На днях Верховная Рада приняла постановление, которым определила статус коллекции изобразительного искусства акционерного общества «Градобанк». Теперь, согласно принятому документу, автором которого является Народная артистка Украины Валерия Заклунная, это уникальное в своем роде собрание украинской и зарубежной живописи является «национальным достоянием, которое не подлежит продаже, в том числе и путем приватизации» и отнесено к государственной части музейного фонда Украины.
Это собрание картин является одной из крупнейших частных коллекций живописи в Украине. В ней собраны полотна современных украинских художников, а также картины старых мастеров. Галерея обладает произведениями Тараса Шевченко, Кандинского, Клевера, Коро, Леже, Мане, Пикассо. Самым дорогим экспонатом в коллекции является полотно испанского художника Кареньо, оцененное в 500 тысяч долларов.
Коллекцию неоднократно выставляли, она приобрела большую известность среди знатоков изобразительного искусства. Однако после того, как у «Градобанка» начались финансовые проблемы, ее судьба оказалась под угрозой: за долги кредиторы могли разобрать коллекцию по частям. Тогда было найдено решение, которое позволило сохранить, по крайней мере, целостность собрания. Национальный банк предоставил «Градобанку» стабилизационный кредит под залог коллекции.
С тех пор картины находятся в хранилищах НБУ, а лучшие экспонаты коллекции украшают стены помещений Национального банка. В конце 1998 года было решено продать коллекцию, был даже назначен аукцион. Стартовая цена галереи составила 5,1525 миллиона долларов. Существовала также возможность продать отдельно наиболее ценные картины.
Тогда Верховная Рада вмешалась в процесс, приняв похожее постановление. Галерея была объявлена национальным достоянием и причислена к государственному музейному фонду. Это помогло остановить процесс продажи, но так и не привело к появлению картин в экспозиции какого-либо из украинских музеев. Ими по-прежнему имеют возможность любоваться только сотрудники и посетители Национального банка.
Возможно, после нынешнего постановления ситуация изменится. Но в пресс-службе НБУ нам сообщили, что пока что никаких сведений о дальнейшей судьбе коллекции нет.