Политика

Посетив луганщину, депутаты группы «трудовая украина» сделали вывод, что область является одним из самых проблемных регионов страны

0:00 — 2 ноября 2000 eye 270

Олег ТРАЧУК
«ФАКТЫ» (Луганск)

Помните, герой известного фильма замечал: «Восток -- дело тонкое»? По всей видимости, члены «Трудовой Украины» -- самой крупной фракции парламентского большинства -- решили убедиться в этом лично, отправляясь на выездное заседание в самую восточную область страны. Вообще-то Луганщину народные депутаты не очень балуют своими посещениями. Даже некоторых избранников из лагеря левых в регионе, традиционно считавшемся «красным», народ видит довольно редко, и то по большим праздникам -- на митингах под красным флагом.

Каждый день Луганскую область в парламенте пытаются объявить источником всех неприятностей в Украине

По словам лидера фракции Игоря Шарова, каждый сессионный день начинается с того, что кто-то либо с места, либо с трибуны пытается объявить Луганскую область чуть ли не источником всех неприятностей в Украине. Поэтому представители «Трудовой Украины» решили воспользоваться приглашением руководства области, чтобы ознакомиться с положением дел на Луганщине и узнать, насколько эффективно работают местные органы власти.

Визит парламентариев начался с посещения памятника «Непокоренные», воздвигнутого в Краснодоне над шурфом шахты, в которую в 1943-м были сброшены больше 70 членов молодежной подпольной организации «Молодая гвардия». Сейчас многие пытаются по-новому оценить, занизить значимость подвига мальчишек и девчонок из Краснодона, но факт существования антифашистской подпольной группы уже никто не рискует опровергать, как и то, что ребята-патриоты как могли пытались защитить оскорбленную и поруганную захватчиками Отчизну. И, в общем-то, не столь уж важно, какой идеологией они руководствовались.

А официальная часть визита «трудовиков» началась с посещения Государственной холдинговой компании «Краснодонуголь». И их интерес к этому предприятию не случаен. Как заметил генеральный директор «Краснодонугля» Николай Красько, «шахтный фонд в Краснодоне очень молодой», и казалось бы, тут работать и работать, тем более что здесь добывается коксующийся уголь, жизненно необходимый, например, для металлургии. Однако кризисные экономические процессы для этого края оказались слишком серьезными и губительными. В полтора раза, чем в целом по стране, упал уровень добычи угля. Задолженность по зарплате тоже достигала критической величины и исчислялась уже 16 месяцами. Отсюда, естественно, и небывалая текучесть кадров на угольных предприятиях: за последнее три года уволилось 19 тысяч человек.

Нынешняя же зарплата работников компании «Краснодонуголь» -- одна из самых высоких в отрасли

Но недавно по заданию областной администрации была разработана программа выхода из кризиса, и уже с августа прошлого года удалось увеличить среднесуточную добычу угля на 5 тысяч тонн. Это в свою очередь позволило довольно быстро сократить задолженность по зарплате до 5 месяцев, а в первом квартале следующего года ее планируется вообще ликвидировать. Нынешняя же зарплата работников компании -- одна из самых высоких в отрасли. И если в прошлом году она на 80 процентов платилась за счет дотаций из бюджета, то теперь вот уже два месяца -- исключительно из заработанных холдингом средств. Но это не означает, что с проблемами покончено. Одна из них  — это социальная сфера, которая продолжает оставаться на балансе угольной компании. Социальные вопросы в шахтерских регионах, можно сказать, брошены на произвол судьбы.

Власти Краснодона уверяют, что они просто не могут взять на себя бремя всей социальной сферы, которую хотели бы им передать угольщики. Как ни парадоксально, но основной статьей дохода местного бюджета служат отчисления от подоходного налога с зарплат горняков. Иных возможностей здесь практически нет. А в городе проживает 43 тысячи пенсионеров…

Труд горняка легким не назовешь. Средний срок жизни шахтеров -- 58 лет, а между тем в ходе пенсионной реформы намечено еще и отодвинуть время выхода на пенсию… Да большинство горняков просто не доживут до пенсии. А средняя пенсия шахтеров выглядит просто насмешкой: сто гривен явно не соответствуют затраченным за годы работы на угольном предприятии силам.

