Происшествия

Взрывная волна созданной андреем сахаровым сверхмощной водородной бомбы трижды обогнула земной шар

0:00 — 25 мая 2001 eye 764

Создатель оружия, способного уничтожить все человечество, свою жизнь посвятил спасению цивилизации от термоядерной пропасти и борьбе за права человека. 21 мая отцу советской водородной бомбы исполнилось бы 80 лет

«Андрей Дмитриевич — явление великое, вышедшее за национальные рамки. Он перерос то предназначение, которое уготовано каждому человеку на земле. Его никто не в состоянии вычеркнуть из истории, куда он вошел как великий сын своего народа». К этим прекрасным словам, много лет назад произнесенным другом Сахарова диссидентом Анатолию Марченко, трудно что-либо добавить. Предлагаем вниманию читателей несколько малоизвестных фактов из жизни великого ученого.

В школу Андрюша Сахаров пошел сразу в седьмой класс

1. Историки утверждают, что бунтарство у Сахарова в крови. Его предки по материнской линии были греками. Ее девичья фамилия -- Софиано -- трижды встречается у Пушкина: о помощи «маленькой гречанке», внучатым племянником которой и являлся Андрей Дмитриевич Сахаров, поэт хлопотал перед свои другом Жуковским… Дед академика был присяжным поверенным Московского окружного суда -- «постоянным адвокатом стачечников». Дядю Андрея Дмитриевича дважды арестовывали по обвинению в контрреволюционной деятельности в 1930 и 1934 гг. и в результате выслали в Казань. А вот прадед Сахарова 40 лет был священником. Сначала в пригороде Арзамаса, а потом в Нижнем Новгороде (Горьком) -- сто лет спустя внук проведет там почти семь лет в ссылке (с января 1980-го по декабрь 1986-го). И будет работать в советском ядерном центре Арзамас-16.

Детство Сахарова прошло в большой, многолюдной московской квартире. Его отец, знаменитый в Москве адвокат, образованием сына занимался сам. Поэтому в школу Андрей пошел сразу в 7-й класс. Коммуникабельностью, правда, не отличался, зато поражал преподавателей своими познаниями, особенно в точных науках.

2. В 1938 Сахаров поступил на физический факультет Московского госуниверситета. Когда началась война, по состоянию здоровья в армию его не взяли и вместе с университетом эвакуировали в Ашхабад. В 1942 году «лучший студент, когда-либо обучавшийся на физическом факультете», с отличием закончил МГУ. Но остаться в аспирантуре отказался и как специалист по «оборонному металловедению» был направлен на военный завод сначала в г. Ковров Владимирской области, а затем в Ульяновск. Здесь Сахаров запатентовал свое первое изобретение и встретил первую любовь. В 1943 году Андрей Дмитриевич и Клавдия Вихирева, работавшая лаборанткой-химиком на том же заводе, поженились. Она родила ему двух дочерей и сына. Ради мужа Клавдия пожертвовала и образованием, и карьерой.

«Нахожусь под впечатлением смерти великого человека, думаю о человечности Сталина» -- писал Сахаров жене

3. После войны в 1948 году талантливого молодого ученого включили в специальную группу физика-теоретика Игоря Тамма по проверке разрабатываемого проекта водородной бомбы. А вскоре Сахаров предложил собственный вариант оружия, и весной 1950-го почти всю группу Тамма направили для реализации идей на «Объект» — сверхсекретное атомное предприятие с центром в г. Сарове.

Летом 1953-го Андрей Сахаров защитил докторскую диссертацию, а через месяц состоялось испытание первой советской водородной бомбы -- «его» бомбы. В том же году он был награжден медалью Героя Соцтруда и Сталинской премией. Отец всех времен и народов не дожил до этой победы советских ученых. По поводу кончины Сталина Андрей Сахаров писал в письме жене: «Нахожусь под впечатлением смерти великого человека, думаю о его человечности». Позже он не раз пожалел об этих словах.

У Сахарова высших наград было больше, чем у Никиты Хрущева

4. После испытания бомбы 32-летний Сахаров получил звание академика. Представлявший его Игорь Курчатов сообщил собравшимся: «Этот человек сделал для обороны нашей Родины больше, чем мы все, присутствующие здесь». Сахаров стал самым молодым ученым, когда-либо избиравшимся в АН СССР — элитарный правящий орган советской науки. Академику руководство страны пожаловало личный автомобиль, дачу, возможность пользоваться правительственной связью и один из самых высоких в Советском Союзе окладов. Но в лицо отца советской водородной бомбы имели право знать только коллеги и КГБ.

В 1955 году прошло испытание «улучшенного» Сахаровым варианта бомбы. Успех принес ему вторую медаль Героя Соцтруда и Ленинскую премию. К тому времени высших наград у него было больше, чем у главы правительства СССР Никиты Хрущева.

