-- Это грубый, физически сильный мужчина, сердитый, злопамятный, прямолинейный, бесхитростный, -- глядя на десятигривневую купюру, дает характеристику «денежному» портрету гетмана Ким Григорьевич Скалацкий, который долгие годы был директором Полтавского художественного музея. -- Словом, прямая противоположность Ивану Мазепе. Судя по всему, художник, рисовавший его, не имел ни малейшего представления о гетмане и даже не знаком со множеством его лжепортретов.
Ким Григорьевич рассказывает удивительные вещи. О том, например, что в Московском историческом музее находится огромный портрет литовского гетмана Казимира Павла Яна Сапеги, сидящего верхом на коне, которого считают Иваном Мазепой. Более того, этот портрет называют одним из лучших. Даже гравюру графа Шереметьева, выполненную Тарасевичем, некоторые исследователи относят к портрету Мазепы. Одни уверены, что истинный Мазепа — старый польский еврей с гравюры француза Норблена. Другие, что подлинный облик гетмана можно увидеть на портрете неизвестного автора ХIХ века, где изображен молодой полный мужчина с лентой и орденом Андрея Первозванного, а также с гербом Мазепы. Встречается даже такое: один и тот же портрет, как, скажем, «Напольный гетман» Ивана Никитина, в одном издании подписан «Иван Мазепа», а в другом — «Пилип Орлик». Именно этот, самый распространенный лжепортрет гетмана (копия его сохраняется и в Полтавском краеведческом музее), был создан в 1844 году художниками печатной школы Бекетова, о работах которой отзывались как об «очень посредственных в художественном отношении». Они «омолодили» гетмана и «постригли» его «по-хохлацки», абсолютно не придерживаясь исторической действительности.
-- Почему же такая неразбериха вокруг известной личности?
-- Объясняется все очень просто: в течение более чем ста лет в первую неделю Великого поста во всех кафедральных соборах имя Ивана Мазепы предавалось анафеме. Его прижизненные портреты (начиная с 1708 года) были уничтожены. В Украине, похоже, не осталось ни одного.
-- Тогда на основании чего вы делаете вывод, что на сохранившихся портретах изображен не Мазепа?
-- Осталось достаточно много описаний внешности Ивана Мазепы его современников, которым нет оснований не доверять.
-- Ну и как же выглядел гетман?
-- «Волосом рудяв, долголик и с бородою», -- свидетельствовала в 1737 году генеральная старшина -- генеральный подскарбий Андрей Маркович, генеральный военный судья Забила и генеральный есаул Федор Лысенко -- во время судебного разбирательства по поводу достоверности изображения гетманов Ивана Скоропадского, Ивана Мазепы и полковника Леонтия Полуботка на иконе в церкви Пресвятой Богородицы Каменского монастыря Стародубского уезда Черниговской губернии. Их показания скреплены подписями. А дело тогда было серьезным, политическим, вплоть до выселения в Сибирь. Так вот, генеральная старшина сошлась во мнении, что «персоны» на иконе, изображенные художником Акимом Глинским в 1716 году по заказу игумена Гадеона, были недостоверными, и дала свое, истинное, описание политических деятелей.
Французский дипломат Ф. де ля Невиль в 1687 году, когда Мазепу избрали гетманом, писал о нем: « не красивый, но очень интеллигентный, и разговаривает по-латыни».
Еще один французский дипломат -- Жан де Балюз -- спустя 17 лет свидетельствовал: «Мазепа уже почтительного возраста. Выражение у него суровое, глаза блестящие, руки тонкие и белые, как у женщины, хотя тело его крепче, нежели тело немецкого рейтара».
Неизвестный шведский офицер после Полтавской битвы вспоминал, что «Мазепа был достаточно некрасив на лице. Но наши глаза очаровали его белые руки: и его гордая голова с белыми буклями, долгие обвисшие усы, сверх этого величественность, чувство достоинства и суровости, которую смягчала элегантность». В это же время официальные историографы шведского короля Карла ХII Нордбегр и Адлерфельт оставили такую запись: «Мазепе 64 года, он среднего роста, изящный, носит усы по польской моде, приятный».
Существуют и другие исторические документы, на основании которых я вот уже в течение десяти лет — с тех пор, как на украинском рынке появилось много разной литературы о забытых исторических личностях -- доказываю, что Мазепа был не таким, как его изображают.
-- Но пока в музеях висят в основном старые портреты, да и его изображение на купюре не поменяли.
-- «Мы ленивы и нелюбопытны » -- помнится, еще Пушкин говорил.