Еще одна головная боль региона -- закрытие нерентабельных шахт. Ликвидация лишь одной такой шахты стоит в среднем около двухсот миллионов гривен, и, разумеется, в полном объеме все это не финансируется. Поэтому весьма проблематичным становится решение сопутствующих экологических задач. Да они и не решаются практически, а в результате затапливаются сотни гектаров земли. Если же учесть, что сейчас в области всего лишь 16% воды пригодно для питья, то региону, без преувеличения, грозит экологическая катастрофа. Ведь шахтные воды, содержащие практически всю таблицу Менделеева, проникая в грунт, лишают регион даже этих жалких остатков чистой воды.

Закрытие всего лишь четырех шахт стало настоящей катастрофой для региона

-- В свое время в краснодонском районе было закрыто около 200 шахт, и тогда этого почти никто не заметил, -- рассказывает исполняющий обязанности городского головы Краснодона Владимир Белоус. -- А за последние шесть лет закрыты всего лишь четыре шахты -- так это стало настоящей катастрофой для региона.

Поэтому представители всех органов местной власти просили в основном, чтобы при формировании бюджета полнее учитывались интересы угольной отрасли. И в этом они нашли полную поддержку у народных депутатов: «трудовики» пообещали угольщикам полное содействие в решении их наболевших проблем.

-- Побывав в Луганской области, мы убедились в правильности политики и задач, которые ставит наша фракция, -- говорит первый заместитель главы парламентского бюджетного комитета Инна Богословская. -- Сегодня угольщики говорили о техногенной экологической катастрофе, которая может возникнуть из-за элементарной нехватки средств на проведение ряда предупредительных работ. А между тем Кабмин уже планирует падение курса гривни, инфляцию порядка 19%. Это значит, что в ближайшем будущем тяжесть всех проблем ляжет на плечи простых граждан. Разрубить этот «гордиев узел» может только изменение действующего налогового законодательства: размеры налогов должны не пугать и не вынуждать предпринимателей прятать в тень свои доходы. Нужно сделать так, чтобы было выгодно платить налоги в бюджет. Пока же примерно 80% средств, особенно в среднем малом бизнесе, находится в тени. Эти деньги не работают на государство, не идут на развитие, скажем, социальной сферы, на выплату зарплат бюджетникам и пенсий -- в том числе и горнякам.

По мнению парламентариев, источник всех проблем угольщиков кроется в том, что сегодня, к большому сожалению, в правительстве нет людей досконально знающих специфику горного дела. Потому, по всей видимости, и возникают нестыковки некоторых постановлений Кабмина, касающихся угольной отрасли.

После шахтеров парламентарии встретились со швейниками, побывали на предприятии «Стиль», которое находится в Луганске. Эта фабрика входит в созданную в 1996 году по указу Президента Государственную компанию «Лугансклегинвест», подчиненную непосредственно Луганской облгосадминистрации. Одной из основных задач, решаемой с созданием компании, была организация новых рабочих мест для высвобожденных в ходе реструктуризации угольных отрасли рабочих рук. На данный момент в компанию объединились практически все предприятия легкой промышленности региона, и на первом этапе уже трудоустроено около полутора тысяч человек.

Другой пример положительных изменений в регионе -- начало работы одного из самых крупных предприятий Украины Холдинговой компании «Лугансктепловоз». В советское время практически все тепловозы страны выходили из стен этого завода. Но в последние годы спрос на них упал до нуля, и предприятие начало в прямом смысле рушиться. Надежду на новую жизнь дали заказы «Укрзалiзницi», которая решила обновить подвижной состав отечественной железной дороги. Компания получила задание на изготовление партии новых дизель- и электровозов различной модификации. Кроме того, на предприятии занимаются реставрацией плацкартных вагонов, а в перспективе -- выпуск вагонов всех типов, включая и «СВ». Причем, что особенно важно, практически 90% всего оборудования и комплектующих в новых образцах техники -- отечественного производства. В общей сложности до конца года предприятие должно уже поставить 64 вагона. Чтобы вовремя выполнить заказ, тепловозостроители работают в две, а то и в три смены. Кстати, благодаря «Укрзалiзницi» на предприятии получили работу 500 луганчан, а в следующем году, если удастся сохранить набранные темпы, будет набрано еще около 3 тысяч человек.

