Происшествия

Шестнадцать лет назад в советском союзе началась беспрецедентная война с пьянством

0:00 — 18 мая 2001 eye 517

Советский народ на призыв руководства к трезвости ответил… повальным самогоноварением

17 мая 1985 года, после обнародования постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения», а также указа Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством», стартовала памятная многим нашим согражданам горбачевская антиалкогольная кампания. А началась борьба с «зеленым змием» с ограничения выпуска и продажи алкогольных напитков. Сотни ликеро-водочных и спиртзаводов страны в срочном порядке были переоборудованы под выпуск сиропов, соков, майонезов… Впрочем, справедливости ради надо сказать, что война пьянству была объявлена не по чьей-либо прихоти: потребление алкоголя в Советском Союзе не только вышло за все разумные пределы, но и стало воистину угрожающим, жутким явлением.

Народам СССР грозила физическая, умственная и моральная деградация

В принципе, проблема пьянства в СССР поднималась еще при Леониде Брежневе -- уже тогда ситуация становилась катастрофической. Но именно Михаил Горбачев, получивший проблему, если можно так выразиться, в наследство, решился попробовать одолеть эту беду. И взял в помощники гласность. В распространенном вскоре после упомянутого указа специальном докладе (правда, с грифом «для служебного пользования») были приведены истинные и действительно ужасающие данные, красноречиво свидетельствующие о том, что пьянство в СССР обрело масштабы общественного бедствия: и речь шла не только об экономическом ущербе (хотя и его цифры очень даже впечатляли), но и о реальной угрозе физической, умственной и моральной деградации многих наций, населяющих одну шестую часть Земли.

К антиалкогольной капании привлекли прессу

В сопровождавшей антиалкогольную кампанию мощной телевизионной антирекламе потребления спиртных напитков частично обнародовались данные из упомянутого доклада: показывались дети-инвалиды, рожденные от алкоголиков, и спившиеся села, население которых вырождалось, рассказывалось о «пьяном» травматизме на производстве, разрушенных семьях и т. д. Естественно, к антиалкогольной пропаганде «подпрягли» и прессу. К примеру, в одной из характерных статей того времени -- «Зла рiчь могорич» -- автор призывал отказаться от традиции выставлять бутылку за какую-либо услугу и довольно красочно описал пагубные последствия такой благодарности. Появились даже художественные, документальные и мультипликационные фильмы на антиалкогольную тематику.

Фильмы, в которых присутствовали застольные сцены, временно «положили на полку»

С другой стороны, пропагандировались безалкогольные свадьбы и здоровый образ жизни. А вот фильмы, в которых присутствовали застольные сцены, решено было временно «положить на полку». Пострадал и всеми любимый фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром», традиционно транслировавшийся в новогоднюю ночь. Тот факт, что причиной найденного главными героями счастья стала, по сути, веселая попойка четверых друзей в бане, никак не вписывался в постулат о вреде пьянства. Поэтому в ночь на 1 января 1986 года советские зрители так и не увидели Женю Лукашина, так безобразно напившегося накануне Нового года.

Но если б советские власти ограничились лишь такой превентивной мерой!.. Нет, «руководящая и направляющая», как, впрочем и всегда, взялась за дело круто, избрав грубые, граничащие с идиотизмом, насильственные методы решения проблемы, которые, в конечном итоге, привели совсем не к тому, чего добивались.

В ресторанах, получивших разрешение подавать клиентам спиртное, нормы его отпуска регламентировали

Естественно, с перепрофилированием ликеро-водочных заводов горячительные напитки попали в разряд дефицита. К тому же продавать спиртное стали только после 14 часов, и то не более двух бутылок в одни руки. Поэтому перед вино-водочными отделами уже с утра выстраивались огромные очереди «страждущих» (ведь народ, несмотря на самую устрашающую пропаганду, пить меньше не стал). Как правило, рядом с очередью дежурил на всякий случай и наряд милиции. Даже в немногочисленных ресторанах, получивших разрешение подавать клиентам спиртное, строго регламентировалось не только время продажи алкогольных напитков, но и их ассортимент и норма отпуска на человека.

Советский народ ответил властям массой анекдотов. Одним из самых популярных того времени был такой: «Надоело мужику стоять в километровой очереди за водкой. «Пойду лучше в Кремль, набью морду Горбачеву», -- сказал и ушел. Но через некоторое время вернулся. Его и спрашивают: «Ну что, как?.. ». -- «Нет, -- отвечает, -- там, к Кремлю, очередь еще больше».

В ответ на меры властей по борьбе с пьянством полились реки «буряковки», «карамелевки» и даже «табуретовки»

А еще изобретательный и закаленный в борьбе народ (за почти 70 лет советской власти с кем и с чем только он не боролся!) в ответ на антиалкогольную кампанию наладил небывалое производство самогонных аппаратов самых невероятных конструкций. И полилась рекой «буряковка», «карамелевка», «мелисовка», даже «табуретовка»…

Кроме того, в стране активизировался теневой алкогольный бизнес. Надо ли говорить, что качество «подпольной» продукции было далеко не лучшим и ее потребление нередко приводило к летальному исходу? А наиболее пристрастившиеся товарищи, за неимением или труднодоступностью «казенки», искали «кайф» в дешевых одеколонах, денатурате, самых разных суррогатах…

На эту тему тоже ходил анекдот: «Один алкоголик пришел в гости к другому. Хозяин говорит: «Из напитков могу предложить только коктейль «Александр Третий». -- «А что это?» — живо заинтересовался гость. «А это одеколон «Саша» пополам с «Тройным».

