«Ну почему сюда люди пешком готовы идти?!» -- воскликнул в Каннах известный российский режиссер Никита Михалков, приехавший на 54-й Международный кинофестиваль. Да, ему есть из-за чего завидовать французам. Который год Михалков пытается придать Московскому фестивалю шик и престиж, характерные для Канн. По традиции в середине мая небольшой курортный городок на французской Ривьере становится столицей мирового кино, куда стремятся попасть все звезды Америки, Европы и Азии. Только суперуважительные обстоятельства могут помешать знаменитостям появиться в эти дни на набережной Круазет.
Нынешний фестиваль не стал исключением. В порту Канн просто рябило в глазах от многочисленных яхт. По улицам города разгуливали дамы в вечерних платьях и их кавалеры в смокингах. Цены в магазинах, ресторанах и кафе взлетели до астрономических высот. «Звездная лихорадка!» -- горько шутят местные жители.
Как уже писали «ФАКТЫ», за награды 54-го Каннского кинофестиваля сражались 23 фильма. Конкурсная программа была очень разнообразна. Итоги форума стали настоящим триумфом европейского кино. Голливуд потерпел крупную неудачу, равно как и азиатские студии, представленные пятью картинами, ни одна из которых не получила призов. Американцам же пришлось довольствоваться наградой за лучшую режиссуру. Да и ту поделили между собой Дэвид Линч (»Малхолланд-драйв») и Джоэл Коэн (»Человек, которого здесь не было»).
Коэн, как всегда, рассказал мрачную историю о недовольном своей жизнью парикмахере, который использует похождения собственной супруги для шантажа ее любовников. Но Канны благоволят к Коэну и его родному брату: в истории фестиваля это уже пятый фильм американского культового дуэта, отмеченный призами. А Дэвиду Линчу и вовсе повезло. «Малхолланд-драйв» он снимал сначала как мини-телесериал для американской компании Эй-би-си. Но заказчикам отснятый материал не понравился. Они продали, с их точки зрения провальный проект французской компании «Канал +», которая попросила Линча сделать художественный фильм. В итоге Дэвид -- лучший режиссер Каннского фестиваля. «Хорошо, что боссы на Эй-би-си так меня невзлюбили!» -- смеется американец.
Триумфатором в Каннах стал фильм «Пианистка» дебютанта фестиваля, австрийского режиссера Михаэля Ханеке. Лента представляла в конкурсной программе Францию. Но хотя она и затрагивает тему сексуальных отношений, в ней нет и тени французской легкости. Шокирующая драма сделана в духе знаменитого соотечественника Ханеке Зигмунда Фрейда. Профессор консерватории (актриса Изабель Юппер), которая всю жизнь прожила с матерью (легенда французского кино Анни Жирардо), внешне превратилась в айсберг. Выход своей сексуальной энергии она дает в видеосалонах, просматривая под музыку Баха и Бетховена крутое порно! Садомазохистские наклонности героиня успешно скрывает от окружающих до тех пор, пока в нее не влюбляется студент-пианист (актер Бенуа Мажимель). Молодой человек пытается растопить лед, вызволить на волю душу своей красивой учительницы. Со временем это ему удается. Героиня постепенно начинает превращаться в нормальную женщину. И в этот момент студент, из лучших побуждений узнавший все о ее сексуальных привязанностях, сам становится садистом!
Эта скандальная лента получила Гран-при фестиваля. Изабель Юппер стала лучшей актрисой, а ее партнер Бенуа Мажимель -- лучшим актером. Причем, у француженки конкуренток практически не было, то молодому Мажимелю пришлось тяжело в борьбе с самим Джеком Николсоном! Легендарный актер сыграл главную роль в фильме «Обещание» (режиссер Шон Пенн). Этот вязкий триллер рассказывает о старом полицейском, пообещавшем женщине найти убийцу ее маленькой дочери. Но преступник все время ускользает от детектива. Николсон очень хорош в этой роли, но жюри отдало предпочтение Мажимелю. Кстати, Джек не смог приехать в этом году в Канны. Его отсутствие местная пресса назвала главным разочарованием фестиваля. У знаменитого актера слишком напряженный рабочий график.
Не приехали и другие знаменитости. Режиссер Мартин Скорсезе опоздал на самолет, счел это плохой приметой и вообще отказался от поездки. Обещал появиться на красном каннском ковре Билл Клинтон, но слово свое не сдержал.
И все же звезд на радость публике хватало. В полном составе прибыло семейство Фрэнсиса Форда Копполы. Мэтр Голливуда привез на фестиваль полную версию своего легендарного фильма о Вьетнаме «Апокалипсис сегодня». Она длится более четырех часов. В 70-х продюсеры заставили Копполу сократить картину, которую он снимал более семи лет. По стопам отца пошли и дети. Сын Роман и дочь София тоже стали режиссерами, и первый фильм Копполы-младшего «CQ» вошел в каннскую конкурсную программу нынешнего года.
Отметились в Каннах Жан-Поль Бельмондо, Жерар Депардье, Пьер Ришар, Кароль Буке. С радостью демонстрировал бицепсы Жан-Клод ван Дамм. Он стал вегетарианцем, чтобы обрести лучшую физическую форму. «В своем новом фильме «Монах» я двигаюсь как тигр!» -- хвастался популярный актер и ночами доказывал это на дискотеках и вечеринках. Кстати, «Монах» появится в прокате только в будущем году. Но Каннский фестиваль является и самым популярным кинорынком в мире. Здесь прокатчики скупают ленты на корню, даже еще не готовые. Видимо, этому так завидует Никита Михалков. Российский режиссер тоже поспешил заявить о своих новых проектах, среди которых продолжение «Утомленных солнцем» с Олегом Меньшиковым в главной роли.
