Сегодня популярный актер празднует 50–летие
Время не властно над голубоглазым блондином, знаменитым «гардемарином», секс-символом советского кино Дмитрием Харатьяном. Хотя последнее звание Дмитрий Вадимович не любит, говорит, что даже не понимает, о чем речь. Да, слава есть, но она — штука переменчивая. Поэтому Харатьян ни на минуту не останавливается. Живет в постоянных разъездах: гастроли, концерты, съемки в кино, игра в театре. Лишь небольшую передышку сделал себе перед 50-летием. Вместе с супругой Мариной и сыном Иваном уехал на пару недель в теплые края, чтобы поднабраться сил перед празднованием. Вернулся домой в Москву всего за три дня до торжества. Вот в этот момент «ФАКТЫ» его и застали
— С днем рождения, Дмитрий Вадимович! У вас накануне юбилея не дом, а прямо «Смольный» какой-то
— А что же вы думали? Все звонят, поздравляют, спрашивают. Вас много, а я — один.
— Да нам больше и не надо. Как отмечать собираетесь?
— Ой, затеял я празднества длиной чуть ли не в год. Сегодня вот посижу за праздничным столом со своей семьей. Жена Марина прекрасно готовит и побалует меня всякими изысками. А на следующий день, 22 января, отправлюсь в Петербург, где в Доме культуры «Октябрьский» в зале на четыре тысячи мест у меня запланирован большой концерт. Туда, надеюсь, придут и мои многие друзья-товарищи по киношному цеху. Потом возвращаюсь в Москву, для канала «Россия» снимем мой юбилейный вечер. Только после этого отправлюсь в гастрольный тур по городам и весям. Хочу объехать всю Россию, Украину, Германию и Америку. Может даже, Армению Думаю, эти юбилейные события займут около года.
— Прямо как Алла Пугачева.
— Нет, прошу меня ни с кем не путать. Просто я хочу прожить этот год, что называется, на полную катушку. В смысле творческом и трудовом. Так сказать, отмечу юбилей трудовыми подвигами.
— Говорят, у мужчины в пятьдесят лет жизнь только начинается.
— Не знаю, наверное, все зависит от самого мужчины. В какой он форме находится, чего еще хочет от этой жизни.
— Вы ответили уже на этот вопрос?
— Для меня это возраст возрождения. Можно сказать, «золотой век». Когда еще хочешь и можешь. Вернее, уже можешь и еще хочешь. Потому что пришли опыт, мудрость, положение, статус. Есть желание и возможности многое совершить. А главное — есть здоровье! Последнее время ловлю себя на мысли, что мне нравится учиться, познавать новое. Вот недавно освоил профессию телеведущего. Поверьте, столько положительных эмоций! Наверное, возможность что-то менять в жизни меня и подстегивает, помогая совершенно не задумываться над тем, сколько лет исполнилось.
— Вы так потрясающе выглядите в пятьдесят, что вам может позавидовать любая женщина!
— На самом деле в этом нет никакого секрета. Кроме, наверное, генов, опыта и образа жизни. Без этого багажа никуда. Чтобы поддерживать физическую форму, я плаваю в бассейне, играю в большой теннис. В конце концов, это моя профессиональная необходимость. Ну кому я буду интересен, став дряблым, блеклым, немощным стариком?
— Сложно вас в этом образе даже представить.
— Вот видите. Приходится быть в форме. Но при этом важно не переусердствовать. Я, например, наотрез отказываюсь от участия во всех этих «ледниковых» шоу. Не только из-за нехватки времени, но из-за здоровья тоже. Скажите, кому я буду нужен с травмами, переломами? Это принесет лишь дополнительные неприятности мне и близким. Просто не понимаю, как люди известные решаются на всякие боксерские поединки, катания на льду?.. Нет, я себе такого позволить не могу. «В здоровом теле — здоровый дух» — эту истину ведь никто не отменял. Так что свое тело я берегу.
— Оглядываясь на прожитые годы, сожалеете о чем-то? Есть вещи, за которые вам стыдно?
— Увы Я долго пил и курил. Потом мне было достаточно сложно от этого отказаться. Но, перешагнув тридцатилетнюю черту, я сумел и это сделать. У меня получилось отрицательный опыт превратить в позитив. Знаете, как приятно ощущать победу над собой, своими слабостями? Слаще этого, наверное, ничего нет.
— Что же помогло вам в «сражении»?
— Господь Бог А еще вера, надежда и, конечно, любовь. Кстати, недавно я закончил съемки в 24-серийной саге с таким же названием «Вера. Надежда. Любовь». Сыграл потомственного хирурга — такого современного Доктора Живаго. Снимали в Киеве, поэтому несколько месяцев я провел в постоянных поездках между Москвой и вашим замечательным городом.
— Правда, что родители видели в вас только врача?
— Ну, им так хотелось, потому что в нашем роду было несколько докторов. На самом деле я никогда всерьез не задумывался об этой профессии. Наверное, в силу того, что плохо знал точные науки в школе. Больше любил литературу, музыку. Собственно, сама судьба привела меня в актерскую профессию.
— Вы имеете в виду случайное попадание в картину «Розыгрыш»? Сколько вам было лет тогда?
