Сегодня Украина будет отмечать скорбную дату -- 57-летие депортации крымских татар. В 1944 году Иосиф Сталин взял да и выселил в Среднюю Азию более 165 тысяч крымских татар, а также около 90 тысяч болгар, греков, армян и немцев. Войска НКВД играючи справились со своей задачей: были татары крымскими, стали -- узбекскими. Сталин, конечно, не предполагал, что через полвека его «подарок» сыграет злую шутку с Украиной, которой пришлось в полном одиночестве заниматься обустройством возвращающихся в Крым депортированных граждан.
Вероятно, никто из крымчан, включая татар, не возражал бы против того, чтобы годовщина депортации отмечалась в любое время года, но только не накануне курортного сезона. Увы, история сослагательного наклонения не знает. Ежегодно 18 мая в Симферополе на площади Ленина собираются десятки тысяч крымских татар. Какие же цели они преследуют?
Если говорить об основной задаче, то речь идет о «восстановлении всех прав, включая право на самоопределение на своей национальной территории». А что касается насущных проблем, то сегодня, скорее всего, на площади Ленина достанется на орехи официальному Киеву, который, по мнению татар Крыма, проводя земельную реформу, совершенно не учитывает законные права депортированных граждан, проживающих в сельской местности.
О «черном переделе» в Крыму впервые заговорили еще в 1993 году. Ныне покойный лидер Национального движения крымских татар (НДКТ) Юрий Османов, говоря о приватизации земли, отмечал, что крымские татары повсеместно «оказываются за бортом», им в итоге «останется доля наемных рабочих на госпредприятиях и батраков в разных частных и кооперативных заведениях» (»Крымские известия» от 3 февраля 1993 года). Османов предлагал «выделить массив земель на весь объем возможного возвращения» крымских татар. В середине 2000 года в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» постоянный представитель Президента Украины в Крыму Анатолий Корнейчук, анализируя ситуацию на полуострове, заметил, что несколько лет назад в автономии «около 200 тысяч членов коллективных хозяйств получили земельные сертификаты, в том числе и 18,3 тысячи крымских татар». В то время, по словам Корнейчука, землю в коллективных сельхозпредприятиях (КСП) получали все работающие, независимо от национальности.
В середине 1999 года появился Указ Президента о дополнительных мерах по выделению земельных участков гражданам, который давал право получить землю не только депортированным, но и работникам социальной сферы. Но, тем не менее, спрос на землю оставался незначительным. По словам А. Корнейчука, ситуация резко изменилась после того, как Президент подписал Указ о реформировании аграрного сектора экономики, в котором земля приобрела реальные контуры товара. Тут-то и появился ажиотажный спрос, возникла идея перепаивания. Сами крымские татары утверждают, что в силу многих причин проживающие в сельской местности депортированные оказались «на обочине» реформы. По мнению председателя меджлиса Мустафы Джемилева, «в очень невыгодном положении» оказались «многие из крымских татар, кто не имел ранее никакой возможности стать членами колхозов в Крыму и кто еще не получил украинского гражданства».
В прошлом году более 100 крымских татар перекрыли железнодорожные пути на перегоне Джанкой--Отрадное. Пикетчики заявили, что были вынуждены прибегнуть к таким мерам, так как джанкойские власти не хотят выполнять их требования. Татары утверждали, что в районе грубо попираются их конституционные права и несправедливо осуществляется приватизация сельскохозяйственной земли. Горсуд Джанкоя приговорил четверых наиболее активных участников противозаконной акции к двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на два года.
В нынешнем году земельная проблема еще больше обострилась. Примером тому являются недавние события, произошедшие в селе Урожайное Симферопольского района. Представители местного меджлиса заявили, что при распаивании в КСП были допущены многочисленные нарушения. При Совмине Крыма создали межведомственную комиссию, которая несколько месяцев проверяла эту информацию. Происшествие, случившееся в Урожайном 12 марта сего года, всколыхнуло весь Крым. Утром возле сельсовета собрались проживающие в селе крымские татары, которые потребовали перепаивания земли и прибытия первых лиц автономии. Вскоре сюда приехал вице-премьер Сергей Велижанский, однако компромисс так и не был достигнут. В знак протеста татары зажгли костер из срубленных деревьев, а затем сняли с петель дверь сельсовета и сожгли ее. Кадры об этом «аутодафе» показали многие телекомпании СНГ. Политические обозреватели выразили мнение, что подобные поджоги однажды могут перерасти «в пожар межнациональной розни».
Совмин Крыма, обеспокоенный ситуацией вокруг земли, разработал три варианта решения проблемы. По первому предлагалось наделить крымских татар земельными участками, используя при этом все земли запаса и резерва, включая двухкилометровую прибрежную зону. Во втором речь шла о выделении паев проживающим в сельской местности татарам в той же пропорции, что и представителям иных национальностей. Однако в этом случае нынешним владельцам пришлось бы поделиться с татарами частью уже полученной земли. Третий вариант, самый радикальный, предполагал полное перепаивание. Он вызвал критику со стороны некоторых аграриев автономии: во-первых, примеру Крыма могут последовать и остальные регионы Украины, поскольку земельная реформа в ее нынешнем виде устраивает далеко не всех жителей страны, а, во-вторых, за пределами Украины проживают немало бывших ее граждан, которые могут предъявить права на землю предков. Что касается крымских татар, то они поддержали третий вариант.
