Происшествия

«говорить о бобе дилане -- все равно, что рассуждать о египетских пирамидах»

0:00 — 25 мая 2001 eye 289

Вчера легендарному американскому музыканту Бобу Дилану исполнилось 60 лет

В нынешнем году ему предстоит отметить еще один юбилей -- 40 лет своей артистической деятельности. За это время Дилан перепробовал множество стилей, оказав тем самым огромное влияние практически на всех нынешних рок- и поп-звезд, даже если они сами об этом не догадываются. Написанные им песни охотно исполняют Род Стюарт, Эрик Клептон, группа «Guns'N'Roses». Пели их в свое время и «Byrds», и Джими Хендрикс, и Боб Марли.

Солист ирландской группы «U2» Боно, готовя свое поздравление юбиляру, пожаловался, что у него не хватает слов: «Господи! Это так тяжело… Говорить о Бобе Дилане все равно, что рассуждать о египетских пирамидах. Что мы делаем, находясь перед ними? Просто стоим и глазеем, широко раскрыв рты от восхищения!»

Чувства Боно легко понять, но согласиться с ним полностью вряд ли можно. Как-то не вяжется всегда неудовлетворенный самим собой Боб Дилан с «вечным покоем седых пирамид». Сравнивать их можно только по одному критерию -- неподверженности беспощадному времени, монументальности творений, которые перевернули впечатления человечества об архитектуре и музыке. Звучит, возможно, несколько напыщенно, но Боб Дилан сумел в своих песнях объединить высокую поэзию, фолк- и рок-культуру. Не зря же журнал «Лайф» назвал музыканта в числе 100 самых выдающихся американцев XX столетия!

Его имя громко зазвучало в бурные 60-е. Выпустив свой первый диск в 1962 году, к осени 1965-го Дилан уже уверенно занимал ведущую позицию среди американских музыкантов, а в Европе составлял конкуренцию «Beatles» и «Rolling Stones», которые не скрывали своего восхищения перед Бобом. И вдруг 29 июля 1966 года он едва не погиб, попав в аварию на мотоцикле. На два года тяжелые травмы упекли Дилана в больницу. Но даже здесь он продолжал писать новые песни с музыкантами своей группы. Боб не хотел, чтобы эти композиции вышли на пластинке, но интерес к ним быль столь велик, что студии грамзаписи впервые в истории шоу-бизнеса решились на несанкционирование издание этого материала. По сути, это были пиратские диски. Только в 1975 году Дилан официально разрешил выход этого альбома.

Самым неудачным периодом в его карьере было начало 90-х. Тогда вышел очень слабый альбом «Под красным небом», который заставил даже преданных поклонников заговорить о том, что Дилан исчерпал себя. Мнение укрепилось после провального выступления Боба на церемонии вручения «Грэмми-1991». Он получил почетный «Граммофон» за личный вклад в развитие современной музыки. Лишь к середине 90-х Дилан стал прежним -- к нему вернулось вдохновение. Музыкант отправился в мировое турне. Весной 1997 года он был срочно госпитализирован в связи с опасным инфекционным заболеванием. Но уже в сентябре возобновил выступления. Тогда же Дилана пригласил в Рим Папа Иоанн Павел II. После выступления музыканта Папа Римский подошел к микрофону и произнес знаменитые строчки, написанные Бобом более 30 лет назад: «Сколько дорог должен пройти человек… » Они нашли общий язык -- понтифик и музыкант-пророк!

При всей популярности Дилан каким-то чудом умудряется оберегать свою личную жизнь от любопытных. Он был дважды женат, имеет пятерых детей. Причем о втором браке с певицей Кэрол Деннис большинство поклонников узнало только в этом году, почти через 10 лет после того, как он прекратил свое существование, когда вышла в свет биография Боба в интерпретации журналиста Говарда Соупса (недавно «ФАКТЫ» подробно рассказали эту историю). Кстати, Кэрол очень обиделась на автора книги за его предположение, будто Дилан вынужден на старости лет давать по 100 концертов в год, чтобы поправить свое финансовое положение, изрядно пошатнувшееся после развода с ней.

Сам музыкант на эту тему говорить не хочет. Он лишь подчеркивает, что без концертов не представляет своего существования. Некоторые критики утверждают, что в своем последнем альбоме «Time Out Of Mind» (»Время сошло с ума») он слишком много поет о смерти. Дилан отвечает, что к неизбежному концу всегда относился философски, чего и всем желает.