5. Массовое отселение жителей от испытательного полигона заставило Сахарова всерьез задуматься о трагических последствиях атомных взрывов, о возможном выходе этой страшной силы из-под контроля. Толчком к таким мыслям стал эпизод на банкете, когда в ответ на тост Сахарова — «чтобы бомбы взрывались лишь над полигонами и никогда над городами» — видный военачальник, маршал М. И. Неделин заметил: мол, ученые должны «укреплять» оружие, а уж «направить» его военные и сами сумеют.

В 1958 году Сахаров составил меморандум для руководителя КПСС Никиты Хрущева. Убежденный в том, что испытания ядерного оружия лишь провоцируют гонку вооружений, ученый предложил прекратить их. На эксперименты с ядерным оружием был наложен трехгодичный запрет. Когда срок моратория закончился, Сахаров опять добивался запрещения испытаний, аргументируя свою позицию тем, что каждый мегатонный взрыв в будущем «даст» 10 тысяч жертв онкозаболеваний.

Советская водородная бомба вошла в «Книгу рекордов Гиннесса» как «самое мощное термоядерное устройство, прошедшее испытание… »

7. Третью медаль Героя Соцтруда Сахаров получил в 1961 году -- за создание 50-мегатонной водородной бомбы мощностью в 50 млн. тонн тротила. А 30 октября ее испытали, взорвав над Новой Землей на высоте 4000 метров. Произведенный взрыв был рекордным по своей силе, и взрывная волна трижды обогнула Земной шар (первый раз -- за 36 часов 27 минут), а сама бомба вошла в «Книгу рекордов Гиннесса» как «самое мощное термоядерное устройство, прошедшее испытание… »

Не прекращая труд над разработками оружия, Сахаров все активнее настаивал на запрещении его испытаний. Эта противоречивая деятельность в 1962 году привела к острым конфликтам с коллегами и властями, но в 1963-м имела и положительный результат — московский Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, на земле и под водой (ПРО).

«Те, кто нас сейчас подслушивают, не имеют допуска к секретной информации. Будем говорить о другом»

8. К «секретоносителю» Сахарову у КГБ никогда не было претензий, ибо он считал себя «пожизненно связанным обязательством сохранения государственной и военной тайны», добровольно принятым еще в 1948 году, и ни разу это обязательство не нарушил. Даже Елене Боннэр, самому близкому человеку, которая находилась рядом в ссылке и не раз была готова умереть вместе с ним в голодовках, он так и не сказал, что всего в двух часах езды от Горького расположен тот самый «Объект», где он провел два десятилетия и о жизни в котором много рассказывал и писал в своей книге, которую она перепечатывала на машинке.

Государственную тайну он охранял даже от сотрудников КГБ. Как-то к Сахарову пришел его коллега по «Объекту». Как только разговор коснулся работы, Андрей Дмитриевич заметил: «Я имею допуск к секретной информации. Вы тоже. Но те, кто нас сейчас подслушивают, не имеют. Будем говорить о другом»…

9. В 1966-м, когда писателей Синявского и Даниэля приговорили к тюремному заключению за клевету на Советский Союз в книгах, опубликованных на Западе, Сахаров вместе с 22 другими учеными направил письмо Брежневу, предупреждая, что любые попытки возродить сталинскую политику нетерпимости к инакомыслию станут «величайшим бедствием» для советского народа. И в день Конституции вышел на демонстрации в защиту прав человека. Ученый, создавший оружие, способное уничтожить все человечество, противопоставил себя официальным кругам и вступил в борьбу за права человека.

Через два года он написал манифест «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Осуждая гонку ядерных вооружений, Сахаров призывал к сотрудничеству СССР и США, требовал объединения советских и американских ресурсов для борьбы с глобальной угрозой голода, выступал за отмену цензуры, политических судов и против содержания диссидентов в психиатрических больницах. Реакция советских властей на «еретические» высказывания ученого была довольно мягкой: его лишь уволили со всех постов, связанных с военными секретами, отстранили от работы на «Объекте» и оформили в Институт имени П. Н. Лебедева на должность старшего научного сотрудника -- самую низкую из тех, которую мог занимать академик.

