет получать солидный доход, киевляне от этого только выиграют.
Сегодня многие украинские компании хотят вкладывать средства в реконструкцию и становиться собственниками, а не арендаторами. В экономику города, между прочим, значительные инвестиции вносят именно украинские бизнесмены -- до 80 процентов всех вложенных средств. В прошлом году мы зарегистрировали всего 163,3 миллиона долларов иностранных вложений. Они были направлены в оптово-розничную торговлю, общественное питание, пищеперерабатывающую промышленность.
Интересно то, что четвертая часть средств -- капитал компаний из оффшорных зон, ранее вывезенный из Украины, а теперь возвращающийся в страну. Разбираясь во многих финансовых ситуациях -- мне приходится работать в комиссии по возврату валютных ценностей, -- я вижу, что созданный в Украине механизм возврата капитала действует.
Еще один крупный инвестиционный проект нужно осуществить в Киеве. Хотя без конфликтов не обойдется, но уже создана согласительная комиссия. Мы потеряли много времени, откладывая рассмотрение земельных споров вокруг проекта строительства комплекса «Лыбидь-Плаза» в Московском районе. Инвесторы -- украинская и венгерская компании -- давно подготовили проект комплекса, подобного которому в Украине еще не было.
Место для торгово-развлекательного комплекса «Лыбидь-Плаза» выбрано на пересечении улицы Горького и бульвара Дружбы народов. На конечной остановке метро «Лыбидская» скапливается большое количество людей, направляющихся в самые старые и густонаселенные районы Киева -- Московский и Зализнычный. Этот фактор, несмотря на сложный рельеф и геологию района, оказался решающим в выборе места под строительство комплекса.
Комплекс по архитектурному плану объединит Московскую и Лыбедскую площади с железнодорожной станцией Киев-Московский. Пассажиры смогут беспрепятственно пересаживаться на другой вид транспорта. Или, не отходя далеко от железнодорожной станции, получить необходимые услуги и купить в дорогу все необходимое.
Сегодня земля стала дорогим товаром, поэтому территорию, которую занимают два оптовых рынка, предлагается увеличить в четыре раза -- за счет строительства здесь четырехэтажного торгово-развлекательного комплекса. Из любой точки города к комплексу можно будет подъехать на автомобиле, поставить его в трехуровневый паркинг и подняться в торговые залы.
Комплекс запроектирован по принципу восточного города-базара: «улицы» -- это торговые ряды, площади-зоны -- специализированные супермаркеты. А вдоль улиц -- торговые точки, которые будут сдавать в аренду. В Киеве это будет первый такой комплекс, где торговля приобретет семейный характер: родители займутся покупками, а дети смогут побегать и попрыгать на аттракционах. В комплексе предусмотрены и кинотеатр, и боулинг, и бильярд
В этом и заключается философия современной торговли -- совместить приятное с полезным, попытаться выполнить любой каприз покупателя и никуда его не выпустить из своих «объятий».
Центр сможет принять около десяти тысяч человек. Порядок и безопасность будут строго контролировать сотни телекамер, а на случай непредвиденных обстоятельств на каждом этаже оборудуют 12 аварийных выходов.
После согласования проекта строительство надеются завершить через полтора года. Как свидетельствует практика, окупаются подобные торговые комплексы через 7--8 месяцев, ведь уже с первого дня они работают на полную мощность. Это будет одна из самых крупных иностранных инвестиций в городе за последнее время. В остальном приходится надеяться на украинских предпринимателей.