— Шестнадцать. Я учился в девятом классе и к тому времени уже прилично играл на гитаре и пел. Даже был руководителем вокально- инструментального ансамбля «Аргонавты» в пионерском лагере под Москвой. Из этого лагеря и попал на съемочную площадку к Владимиру Меньшову. Вместе со мной отдыхала девочка, которая не раз уже проходила пробы на «Мосфильме». Она знала, что в картину «Розыгрыш» приглашают ребят, умеющих играть на гитаре. Вместе с этой девочкой мы и пошли на «Мосфильм». Честно говоря, мне больше хотелось просто побывать на съемочной площадке, чем сниматься в кино. Помню, исполнил что-то перед камерой, но меня к моему большому удивлению взяли. Причем на одну из главных ролей — Игоря Грушко. Вот такая история
— А после работы над «Розыгрышем» сам Владимир Меньшов предложил вам задуматься об актерской профессии
— Что-то вроде того. Помню, он сказал: «Советую тебе подумать о профессии актера » Этого Этого вполне хватило. К тому же славу, пришедшую ко мне после «Розыгрыша», ни с чем не сравнить. В один день из никому не известного мальчика из Красногорска я превратился в, как сейчас говорят, звезду. Было сложно, непривычно, но приятно. Когда «Розыгрыш» вышел в прокат, я уже снимался в своей второй картине. Кстати, у вас в Украине, в Одессе. Фильм назывался «Фотография на стене». Он поставлен по повести Алексина. Я только закончил десятый класс, и именно эта работа сделала из меня артиста. Работа над «Фотографией на стене» стала моим первым в жизни опытом без опеки родителей. Я приехал в Одессу совершенно один, предоставленный сам себе и режиссеру Он-то и проложил мне путь в кино
— Говорят, в ваших жилах течет и украинская кровь?
— Увы, чего нет, того нет. Хотя по маминой линии у меня действительно есть родственники с украинской фамилией — Тизенко. Но они никогда не были в Украине, всю жизнь прожили в Санкт-Петербурге. А по папиной линии мои предки — армяне. Наверное, передачу «Моя родословная» не смотрели?
— Каюсь
— Вот видите, а там все это я рассказывал. Ладно, только для вас По материнской линии у меня все петербуржцы, а по папиной — Харатьяны, которые жили в городке Мегри. Это самая южная точка Армении, на границе с Ираном. Мегри в переводе с армянского значит «медовый». По маминой линии три мужских поколения были морскими офицерами, в том числе и гардемаринами. Последний российский гардемарин, которого расстреляли в Хельсинки в 1917 году в возрасте 27 лет, был моим двоюродным дедушкой.
— Значит, блестящее владение шпагой и умение управлять лошадью у вас в крови?
— Насчет шпаги, может быть. А вот с лошадьми не сразу все получилось. Познакомиться с этими животными пришлось еще на съемках «Зеленого фургона». Потом уже отточил свои навыки в «Гардемаринах». Не могу сказать, что далось это легко. Лошади — довольно своенравные животные. Правда, опытом, полученным на съемках у Светланы Дружининой, я пользовался потом много раз.
— Эту роль изначально играл Юрий Мороз. Но через несколько недель работы он ушел из картины, поскольку заканчивал ВГИК и не мог разорваться между институтом и съемками. Тогда на площадке появился я. Дружинина рассказывала, что вначале внимание на меня обратил ее супруг, известный оператор Анатолий Мукасей. Окончательно с моей кандидатурой Дружинина определилась после того, как я взял гитару и исполнил популярный романс «Весна без листвы, как жизнь без любви » С этого все и началось. У нас была потрясающая команда: я, Сережа Жигунов, Володя Шевельков. Все молодые, задорные, веселые. Мы крепко сдружились и потом играли вместе в нескольких картинах. Но успеха, который имели первые «Гардемарины», трудно было добиться. Тогда мы стали безумно популярными, как «мушкетеры» Боярский, Смехов и Старыгин. Поклонницы заваливали письмами, поджидали у подъездов Ой, время было безбашенное. Мужская дружба, девушки, застолья
— По поводу мужской дружбы. Ваш дуэт с Сергеем Жигуновым таки распался
— Я стал, наверное, последним из старых друзей Сережи, с кем у него испортились отношения. Это случилось после съемок в сериале «Королева Марго», где я играл Ла Моля. Скандал возник из-за озвучки. Ведь ни Женя Добровольская, ни Вера Сотникова, ни Миша Ефремов не озвучивали свои роли. Сначала «пострадала» Женя, потом я — из-за того, что возмутился по этому поводу. В общем, оказалось, что мы с Жигуновым разные люди Я вам скажу, актерская профессия довольно жестокая штука.
— Своему сыну не пожелали бы ее?
— Пусть Ваня (сыну Дмитрия от актрисы Марины Майко 11 лет. — Авт. ) сам решает, кем быть. Хотя в его биографии уже есть факт съемок в кино. В семь лет ему довелось сыграть маленького Андерсена в картине мэтра Эльдара Рязанова. Впрочем, это никак не отразилось на поведении сына. Ваня мальчик хороший, интересный, своеобразный. Но кем он станет, еще рано говорить. Вот моя дочь от первого брака Александра наотрез отказалась от профессии актрисы. Она занялась бизнесом и, наверное, правильно сделала. Мне кажется, сейчас вообще какое-то другое время для актеров настало. Надо иметь хорошие связи, вращаться в определенных кругах. Хотя, по большому счету, актерская профессия — лотерея: вытащил счастливый билет, значит ты на коне. Мне, наверное, в этом смысле повезло.
— Считайте, что зрителям тоже.
— Спасибо, что помните. Передайте всем моим поклонникам, что я люблю их. И вашу замечательную страну тоже. Кстати, у вас сейчас сложное время. Я желаю вам правильного выбора президента. А правильный тот, кто будет отвечать нуждам простого человека, которому он, собственно, и должен служить. Впрочем, этого не только вам, но и нам желаю. Потому что мы все живем на перепутье и надо выбрать верное направление. А может, и вернуться к доброму старому