Правительственный кризис, вызванный обнародованными данными спецкомиссии под руководством секретаря СНБО Евгения Марчука, в одночасье разрешить весьма сложно. Впрочем, не лишены оснований и предположения о том, что уже разработаны сценарии выхода из сложившейся в исполнительной власти весьма нелицеприятной ситуации. По крайней мере, хотя бы потому, что и сам кризис разразился не только что. И превентивные меры, надо думать, предпринимались. Но, вероятно, они не были столь результативными и убедительными, как итоги работы спецкомиссии, проанализировавшей ситуацию в ТЭК. Ее выводы повергли в уныние не только правительственных чиновников, но и тех, кто хочет знать, будут ли у нас зимой свет, тепло и газ. Оказалось, что ответа на этот вопрос не может дать никто. Потому что никто не обладает достоверной информацией о происходящем на энергорынке. Чего и следовало ожидать?
То, что единой позиции в подходах к вопросам реформирования энергорынка не существует, стало понятно еще весной, в бытность министром топлива и энергетики Сергея Тулуба. Именно разное видение и подходы к решению проблем энергорынка в команде Виктора Ющенко и стало причиной его отставки. Но уход человека, с которым не нашла общего языка вице-премьер Юлия Тимошенко, самих проблем не решил. Долгое время оставался открытым и ответ на вопрос о готовности ТЭК к зиме. Народным депутатам, например, стало недостаточно опубликованных в СМИ заверений Юлии Тимошенко в том, что проблем с запасами топлива на зиму не предвидится. И парламентарии решили устроить правительству допрос на заданную тему.
Чем он закончился, всем известно. Налоговая администрация возмутилась, что Кабмин вводит в заблуждение общественность по поводу истинного положения дел, и обнародовала свои данные по этому поводу. Для того, чтобы выяснить достоверность информации двух источников -- вице-премьера и налоговиков, была создана спецкомиссия, в составе которой есть представители как исполнительной, так и законодательной власти. Но приоритетное представительство отдано все же Кабмину. Трудно сказать, что больше всего возмутило премьера, кажется, уже переставшего столь эмоционально воспринимать критику в адрес правительства: выводы комиссии, то есть обнародованные цифры и некоторые теневые схемы, или же то, что условную черту под результатами работы подвели члены его же команды? Впрочем, его реакция была резко негативной и по первому, и по второму поводу. Правда, в первом случае Виктор Ющенко заявил, что готов уйти в отставку сам, а во втором -- что в отставку должны уйти члены правительства, считающие, что в энергетике мы действительно имеем то, что имеем.
Но разве предложенные премьером выходы из ситуации решат сложившуюся проблему? И разве такой поворот событий не был заложен еще летом, когда на энергорынке страны полным ходом разворачивалась финансовая схема, которая использовалась еще во время премьерства Лазаренко на газовом рынке? Именно ее утверждение в парламенте Юлия Тимошенко считала своей победой. По данным Агентства гуманитарных технологий, главной чертой этой схемы является накопление платежей за энергоносители на едином счете. При Лазаренко за корпорацией «Единые энергосистемы Украины» были закреплены несколько областей, и средства потребителей газа в этих областях собирались на счете ЕЭСУ. Премьер Лазаренко и руководство корпорации договаривались с российской стороной о цене импортируемого в Украину газа, и ЕЭСУ требовала от потребителей газа расчетов деньгами. Реальные расчеты с российской стороной проводились товарами по завышенной цене, а живые деньги уводились за «третьи» счета.
Утвержденный Верховной Радой закон об энергорынке также предполагает концентрацию расчетов всех потребителей электроэнергии в областях на областных распределительных счетах. И установка личного контроля над распределительными счетами и переговорами о цене энергоносителей уже не представлялась неразрешимой проблемой. По мнению экспертов, если над распределительными счетами установится полный контроль одного человека, это может привести к ряду негативных последствий. В частности, как утверждают специалисты Агентства гуманитарных технологий, цена топлива для электростанций и цена электроэнергии для украинских потребителей могут быть завышены. Электростанции не получат необходимых средств на плановые ремонты. А западные инвесторы отвернутся от украинского энергорынка, так как областные энергокомпании и электростанции будут лишены прибыли. И наконец, контролирующий финансовые потоки человек будет заинтересован искусственно поддерживать кризисное состояние украинского энергетического сектора. Не эти ли тенденции сейчас являются доминирующими в топливно-энергетическом комплексе В этой связи выглядят несколько по иному вероятные мотивы подписания премьер-министром В. Ющенко распоряжения о передаче вице-премьеру Юлии Тимошенко ответственности за всю экономику страны.
После появления этой информации в СМИ в околополитических кругах стали всерьез рассматривать возможность отставки Виктора Ющенко, о которой он упоминал в связи с комментариями к выводам спецкомиссии Е. Марчука. Но вряд ли руководитель Кабмина полагает, что сейчас на волне погашения задолженностей по пенсиям и зарплатам, значимость которого нельзя приуменьшать, самое время закрыть за собой дверь и остаться не вовлеченным в грядущий экономический кризис. Скорее всего, премьер предвидит действительно наступление не самых лучших времен для отечественной экономики. Однако вполне прогнозируемое сезонное ухудшение экономического положения в стране на этот раз никак не будет вызвано теми или иными действиями правительства. Просто в свете происходящих в мире событий Украине вряд ли удастся пройти мимо, не попав под раздачу глобальных проблем. В первую очередь они связаны как раз с падением цен на продукцию металлургической промышленности, которая, кстати сказать, занимает весьма большое место в украинском экспорте. В то же время продолжают расти цены на энергоресурсы. А наша страна, как известно, весьма зависима от импорта энергоносителей. Так, может быть, Виктор Ющенко опасается прогнозируемого, но вполне объективного экономического спада, а не отсутствия биологических возможностей для руководства правительством?