Лепка фарфоровых статуэток настолько увлекла 37-летнего александра, что он избавился от депрессии и частых приступов эпилепсии

0:00 — 18 мая 2001 eye 568

Украинские специалисты лечат многие психические заболевания с помощью арт-терапии, прописывая пациентам занятия рисованием, шитьем, музыкой

Саша виртуозно соединяет миниатюрные лепестки. Получаются цветы, серьги, броши… В творческих мастерских медико-социального реабилитационного центра он занимается уже семь лет.

-- Это может показаться странным, но тщательное выполнение работы -- одно из проявлений моей болезни. Во всяком случае, так говорят врачи, -- объясняет Александр. -- С другой стороны, кропотливый труд успокаивает меня, отвлекает от мрачных мыслей, и у меня намного реже случаются приступы.

Эпилепсию в народе прозвали «черной немочью», «падучей». Человек в любой момент может потерять сознание и забиться в судорогах. Чем чаще случаются приступы, тем тяжелее протекает болезнь. Нередко эпилепсия -- наследственное заболевание. Но Саша занемог по другим причинам. Пятилетним мальчишкой он без разрешения взял чужую лопатку в песочнице. Соседские мальчик и девочка жестоко избили его за это. К несчастью, взрослых рядом не оказалось. »Я стоял, прижавшись к дереву, а они били меня палками по голове. Увидев на моем лице кровь, испугались и убежали. »

-- Я помню тот день, как вчера. В дверь позвонил парнишка лет четырнадцати и сообщил, что на улице мой сын лежит без сознания, -- рассказывает Зоя Ильинична. -- Я выбежала во двор. Соседи уже уложили Сашку на лавочку. На голове у него была рана. В больнице ее промыли, сказали, что до свадьбы заживет. Но Саша стал бредить. Врачи успокаивали: мол, он сильно испугался, это пройдет. А через полгода у него случился первый приступ, он стал терять сознание по нескольку раз в день. Тогда ему поставили диагноз: эпилепсия. Оказалось, что из-за сильных ударов у Саши повреждена часть мозга. Приступы мучают его и по сей день.

-- После того, как Саша стал заниматься лепкой, у него улучшилось самочувствие, реже случаются эпилептические припадки, -- говорит психолог медико-социального реабилитационного центра при Киевской городской психоневрологической больнице N 1 Ирина Лубяницкая. -- Метод арт-терапии (лечение искусством), в отличие от медикаментов и психотерапии, помогает пациенту активизировать внутренний потенциал для борьбы с недугом. Хотя эпилепсия, как и многие другие психические заболевания, пока считается неизлечимой, постоянная поддержка окружающих позволяет избежать частых обострений. Занятия лепкой или рисованием вызывают положительные эмоции, повышают самооценку, тем самым помогая справиться с депрессией. Это важно для пациентов, страдающих разными психическими расстройствами. Диагноз часто становится барьером между больными и обществом. Им почти невозможно устроиться на работу, их сторонятся друзья, соседи. Отрицательные эмоции, связанные с этим, усугубляют болезнь. Арт-терапия как вспомогательный метод лечения не имеет противопоказаний. Благодаря занятиям искусством человек меняется на глазах. Он больше не считает себя ущербным.

«Черная немочь»

-- Я всегда чувствую приближение приступа. В детстве звал на помощь бабушку. Она набрасывала на меня черную шаль, как принято было в народе при «черной немочи», -- вспоминает Александр. -- Теперь заранее ложусь на кровать, а если эпилептический приступ застает меня на улице, -- на траву или землю, чтобы не удариться головой об асфальт. Сначала начинаются судороги, затем тело сворачивается в клубок и резко выпрямляется, минуты две меня трясет. Потом я чувствую сильную слабость. Если мне не удается сразу после приступа лечь спать, сильно болит голова.

Саша окончил обычную школу. Учился хорошо, много читал, ведь ему приходилось большую часть времени проводить дома. Друзей у него не было.

-- Я часто слышала, как соседи говорили своим детям: не дружи с ним, он болен, -- рассказывает Сашина мама. -- Но самое ужасное, что после школы сын не мог устроится на работу. В выданной справке было написано, что ему нельзя работать у воды, огня, с горячими жидкостями, движущимися механизмами… А Саша в детстве мечтал пойти по стопам отца и деда, поступить в военное училище. Даже втайне от всех занимался в секции боевых искусств. Когда он осознал, что его планам не суждено сбыться, упал духом. У него в жизни ничего, кроме пенсии и таблеток, не оставалось.

На художественной выставке Саша встретил девушку своей мечты

Семь лет назад, когда Саша в очередной раз проходил курс лечения в психоневрологической больнице, ему предложили посмотреть, как больные работают в творческой мастерской.