Луганское предприятие, в прямом смысле делающее деньги, фактически стало банкротом

Да, «Лугансктепловозу», можно сказать, повезло. А вот проблемы Луганского станкостроительного завода так при нем и остались. Кстати, частичку труда коллектива этого предприятия каждый из нас носит в своих карманах: именно там изготовлена практически вся ходящая в стране разменная монета. Являясь государственным, завод не может ни уволить людей, ни в то же время обеспечить их работой. Парадокс, но, в прямом смысле делая деньги, это предприятие фактически стало сейчас банкротом.

-- К сожалению, этот визит -- пока единственный прецедент посещения региона столь представительной группой народных депутатов, -- отметил председатель Луганской обладминистрации Александр Ефремов. -- И это не просто приятно, это дарит нам надежду на то, что парламентарии будут принимать законы, которые позволят украинским предприятиям работать эффективнее, а простым людям -- жить лучше. Надеюсь, что и в дальнейшем наше сотрудничество будет таким же плодотворным.

-- Мы являемся представителями законодательной власти, и наша задача -- создать жесткий нормативно-правовой коридор, которого у нас, к большому сожалению, пока нет, -- сказал на встрече с луганчанами глава парламентского комитета государственного строительства и местного самоуправления Юлий Иоффе. -- Нынешнюю свою поездку мы считаем ценной уже тем, что нам удалось сверить свое видение проблем с подходами к принятию тех или иных законов. В нашей фракции 48 человек, и общими усилиями мы сможем влиять на решение накопившихся в Украине проблем. Наша задача -- сделать все от нас зависящее для построения такого законодательного поля, в котором всем гражданам страны станет легче жить. Сегодня речь идет о бюджете, о тех льготах и прожиточном минимуме, которые будут в него заложены, о пенсионном законодательстве.

-- Что же касается вопросов социальной политики, то могу сразу сказать, что мы, во-первых, не станем голосовать за статью, отменяющую льготы пенсионерам, если при этом не будут оговорены никакие компенсации для решения их социальных проблем, -- заявил член комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности Сергей Тигипко. -- Во-вторых, сейчас очень серьезно стоит вопрос о налогообложении материальной помощи. К примеру, профсоюзный комитет выделяет 10--15 гривен своему работнику, а он с этих денег еще и должен платить налоги. И в-третьих, должен сказать, что нынешнее 25-процентное повышение зарплаты учителям и врачам отнюдь не решение проблемы. Ведь инфляция, прогнозируемая на конец года, не будет компенсирована этим повышением. Значит, мы должны найти какие-то иные решения, которые дадут возможность действительно поднять уровень жизни учителей и врачей. А кроме того, учитывая дополнительные поступления в бюджет, позволяющие рассчитаться с долгами перед пенсионерами, есть возможность до конца года увеличить размер пенсии как минимум на 15 процентов.

-- Пообщавшись с руководством и области, и местных предприятий, мы поняли, что наш приезд в этот регион не напрасен. «Трудовики» убедились, что Луганщина и впрямь является одной из самых проблемных областей страны, -- заметил глава фракции Игорь Шаров. -- Нам предстоит детально проанализировать всю полученную в регионе информацию -- этому будут посвящены несколько заседаний нашей фракции. Причем это принципиально важно накануне принятия решения по бюджету на следующий год. Теперь мы готовы лоббировать интересы шахтеров, да и других жителей Луганщины. Постараемся сделать для них все, что в наших силах. Для нас сегодня главное -- чтобы заработали шахты, чтобы горняки получали зарплату, а Украине хватило топлива. Ведь надо понимать: когда речь идет о дотациях угольщикам -- это не просто поддержка одной отрасли, это помощь всей экономике страны, ибо энергетика, а значит и уголь, является одной из составляющих безопасности Украины.


«Facty i kommentarii «. 02-Ноябрь-2000. Политика.