На предприятиях появились стенды типа «они мешают нам жить» с фотографиями любителей спиртного

Правда, поведение нарушителей трезвого образа жизни строго обсуждалось в рабочих коллективах и дело нередко заканчивалось увольнением. Для особо опасных «рецидивистов» придумали стенды типа «они мешают нам жить» с фотографиями любителей спиртного.

Ну и, помимо всего прочего, чрезмерно усердная антиалкогольная кампания обернулась серьезным уроном для экономики СССР, и Украины в частности: например, вырубка виноградников нанесла ощутимый удар по виноделию. Рикошетом ударила и по производителям пива. В общем, хотели как лучше, а вышло как всегда.

В то же время есть мнение, что антиалкогольная кампания 1985--1987 годов спасла жизнь примерно миллиону людей. Тем не менее ожидаемых результатов она не принесла, и сейчас в Украине проблема алкоголизма, по утверждению экспертов, стоит не менее остро, чем в советское время. Поэтому «ФАКТЫ» попросили ответить народных депутатов на вопрос: «Проголосовали бы вы сегодня за введение «сухого закона»?»

Экс-президент Украины Леонид Кравчук:

-- Я и тогда, и сейчас -- против подобных мер. Правда, при Горбачеве приходилось выполнять (партийная дисциплина требовала), хотя и понимал, что никакие запреты не дадут должного эффекта. Ведь тут «замешана» целая совокупность факторов -- культура, материальный достаток, интеллект народа, условия жизни. Кстати, в День Независимости и Конституции Украины обязательно выпью красного вина или 50 граммов хорошего коньяка.

Член фракции СДПУ(о) Анатолий Мокроусов:

-- Еще в 80-е годы мы понимали, что принятие такого указа, -- нелепость (в 1985 году А. Мокроусов занимал пост второго секретаря Днепровского райкома компартии в Киеве. -- Авт. ). А поскольку каждый по-своему трактовал, как нужно бороться с пьянством, иногда случались непоправимые вещи. Довольно часто устраивались провокации против руководителей: в кабинет к руководящему работнику мог зайти коллега и, поставив на стол бутылку, предложить «пропустить по маленькой» в честь юбилея или другого праздника. И в это время «вдруг» заходил наряд милиции… Таким образом работы лишились многие профессионалы. (Анекдот «в тему»: «В разгар антиалкогольной кампании шеф вызывает секретаршу к себе в кабинет и начинает приставать. «Ой, Пал Палыч, вы бы хоть дверь закрыли!» — «Нельзя, а то еще подумают, что мы здесь водку пьем». -- Авт. )

Помню, как был гостем на безалкогольной свадьбе. Моя коллега, первый секретарь райкома партии, выдавала в Киеве свою дочку замуж. Так вот гости во время свадебного пира выбегали из кафе в соседнюю лесопосадку, выпивали за молодых и возвращались в зал закусывать. Полный абсурд! В принципе, нужны были какие-нибудь меры, ограничивающие пьянство. Но если тогда партия перегнула палку в одну сторону, то сейчас идет перегиб в другую. Сегодня в любое время суток могут продать спиртное даже несовершеннолетним. Если хотите, вам среди ночи пригонят хоть фуру водки. Я не говорю, что я трезвенник, но надо признать, что в Украине с алкоголем творится полный кошмар. Поэтому, на мой взгляд, нужны какие-нибудь меры, направленные на ограничение пьянства.

Председатель фракции «зеленых» Виталий Кононов:

-- Не думаю, что парламентарии проголосуют за такой закон. Опыт предыдущей антиалкогольной кампании показал, что с запретом алкоголя развилась другая форма зависимости -- наркомания. Кстати, и в США после введения «сухого» закона (в 20--30-х годах прошлого века) резко увеличилось потребление наркотиков. Сам я в молодости предпочитал красное сухое вино, а теперь иногда могу выпить рюмку водки, которую, вообще-то, не люблю.

Член фракции КПУ Борис Олийнык:

-- Никогда не буду голосовать за такой закон. Нормальная, напряженная человеческая жизнь требует временами небольшой разрядки. А в нынешней ситуации, как говорят врачи, это крайне необходимо. Но я, к примеру и большому своему сожалению, почти не употребляю спиртное. Говорят, человеческий организм сам вырабатывает алкоголь -- так, может, и не нужно ему в этом помогать?

Член фракции УНР Валерий Асадчев:

-- Мне тяжело ответить на этот вопрос. Более профессионально на него могут, наверно, ответить коммунисты -- они всегда любое дело предпочитали основательно «обмыть», а затем сами же поднимались на борьбу с алкоголизмом.

Внефракционный Эдуард Гурвиц:

-- Большинство стран, прошедших через «сухой закон», давно поняли, что это неэффективный метод борьбы с пьянством. Более того, такие меры порождают преступность и беспорядки. Что же касается моего личного отношения к спиртному, то раньше предпочитал выпить рюмочку водки, а сейчас -- коньяка. Вероятно, сказывается возраст. А в принципе, вспомните строчку из песенки: «… И в борьбе с зеленым змеем побеждает змей».

Член фракции КПУ Георгий Крючков:

-- За «сухой закон» я бы не голосовал. Нельзя вводить то, что нереально. Однако поддержал бы решение, которое развернуло бы антиалкогольную пропаганду, внедряло бы здоровый образ жизни. В 1985 году, в общем-то, так и декларировалось, но на практике все свелось к перегибам и кроме вреда ничего не принесло. Сам же я к спиртным напиткам абсолютно равнодушен.

Член фракции УНР Валерий Асадчев:

-- Мне тяжело ответить на этот вопрос. Более профессионально на него могут, наверно, ответить коммунисты -- они всегда любое дело предпочитали основательно «обмыть», а затем сами же поднимались на борьбу с алкоголизмом.