Происшествия

Еще три года назад в берлине нельзя было проехать точно так же, как сегодня в киеве

0:00 — 26 мая 2001 eye 322

В длящейся уже 10 лет реконструкции столицы объединенной Германии есть много поучительного для отечественных градостроителей

Сразу заметим, что с уникальным опытом ФРГ можно ознакомиться в Киеве -- действующий бургомистр Берлина Эберхард Дипген на следующей неделе откроет в столице Украины выставку, которая расскажет, в частности, и о том, как столица объединенной Германии возвращает ключевые позиции среди европейских столиц и готовит себя к роли «моста между Западной и Восточной Европой». О некоторых сугубо житейских проявлениях этого поистине беспрецедентного по масштабам и капиталовложениям градостроительного проекта, начавшегося в двадцатом, а заканчивающегося в двадцать первом столетии, хочется рассказать, поскольку это удалось увидеть своими глазами во время недавней командировки.

«Ну кто так строит, кто так строит?!» -- Это объединенная Европа строит

В городском транспорте пожилые берлинцы привычно брюзжат не о погоде, а о том, когда же «все это» закончится. И вздыхают: «Мы до этого не доживем». Но в этих охах и ахах слышится не только и не столько сетование на неизбежные неудобства, сколько печаль по поводу того, что новый Берлин без строительных лесов и кранов им действительно уже не увидеть. А ведь первоначальный замысел, родившийся, наверное, сразу же после триумфального слома Стены в 1989 году, был не столь грандиозным. И вот спустя десятилетие после объединения и через 6--7 лет после начала активной реконструкции Берлин обретает черты города XXI века.

… Мы, трое украинских журналистов, оказались в городе две недели спустя после состоявшегося 30 апреля официального открытия новой резиденции федерального канцлера. Немецкие журналисты, которые часто критически пишут о реконструкции, уже успели назвать это сооружение «глазом канцлера», «слоновьей стиральной машиной» и «стадионом им. Шредера». Кстати, Герхард Шредер тут не только работает, но и живет. Его квартира на восьмом этаже -- это жители знают, но во время экскурсий (дни открытых дверей есть во всех правительственных учреждениях) покои канцлера, естественно, не показывают.

Наш гид, коренной берлинец Александр, уже собирается по привычке направить водителя в объезд, чтобы добраться до комплекса строящихся правительственных зданий на берегу Шпрее, как вдруг торжественно заявляет: «Вот это да -- наконец прямую дорогу открыли! Как все быстро меняется!» Радость берлинцев понятна киевлянам, которые ныне переживают немалые неудобства в связи с многочисленными реконструкциями. А каково было жить в Берлине, где еще три-четыре года назад гудели и пылили две тысячи строительных площадок? Да таких гигантских и создающих столько неудобств, что властям ничего не оставалось, как просить жителей и гостей города потерпеть. А чтобы понимание было достигнуто, власти предложили сделать самые большие строительные площадки… туристическими объектами. И туда повалил народ! Настоящее шоу, собравшее несколько десятков тысяч зрителей, развернулось в середине 90-х на строительстве комплекса супер-зданий на Потсдамен-плац. Несколько десятков виртуозных крановщиков, собравшихся на этой стройке со всей Европы, под управлением… дирижера оркестра исполнили «музыкально-строительную» сюиту. А в прошлом году на открытии Сони-центра -- одной из новых достопримечательностей «нового сердца Берлина» -- оркестром Берлинской филармонии дирижировал гендиректор концерна «Сони» Норио Ога. По его признанию, это была самая большая мечта его жизни. Вот, оказывается, о чем мечтают боги электронной индустрии! В этом центре поселился не только офис европейского отделения знаменитой фирмы, но и кинотеатр, где с этого года проходит Берлинский кинофестиваль, музей кино, рестораны, 67 арендуемых апартаментов и всего 134 элитных квартиры на продажу.

«Тут еще есть несколько свободных», -- сообщает наш гид и дополняет свое замечание следующей информацией. Оказывается, сенат Берлина, разрабатывая план реконструкции, обязал законом всех инвесторов пятую часть средств вкладывать в жилищное строительство. Замысел прост: центр нового Берлина не должен быть пустынным после окончания рабочего дня. Тут будет кипеть жизнь, как в центре Парижа или Рима. И она действительно не замирает. Шатер из ткани и стекла (весом 2500 тонн), накрывающий на высоте ста метров внутренний двор Сони-центра и словно плывущий в небе, влечет гостей Берлина в любое время дня и ночи.

Кроме Сони-центра, на Потсдамен-плац расположен и его конкурент по шику и привлекательности -- Даймлер-Крайслер-Сити. Когда его строили, люди приходили смотреть на котлован -- такой дыры в земле, наверное, еще никто в мире не делал. А выстроено это чудо архитектуры на месте пустыря, который был по обе стороны от Стены. Берлинцы не могли допустить, чтобы в сердце города зияла эта пустота. Вот и появилась еще одна «визитка» Берлина XXI века.