-- Знаете, я и подумать не мог, что смогу рисовать, лепить, -- признается Александр. -- Мне показали фарфоровую брошь. Я попробовал сделать похожую, получилось. Правда, первое время одну брошь лепил около часа, но уже через год -- четыре за пятнадцать минут. Потом мне удавались и звери. Когда мои работы стали показывать на выставках «Территория души», я почувствовал себя уверенно. То, что я делал, нравились людям! На одной из выставок познакомился с девушкой, проходившей лечение в психоневрологической больнице, пригласил ее в наш центр. Мы встречаемся, и, честно говоря, я до сих пор не могу поверить, что наши отношения -- не сон.

-- Сын пропадал в мастерской целыми днями, а когда возвращался, его лицо светилось от восторга, как в детстве, -- продолжает Зоя Ильинична. -- У него появились друзья. Вместе с ними он организовал благотворительный фонд «Отраженные миры».

-- В центре на больных не смотрят как на чужаков, они свободно общаются, выбирают занятие по душе, -- говорит Ирина Лубяницкая. -- Кто-то предпочитает в творческой мастерской заниматься лепкой, рисовать, учиться музыке. Некоторые в швейных мастерских ремонтируют старую или пытаются шить новую одежду. Раз в неделю ребята собираются, чтобы вместе обсудить проблемы. Саша снимает всех на видеокамеру, а затем мы просматриваем кассету. Глядя на себя со стороны, каждый находит недостатки в поведении, внешности, от которых бы хотел избавиться.

-- Я стал аккуратнее одеваться благодаря этим занятиям, -- замечает Александр.

В новой обстановке у Саши стали реже случаться приступы. Иногда он неделями не вспоминает о болезни.

-- Но если с кем-то поссорюсь, перенервничаю -- жди беды, -- говорит Александр.

Чтобы избавиться от проблем, их надо… съесть. Такие образы рисуют больные

Термин арт-терапия появился в 40-х годах и применяется ко всем творческим занятиям, которые проводятся в больницах и центрах психического здоровья. Раньше арт-терапевты лишь помогали психологам и психиатрам уточнить диагноз пациента, анализируя его рисунки. Ведь они несут огромную информацию, так как страх, боль, тревогу многим больным легче передать в образах, чем рассказать о них. Однако искусство помогает не только выражать внутренние конфликты, но и разрешать их. Рисунок замкнутого больного врач дополняет образами, несущими лечебное действие. К примеру, рисует пациента, поедающего изображенные им страхи.

-- Во время занятий рисованием, лепкой активизируется работа мозга, нервов, мышц. Поэтому арт-терапия помогает людям, которые из-за свой болезни и сопутствующей ей депрессии становятся беспомощными в бытовых делах: не могут подняться утром с постели, самостоятельно сделать покупки, -- продолжает Ирина Лубяницкая. -- Творческие занятия позволяют им поверить в себя.

Лечение и развитие таланта

В 1997 году в Украину приехали две голландки -- художница Аннет Коупер и психолог Доротин Ван Бакел. Они пригласили украинских художников, страдающих психическими заболеваниями, для работы в детских отделениях Житомирской и Донецкой психиатрических больниц. Саша тоже участвовал в этой программе.

-- Мы не разрешили Саше подниматься на стремянку и рисовать на стенах, а подобрали для него безопасную, но очень трудоемкую работу -- расписывать детские стульчики, -- говорит заведующий центром аффективных расстройств Донецкой областной психиатрической больницы Александр Журавлев. -- У любого здорового человека не хватило бы терпения снимать с них лак, вырисовывать миниатюрные фигурки. Но Саше это доставляло удовольствие. Каждый ребенок выбрал эскиз для своего стульчика. Когда они были готовы, дети радовались и хвастались друг перед другом. Увидев, как его работу оценили малыши, Саша плакал. Многие годы он чувствовал себя отверженным, а здесь на него смотрели с уважением.

В этом случае арт-терапия была полезна как для художников, так и для пациентов отделений. Когда на мрачных больничных стенах появились облака, цветы, птицы, пациенты отмечали, что у них улучшилось настроение, а врачи заметили прогресс в их лечении. Одна из участниц программы впоследствии устроилась на работу в театр в качестве художника.

-- Арт-терапия -- не только метод лечения, но и возможность создавать произведения искусства, -- продолжает Ирина Лубяницкая. -- Если пациенты выполняют достойные внимания работы, им помогают реализовать себя. В центре этим занимается благотворительный фонд «Касталия» -- приглашаются искусствоведы, организовываются выставки. Сейчас в Голландии развернута экспозиция работ талантливых украинских художников, страдающих психическими недугами, под названием «Желтый дом». Картины быстро раскупаются.