Опять началась бюджетная страда -- нужно писать смету на 2002 год. Снова руководство государства настаивает на том, чтобы бюджет формировался на основе новой налоговой системы. А это значит, что опять парламентарии вернутся к обсуждению несколько подзабытого за зиму проекта Налогового кодекса. Но теперь уже во втором чтении
В России благодаря ослаблению налогового давления поступления от подоходного налога увеличились почти на 70 процентов
Рассматривать проект Налогового кодекса депутаты намерены уже на следующей неделе. Напомним, что после первого чтения ставки основных налогов были снижены: налога на прибыль -- до 20% (правда, после этого профильный парламентский комитет настоятельно порекомендовал сохранить ее на уровне 30%) и НДС -- до 17% (плюс 2% в инновационный фонд).
Что же касается ставок подоходного налога, который платят все работающие жители Украины, то они изменялись в проекте неоднократно. На заре его написания обсуждалась даже возможность введения единой ставки подоходного налога -- 10% (кстати, именно на таком варианте финансовых отношений со своими гражданами остановилась Россия, установив единую ставку подоходного налога в размере 13%). В конце концов, после бурных дебатов в ходе первого чтения налогового кодекса в проекте остались три основные ставки: 10%, 20% и 30%.
Однако очевидная необходимость снижения налогового давления на заработную плату не исчезла. Более того, вот уже больше полугода ситуацию форсирует положительный опыт России (по сообщению российского Министерства по налогам и сборам, в результате ослабления налогового давления поступления от подоходного налога за три месяца нынешнего года увеличились почти на 70%). Поэтому Государственная налоговая администрация Украины подала в правительство предложения об изменении шкалы налогов (см. таблицу).
Кроме того, что, проектом предусмотрено повышение необлагаемого минимума доходов граждан (с 17 до 118 гривен), налоговики предложили определять ставки подоходного налога исходя из прожиточного минимума. Причем разработчики утверждают, что в этих предложениях учтены положения, содержащиеся в проекте Налогового кодекса (напомним, что база налогообложения в нем определяется исходя из минимальной зарплаты -- 118 гривен)
Сейчас на каждую легально выплаченную гривню приходится около $2 заработка, выданного «в конверте»
Это совершенно новый подход к определению благосостояния наших сограждан и их обязательств перед бюджетом. Хотя бы потому, что прожиточный минимум в Украине утверждается ежегодно, и его размеры меняются в зависимости от стоимости потребительских корзин (пока -- в сторону увеличения). А это значит, что предложенная шкала ставок будет, во-первых, гибче нынешней, а во-вторых, более близкой к реалиям нашей жизни.
Расчеты были сделаны с учетом среднего размера прожиточного минимума на 2001 год -- 311 гривен на человека в месяц. Кстати, в настоящее время ставки определяются исходя из необлагаемого минимума, который не менялся на протяжении более чем восьми лет и по прежнему составляет 17(!) гривен. Разница -- налицо.
По сообщению пресс-службы Государственной налоговой администрации Украины, расчеты свидетельствуют о том, что около 90% работающих жителей Украины будут платить подоходный налог по минимальной ставке (10%). Однако, учитывая потребности бюджета, налоговики предлагают одновременно со смягчением ставок расширить базу налогообложения. Например, за счет упразднения льгот и обложения налогом сумм, полученных человеком в виде процентов по вкладам, дивидендов и так далее.
Специалисты ГНАУ утверждают, что в целом уменьшение ставок с одновременным расширением базы налогообложения не нанесет ущерба бюджету. По расчетам специалистов ГНАУ, в 2002 году поступления от подоходного налога могут составить около 7,8 млрд. грн. , тогда как в нынешнем году (при действующей шкале) он должен принести государству только 6,9 млрд. грн.
Пока не известно, в каком виде эти предложения попадут на рассмотрение парламента -- в виде отдельного законопроекта или дополнения к положениям кодекса. И конечно же, судить о том, насколько оправданы расчеты налоговиков, могут только те, кто непосредственно сталкивается с потребностями бюджета и знает финансовые возможности наших налогоплательщиков не понаслышке. Однако при обсуждении законопроекта стоит все-таки помнить о том, что сейчас налоговое и «страховое» давление надежно и прочно загнало заработки наших сограждан «в тень». Опрос проведенный недавно среди представителей малого и среднего бизнеса, показал: на каждую легально выплаченную в виде заработной платы гривню приходится около $2 заработка, выданного «в конверте». Есть над чем задуматься