Украина

Продажа контрабандных сигарет наносит вред как здоровью курильщиков, так и бюджету страны

0:00 — 2 ноября 2000 eye 3001

За год в Украине продается около 70 миллиардов сигарет. При этом 27% табачного рынка занимает контрабандная продукция…

К вопросам нелегального ввоза различных товаров средства массовой информации обращались неоднократно. И будут обращаться вновь и вновь. Увы, контрабанда -- древнейшее зло мировой торговли, с которым можно и нужно бороться…

Убытки бюджета из-за контрабанды сигарет до конца года могут составить около полумиллиарда гривен

Не каждый товар сможет окупить усилия контрабандистов. И в этом смысле табачные изделия -- самая благодатная почва. По некоторым данным, в 1999 году объем контрабандной продукции, проданной в Украине, составил более 700 миллионов гривен. Перевозчики нелегального товара получили прибыль до 50% этой суммы (около 350 млн. грн. ). Согласитесь, сумма немалая… Еще столько же заработали оптовые и розничные продавцы контрабандных сигарет. Выходит, контрабанда сигарет выгодна всем участникам процесса, кроме… потребителей и бюджета страны.

Почти 95% нелегально ввезенных в Украину табачных изделий -- это сигареты без фильтра, дешевизна которых, увы, не компенсирует их низкого качества (да и несоответствующие условия, в которых контрабандисты хранят и перевозят табачную продукцию, не делают ее лучше): помимо неприятного вкуса, они обладают высоким содержанием смол и никотина. Таким образом, покупая некачественные контрабандные сигареты, человек не только не получает ожидаемого удовольствия, но и наносит здоровью еще больший вред.

Существование «черного» табачного рынка в Украине ведет к значительным потерям бюджета страны. По прогнозным данным, к концу нынешнего года государство может недосчитаться свыше 400 миллионов гривен в виде неуплаты всех положенных налогов и сборов. И это только от незаконно ввезенных в Украину табачных изделий. Данная сумма вполне могла бы покрыть годичную потребность в пенсионном обеспечении полумиллиона граждан Украины.

Как сообщил «ФАКТАМ» пресс-советник налоговой милиции Государственной налоговой администрации Украины Алексей Вознюк, за последние три года в восемь раз возросли объемы незаконного изготовления, реализации, хранения и перемещения товаров на территории Украины. Масштабы этого явления столь велики, что оно, несомненно, составляет угрозу экономическим и национальным интересам нашего государства.

Существуют и другие не менее серьезные последствия незаконного ввоза и оборота табачных изделий: торговля дешевой контрабандной продукцией приводит к сокращению легального рынка сигарет и, следовательно, к уменьшению их производства в Украине. Только в прошлом году отечественные фабрики (из-за невозможности конкурировать с нелегальным товаром) снизили объемы производства на 8,6%.

Сумма отчислений украинских производителей сигарет в консолидированный бюджет в 1999 году составила 1,2 миллиарда гривен (или 3% всех доходов государства). На отечественных табачных фабриках сегодня работают (и при этом регулярно получают зарплату) около 6 тысяч наших соотечественников. С 1993 года иностранные компании инвестировали в табачную промышленность Украины $163,5 миллиона.

Потерять отечественную табачную отрасль -- значит, лишиться всех вышеупомянутых финансовых и социальных результатов. Для существующих и потенциальных инвесторов появится еще один отрицательный пример отношения государства к их проблемам. Руководству страны, в свою очередь, придется преодолевать дополнительное препятствие на пути своих стремлений развивать в Украине рыночные отношения.

Административный контроль за рынком сигарет необходим

Проблема незаконного импорта сигарет может быть (и должна быть) решена на государственном уровне. Предлагаемые варианты решения этой проблемы путем снижения ставок акцизного сбора на сигареты без фильтра вряд ли будут иметь положительный результат. Даже при нулевой ставке акцизного сбора отечественные сигареты без фильтра не смогут конкурировать с дешевой контрабандной продукцией. При этом национальный бюджет потеряет и те 120 миллионов гривен, которые сегодня реально поступают в казну. Ведь с нелегально ввезенных сигарет не уплачиваются не только акцизы, но и множество других обязательных платежей. Именно поэтому единственно правильным решением будет усиление административного контроля за рынком сигарет.

Некоординированная работа многочисленных силовых ведомств, отсутствие единого органа государственной власти по систематизации работы в сфере борьбы с контрабандой, отсутствие необходимых подзаконных актов (регулирующих государственные механизмы конфискации и уничтожения контрабандной продукции) и зарегулированная процедура получения лицензии на розничную торговлю табачными изделиями -- все это подрывает легальный табачный рынок в Украине и предоставляет контрабандистам многочисленные лазейки для получения незаконной прибыли от продажи товаров.

К примеру, в нашей стране совершенно не применяются механизмы уничтожения конфискованных товаров: положения закона Украины (касающиеся уничтожения конфискованной табачной и алкогольной продукции) игнорируются органами исполнительной власти. Более того, в последнее время налоговая служба инициирует отмену данного положения, аргументируя это тем, что от реализации конфискованных сигарет бюджет получал бы до 30 миллионов гривен в год. Но разве можно сравнить эту цифру с 400 миллионами гривен, которые государство уже потеряло из-за продажи в Украине нелегально ввезенных табачных изделий? Не говоря уже о том, что изъятая контрабандная табачная продукция не отличается высоким качеством, не сертифицирована, а, стало быть, не может быть реализована в Украине.

По мнению специалистов, для того чтобы усовершенствовать административное влияние государства на этот процесс (и вместе с тем ослабить зарегулированность отечественного табачного рынка), необходимо разработать общенациональную комплексную программу борьбы с контрабандой. Она могла бы включать нормативную базу для упрощения процедуры изъятия, конфискации и дальнейшего уничтожения нелегальной продукции, создание прозрачной процедуры ликвидации конфискованных сигарет, обучение государственных служащих, инспекторов и милиционеров эффективному применению и исполнению норм закона, и, наконец, ускорение ведения судебных дел о конфискации нелегальных табачных изделий.

Кроме того, необходимо предоставить Государственной таможенной службе право проводить оперативно-розыскную деятельность (таким правом, кстати, уже пользуются налоговые службы) и совершать таможенный контроль не только на пропускных пунктах на границе, но и в пределах таможенных зон приграничных районов, а также по всему пути следования и продаж нелегально ввезенных товаров.

Либерализации розничной торговли в первую очередь способствовало бы уменьшение стоимости лицензии и упрощение процедуры ее получения. Кроме того, по опыту Польши, следовало бы легализовать торговлю с рук и одновременно ужесточить наказание за продажу контрабандных товаров. Все вышеуказанные меры наверняка смогут в конце концов поставить надежный заслон на пути контрабандных сигарет в Украину.