Когда жена Сахарова умерла от рака, все свои сбережения он передал на благотворительные цели

10. В это же время у жены Андрея Дмитриевича обнаружили рак желудка. Все свое время он посвящал ей. Судорожно пытался достать какие-то дефицитные лекарства, обращался за помощью к народным целителям. Но болезнь была неумолима, и в марте 1969 года Клавдия Алексеевна умерла. Несколько месяцев Сахаров практически ни с кем не общался и как будто утратил интерес к общественным проблемам. «Содержимое» своей сберкнижки (140 тысяч рублей -- сумма по тем временам огромная) он передал на благотворительные цели: в Красный Крест, на строительство онкологического центра, на улучшение питания в московских детсадах…

11. С 1970-го Андрей Сахаров активно занимался правозащитной деятельностью. Основал комитет «За права человека». Выступал с требованиями полной амнистии политзаключенных, свободы печати, свободы забастовок, отмены системы прописки, самостоятельности и частичной денационализации предприятий, введения многопартийной системы (по пути реформ, предложенных академиком, российское правительство идет только сейчас). А через год Сахаров женился на Елене Боннэр, с которой познакомился во время пикетирования зала суда, где шел процесс над диссидентами.

Когда в 1974 году президент США Ричард Никсона находился с визитом в Москве, Сахаров, чтобы привлечь внимание мировой общественности к судьбе политзаключенных, провел свою первую голодовку и дал интервью западным тележурналистам. С того момента и началась откровенная травля академика: бесчисленные поношения, организованный «гнев народа». Жизнь Андрея Дмитриевича, жены и детей оказалась под угрозой, но его общественная позиция не изменилась.

12. По инициативе Солженицына в 1975 году его наградили Нобелевской премией мира -- за убежденность, что только нерушимые права человека дают надежный фундамент для подлинного устойчивого международного сотрудничества. На церемонию награждения власти академика не пустили. Когда Елена Боннэр получала в Стокгольме премию, Сахаров был в Вильнюсе, куда приехал на суд над своим другом -- правозащитником Сергеем Ковалевым. С подобными целями академик посещал Омск, Якутию, Мордовию, Ташкент… Дети и внуки Боннэр, ставшие, по сути, заложниками правозащитной деятельности Сахарова, вынуждены были эмигрировать в США.

«Умереть мы вам не дадим, но сделаем так, что сами штаны надеть не сможете»

13. В 1980-м Сахаров выступил против введения советских войск в Афганистан. Его лишили всех наград и звания Героя Соцтруда и без суда сослали в закрытый город Горький (ныне Нижний Новгород), где он жил под домашним арестом. Через четыре года туда же «за антисоветскую клевету» была выслана и Елена Боннэр. Отстаивая ее право на поездку в США для встречи с детьми и лечения, 63-летний академик объявил голодовку. Его насильственно госпитализировали и кормили. По-садистски: привязывали к кровати, буквально заталкивали пищу и делали инъекции, приводившие к тяжелым последствиям. Один «заботливый» врач пообещал: «Умереть мы вам не дадим, но сделаем так, что сами штаны надеть не сможете». Уже в Москве Сахаров скажет одному из своих друзей: «В больнице я понял, что испытывали рабы Древнего Рима, когда их распинали»…

Последняя голодовка «в помощь жене» -- с апреля по сентябрь 1985 года -- снова завершилась помещением академика в больницу и принудительным кормлением. Боннэр разрешили выехать только после письма Горбачеву, в котором Сахаров пообещал сосредоточиться на научной работе и прекратить общественные выступления. В следующем письме, через год, он попросил Горбачева прекратить их с женой «каторгу», снова пообещав закончить борьбу с коммунистическим режимом. И в декабре 1986 года в горьковской квартире опального академика раздался звонок: Михаил Сергеевич лично сообщил Сахарову об окончании ссылки. «Возвращайтесь и приступайте к своей патриотической деятельности», -- сказал Михаил Сергеевич. Через неделю супруги вернулись в Москву. Сахаров возобновил научную работу… и попытки изменить участь советских диссидентов.

14. Ученый с мировым именем впервые шагнул за «железный занавес» в 68 лет. «Что чувствует человек-история, стоя на площади, носящей его имя?» -- спросил его американский журналист на Сахаров-плаза в Вашингтоне. «Я почти ничего не чувствую. Кроме благодарности американцам».

15. В марте 1989-го Сахарова избрали народным депутатом Верховного Совета СССР, и уже через полгода он представил проект альтернативной Конституции, в основу которой легли защита прав личности и права всех народов на государственность. А 14 декабря вследствие очередного «несогласия товарищей» на Съезде народных депутатов иностранный член Академий наук США, Франции, Италии, Нидерландов и Норвегии, почетный доктор многих университетов Европы, Америки и Азии, советский ученый Андрей Сахаров скончался от сердечного приступа (как показало вскрытие, его сердце было полностью изношено). В официальном некрологе были перечислены все его степени, звания и награды -- даже те, которых Андрея Дмитриевича Сахарова лишили за правозащитную деятельность, и от которых он отказался сам.

Материал подготовлен журналистами «ФАКТОВ» Ириной КОЦИНОЙ и Ириной ТУМАРКИНОЙ по воспоминаниям родных, друзей и коллег Андрея Сахарова