-- А что это за усы «по польской моде»?
-- Очень важный вопрос, поскольку о них «спотыкались» и художники, и исследователи. Шведы всегда почему-то вспоминали «долгие обвисшие усы» Мазепы. Именно такие в то время носили поляки пожилого возраста. Молодежь, наоборот, усы подкручивала вверх. Тем не менее на гравюре Норблена (1770 г), о которой я уже вспоминал, изображен мужчина с бородой двумя клинышками и без усов. Но где ж вы видели казака, а тем более гетмана, без усов? В Киевском историческом музее на портрете изображен «Мазепа» с черными усами. Вряд ли у «рудявого» будут такие.
-- Шведы почему-то не говорили о бороде гетмана, но для казаков она и не является обязательной
-- Можно предположить, что Мазепа хотел предстать перед шведским королем в лучшем виде, поэтому бороду сбрил. Известно, что Петру I в последние годы он при каждой возможности жаловался на старость, плохое здоровье. Сбрив бороду, гетман, возможно, выглядел моложе и здоровее. Впрочем, для иконографии это не столь важно, ведь во время шведской кампании гетман вряд ли имел время позировать художнику. С какого года Мазепа стал носить бороду, доподлинно неизвестно. Но, без сомнения, на всех прижизненных изображениях, с 1699 (казацким гетманом Украины Мазепа избран в 1687) и по 1708 год, он с бородой. На основании этого я делаю вывод, что все без исключения «безбородые» портреты гетмана с орденской лентой и орденом Андрея Первозванного (он его получил в 1700 году) -- плоды фантазии художников, то есть лжепортреты.
-- Неужели не существует подлинных изображений Мазепы?
-- В диаспорском журнале «Музейнi вiстi» за 1957 год говорится о 14 сохранившихся портретах гетмана. Именно тогда, в конце 50-х годов 20-го столетия, в научных кругах украинской диаспоры впервые возникло желание разобраться, какие же из портретов соответствуют настоящему облику Мазепы. К единодушному мнению исследователи тогда так и не пришли. Самыми близкими к истине оказались профессоры Лысюк и Оглоблин. Спустя три десятилетия после первых исследований я обратился в Краковскую национальную галлерею в Польше с просьбой выслать мне копию портрета матери Ивана Мазепы -- Марии Магдалены Мазепы. Я надеялся найти сходство между ней и сыном. Поэтому с большой достоверностью могу говорить о том, что на трех изображениях из четырнадцати Иван Мазепа похож на себя.
-- На каких же?
-- На портретах неизвестных художников из летописи канцеляриста войска запорожского Самийла Величко, из Подгорецкого замка (Галичина) и из национальной галереи в городе Грипсхолм (Швеция). Фото последнего я получил в 1992 году. На каждом из них внешность изображенного полностью совпадает со свидетельствами современников гетмана: «не красив, но очень интеллигентный», «усы по польской моде» (к тому же, рыжие!), «долголик» (верхняя часть головы от линии глаз значительно больше нижней), высокий лоб, поднятые брови, продолговатый нос, запавшие щеки, большие уши. Пожалуй, самый ранний из портретов, дошедший до нас, -- это грипсхолмский, на котором Иван Мазепа еще молод и без бороды.
Удивительный и уникальный портрет гетмана сохранился в Подгорецком замке, который в ХVII столетии принадлежал Конецпольским. Прежде всего, это очень интимный портрет. Отсутствуют гордый взгляд, величие. Кажется, на портрете изображен человек замкнутый, который находится наедине со своими горькими мыслями, секретными планами. А какой драматизм в его широко открытых глазах?! Мазепа постарел, отпустил бороду. Один из шведских исследователей писал об этом портрете: «Жалкий старец, означенный нерешительностью и трусливостью». Жаль, в начале Второй мировой войны, в 1939 году, замок был уничтожен, а с ним и портрет.
Портрет Мазепы в летописях Величко является, по сути, рисунком небольшого формата. Считаю, что именно в его основе лежит прижизненный портрет, который не сохранился. Это героический портрет. Какая здесь гордая и крепкая выправка! Левая рука на боку, правая легко и непринужденно держит булаву. Она у Мазепы не на плече, как на стандартных портретах гетманов, замирающих по команде «Смирно!», а так, между прочим, зато какая уверенность во всем! Думаю, если бы Мазепе предложили из всех упомянутых мной портретов утвердить своей подписью только один, он, скорее всего, поставил бы подпись именно на этом: «Вашей милости зычливый приятель Иван Мазепа, гетман и кавалер».