В начале мая взоры всех участников «земельного процесса» обратились в сторону Киева, а вернее Мухалатки, где в это время отдыхал Президент Украины Леонид Кучма. Прибыв в Симферополь, глава государства около двух часов беседовал с руководством меджлиса. Отвечая на вопросы журналистов, касающихся земельной проблемы, Президент заметил, что вопрос этот «слишком сложный», однако «предложения уже разработаны». «Начать перепаивание -- это значит начать сами знаете, какой процесс». Леонид Данилович одобрил временное прекращение выдачи госактов на право собственности на землю и назначил контрольный срок -- 1 июня сего года. К этому времени крымские власти должны будут подготовить все варианты возможного решения земельной проблемы.
Есть еще одна чрезвычайно щекотливая тема, о которой в свое время сообщали все мировые СМИ. Речь идет о чисто крымском явлении, получившем название «крестоповал». Все началось с того, что 2000 год был определен ООН как год 2000-летия Рождества Христова. В связи с этим в июне 1997 года Кабмин Украины утвердил мероприятия по подготовке и празднованию юбилея, а также обязал крымские власти «содействовать христианским организациям в установке памятных знаков». По словам председателя Комитета по делам религий Совмина Крыма Владимира Малиборского, в Крыму в общей сложности было установлено восемь поклонных крестов.
В июле в крымских СМИ появилось заявление Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК). «Попытка одной из религиозных организаций в одностороннем порядке установить повсюду в Крыму свою символику за пределами территорий своих культовых учреждений очень напоминает попытку навязать определенную религиозную идеологию на нашем полуострове», отмечало управление и расценило установку крестов «как стремление искусственно обострить межконфессиональные отношения между гражданами Украины различного вероисповедания». ДУМК потребовало демонтировать «уже установленные незаконные сооружения» и объявило о приостановлении членства в межконфессиональном совете «Мир -- дар Божий». Однако в дальнейшем, по словам Малиборского, «эти ультиматумы конкретного воплощения не имели».
25 октября 2000 года в селе Морском Судакского района Крыма группа крымских татар снесла поклонный крест, установленный местной общиной святого Иоанна Кронштадтского на горе Каматра. Татары заявили, что крест оскорбляет их религиозные чувства, потому что на горе раньше было старое мусульманское кладбище. Представители славянского населения в свою очередь заявили, что, во-первых, на Каматре был древний греческий монастырь, а во-вторых, решение об установке креста было заблаговременно принято на сессии сельсовета. На следующий день в Морском собралась большая толпа, состоящая из славян и татар, и дело едва не дошло до кровопролития. Забегая наперед, скажем, что в конце концов «крест раздора» был перенесен на соседнюю гору.
В октябре неизвестные срубили деревянный крест, стоявший на берегу бухты Капсель в том же Судакском районе. Злоумышленники так и не были найдены. Следующий акт вандализма был совершен в начале ноября в пгт Кировское -- был выкопан и унесен крест, установленный на месте будущего строительства храма святого Амвросия Оптинского. В ночь с 22 на 23 ноября неизвестные спилили семиметровый поклонный крест, установленный на въезде в село Мазанка Симферопольского района. Позднее он был восстановлен усилиями местных властей.
«Крестоповал» вызвал бурную реакцию в Крыму. Председатель ВС Крыма назвал акты вандализма «дикостью и варварством». »Это не просто разрушение святыни верующего, это наплевательское отношение к закону, разнузданность», -- заявил Леонид Грач. Председатель Русской общины Крыма Владимир Терехов считает, что «уничтожение памятников и святынь есть дикое бескультурье и фанатизм или сознательный экстремизм, имеющий целью разжечь межконфессиональную вражду и войну». Архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь и Муфтий мусульман Крыма Эмир Али Эфенди призвали верующих (и православных, и мусульман) «к спокойствию и недопущению экстремистских действий». В крымской прессе появились статьи, в которых авторы указывали на то, что «крестоповал» имеет под собой не религиозную, а явно политическую основу. Одни при этом многозначительно «кивали» в сторону Москвы, подразумевая Московскую патриархию, другие вспоминали, что сенсационное заявление ДУМК появилось после того, как в Крыму побывал глава Украинской православной церкви патриарх Филарет, осудивший практику установки местной церковью «крестов и рекламных щитов».
Когда же история с «крестоповалом» начала потихоньку забываться, в газете «Крымское время» в середине апреля нынешнего года появилась информация о том, что в Сакский горисполком обратилась группа крымских татар с требованием убрать поклонные кресты, установленные в городе летом и осенью прошлого года в честь 2000-летия Рождества Христова. Мэр города Саки Владимир Швецов полагает, что «страсти подогреваются искусственно». В интервью «ФАКТАМ» он сообщил, что властям города удалось-таки найти общий язык с мусульманской общиной и местным меджлисом, и кресты никто сносить не собирается.