А «Золотая пальмовая ветвь» досталась в этом году итальянскому фильму «Комната сына» режиссера Нанни Моретти. Публика не скрывала слез после показа этой великолепной мелодрамы, рассказывающей о дружной семье, члены которой пытаются вместе справиться с горем -- нелепой гибелью ребенка. В Италию главный приз Канн уезжает впервые с 1978 года. Для Моретти, пятый раз участвовавшего в конкурсной программе, это успех всей жизни. «Я видел теплый прием зрителей, но не думал, что жюри отдаст победу мне. Для меня это было полной неожиданностью», -- заявил итальянец.
Почетную награду за личный вклад в развитие кинематографа получила в этом году американская актриса Мелани Гриффит. Приезд в Канны 43-летней звезды был под большим сомнением: у нее в минувший четверг умер отец. И все же Мелани прилетела на фестиваль вместе с мужем Антонио Бандерасом. «Мне тяжело сознавать, что сегодня в зале нет человека, который так много значил для меня. Папа, мой старый ковбой, твоей улыбки в этот вечер мне не хватает больше всего на свете. Я будто слышу твой голос: дочка, ну зачем ты надела это красное платье?» -- чуть не плача говорила Гриффит, выйдя на сцену за наградой.
Теперь немного о главных сплетнях фестиваля. Николь Кидман и Эван Макгрегор, исполнившие главные роли в красочном фильме «Мулен Руж», упорно пытаются опровергнуть информацию о своем романе. «Мы всего лишь партнеры по работе», -- улыбаясь, твердят звезды, но не отходят друг от друга ни на шаг. Супермодель Летиция Каста щеголяла в Каннах в кимоно, что породило слухи о ее беременности. Прекрасная корсиканка не подтвердила, но и не опровергла это. Зато долго распространялась об актерской карьере, ради которой решила оставить подиум. Британская актриса Наташа Ричардсон оказалась в самом коротком наряде на фестивале. Она была в мини-юбке и жакете на молнии. Застежка все время находилась ниже уровня груди. Наташа сопровождала американцев Итана Хоука и его супругу Уму Турман. Все вместе активно рекламировали режиссерский дебют Хоука «Челси воллс». Этому фильму, похоже, суждено попасть в историю как самому малобюджетному проекту Голливуда. Съемки, по слухам, обошлись всего в 350 тысяч долларов! Итан снял ленту за 18 дней.
Пол Маккартни неожиданно заявил, что готов жениться на своей подруге-модели. День свадьбы они еще не обсуждали, но все может произойти уже в нынешнем году. Еще один британец, режиссер Терри Гиллиам, щеголял все дни в футболке с надписью «Меня можно подкупить». Тезис на груди подкрепил фразой, которую обронил в одном из интервью: «Меня не интересует сценарий. Я буду снимать фильм, продюсер которого пообещает мне больше всего денег!» Хуже всех были одеты на фестивале американцы: режиссер Квентин Тарантино ходил в ярко-оранжевом пиджаке, джинсах и футболке. Итан Хоук поражал безвкусным белым смокингом, в петлице которого красовался яркий цветок.
Настоящим событием фестиваля стала демонстрация коллекции бриллиантовых ожерелий, изготовленных лучшими ювелирами из разных стран. Их представили 12 супермоделей, в числе которых были Адриана Скленарикова и Анджела Линдвал. На показ прибыли Элизабет Тейлор, Джерри Холл, Наоми Кэмпбелл, Патриция Аркетт, Грейс Джонс, Джулия Ормонд, Эммануэль Беар. Все дамы тоже сияли бриллиантами. Мисс Кэмпбелл гордо заявила, что покупает свои украшения сама и принципиально не принимает их в качестве подарков. С не меньшей гордостью госпожа Холл отметила, что кольцо с бриллиантом ей подарил Мик Джаггер. «У меня хороший муж. Бывший», -- с иронией добавила Джерри. Общая стоимость показанной коллекции превышает 25 миллионов долларов. Вечер был благотворительным. От продажи билетов организаторы выручили около двух миллионов долларов, которые пойдут в фонд борьбы со СПИДом.
И последнее. Все западные газеты отмечают, что Канны стали более целомудренными. Даже традиционный фестиваль порнофильмов, который проводится одновременно с главным форумом, обошелся в этот раз без обычной шумихи и обилия обнаженных тел на рекламных плакатах и пляжах. Звезд «фильмов для взрослых» даже один раз выставили из отеля за то, что они рискнули устроить рядом с ним демонстрацию своих прелестей! Прибывший в Канны издатель журнала для мужчин «Хастлер» Ларри Флинт посетовал, что даже в Европе объявили войну эротике и сексу. Он пожаловался журналистам, что в Америке с приходом к власти Джорджа Буша порноиндустрия может быть запрещена вообще. Издатель-скандалист сообщил по секрету, что пытается обезопасить свой бизнес, собирая компромат на нынешнего хозяина Белого дома. Но если с Биллом Клинтоном все было гораздо проще, то на Буша-младшего найти что-нибудь, порочащее его репутацию, крайне сложно.
А вот коллега Флинта, основатель журнала «Плейбой», Хью Хефнер в Каннах предавался развлечениям. Как и в Лос-Анджелесе, его повсюду сопровождали семь фигуристых блондинок. Хью закатил громкую вечеринку по случаю своего 75-летия. Когда репортеры поинтересовались у виновника торжества, как ему в таком возрасте удается справляться с таким количеством женщин, Хефнер игриво ответил: «Это просто. У меня дома широкая кровать!»