Микрорайон панельных пятиэтажек выкупила частная фирма

В нескольких шагах от Потсдамен-плац начинается бывший Восточный Берлин. Он и по сей день напоминает большую стройку. Вот только дороги уже открыты -- и хорошие дороги. А строительные площадки разбросаны повсюду. Здесь хорошо видно, как умеют немцы не только строить, но и сносить. Стоял еще вчера отнюдь не ветхий отель «Рэдиссон», а сегодня уже снесен, так как участок куплен инвестором, пожелавшим построить отель, но круче. Напротив развалин отеля в строительных лесах Дворец республики -- место массовых собраний времен ГДР. Но судьба его еще не решена. Возможно, и отреставрируют, но, скорее всего, снесут и построят копию средневекового королевского замка, разбомбленного во время войны. Посетив восстановленные киевские соборы, берлинский бургомистр может с удвоенной энергией взяться за возрождение немецкой старины.

… Мы едем в спальный район Восточного Берлина -- туда, где стоят панельные пятиэтажки 80-х годов. Неужели их не сносят? Оказывается, совсем наоборот. Тут есть о чем задуматься властям наших городов, где хрущевки собираются (правда, пока в мечтах) развалить. В Берлине их реконструируют и делают приличное жилье, которое пользуется хорошим спросом у людей со средними доходами. В Германии не было бесплатной приватизации жилья, что позволило частной фирме «Мега» выкупить у муниципалитета 2400 старых квартир, переоборудовать их, благоустроить дворы, построить новую инфраструктуру (поликлинику, торговый центр, школу, техническое училище и другие объекты) -- и потом сказать жильцам: «Вы хотите жить здесь? Въезжайте и живите, но только исправно вносите арендную плату (930 DM в месяц за квартиру площадью 70 квадратных метров, включая коммунальные услуги) и берегите жилища». И нужно видеть, как выглядят эти микрорайоны -- чистые, утопающие в зелени, а в магазинах все то же, что и в центральных супермаркетах, в кинотеатре идут те же фильмы, что и в Сони-центре.

Откуда у фирмы деньги, спросите вы. Из банка. Кредит на 30 лет. Квартплата пока уходит на оплату процентов. Есть ли жильцы, которые не платят? «Немного, но есть, -- говорит исполнительный директор фирмы «Мега» фрау Хепфнер. -- Уже выселили несколько семей. Но, как правило, люди дорожат этим жильем. Оно хорошего качества и по доступным ценам. »

«Сообщите вашим предприятиям, что мы ждем их в Берлине»

«Берлину нужно много денег и высококвалифицированных специалистов со всех стран мира, -- это говорит нам Марко Хардт из Берлинского общества экономического развития. -- Пусть украинские предприятия приходят на наш рынок. Вы сообщите им об этом. Мы их ждем. » -- «Да лучше вы к нам», -- пытались мы отшутиться. Шутки шутками, но модель, которую применяет Берлин для привлечения инвестиций со всего мира, включая и Восточную Европу, весьма интересна для наших крупных городов. Ею стоит заняться отечественным специалистам. Что нужно прежде всего сделать, чтобы в город пришли капиталы? Нужны нормальные законы в стране и уважение местных чиновников к инвестору, выражающееся в реальной заинтересованности в инвестициях. А не в личном «проценте» за разрешение работать в моей вотчине. Вот и все условия. А результат? В Берлин за последние два года из числа гигантов мировой индустрии пришли «DELL», «Моторолла», «Сони», «Даймлер-Крайслер». В прошлом году благодаря инвесторам создано три тысячи новых рабочих мест, в этом ожидается уже пять тысяч. Это, как правило, высокооплачиваемая работа в наукоемких отраслях. Чем больше ее в городе, тем лучше городу -- расширяется сфера услуг, опять же растет число занятых. В общем, круговорот денег усиливается, как и воды в природе при обильных осадках.

Кстати, о природе. Это будет интересно для наших солдат и офицеров, служивших в Потсдаме. На месте базы советских войск (73 гектара) разбит гигантский ландшафтный парк с сельскохозяйственной выставкой и образцами садово-парковой архитектуры. В выходные дни сюда приезжают тысячи отдыхающих. Для тех, кто имеет загородные дома, эта выставка -- настоящий клад растений и хорошее учебное пособие.

Немцы не устают учиться и благоустраивать окружающий их мир. И судить о результатах можно по нынешнему Берлину. Какой будет столица Европы XXI века (а именно ею хотят видеть в недалеком будущем Берлин немцы)? Кто тот гениальный архитектор, который уверен, что с завершением реконструкции город в один прекрасный день явит миру неповторимый ансамбль -- классики XIX, модерна XX и футуристических сооружений XXI века?

P. S. Автор выражает благодарность за помощь в организации поездки фирме «Партнеры для Берлина», отделу прессы и протокола Посольства Германии в Украине и лично госпоже Сабине Штер.