21 ноября исполнилось 80 лет со дня рождения известного советского композитора
Если бы он написал только одну песню -- «Журавли», то и этого ему хватило бы для всенародной славы и любви. Но были еще «Текстильный городок», «Как тебе служится?», «Калина красная», «Напиши мне, мама, в Египет», «Ну, что тебе сказать про Сахалин», «Я спешу, извините меня», «Вальс расставания», «Русское поле» и еще много других широко известных песен. А еще он был автором музыки к почти 60 кинофильмам, театральным и радиопостановкам, эстрадным представлениям звездных дуэтов М. Мироновой и А. Менакера, Ю. Тимошенко и Е. Березина. Он был прекрасным оркестровщиком, блестяще играл на скрипке, рояле и аккордеоне, руководил популярными эстрадными и джазовыми оркестрами и ансамблями.
Несколько фактов из жизни Яна Френкеля
1. Настоящее имя Френкеля Ян-Томпа -- так его назвали в честь известного эстонского революционера на торжественных «звездинах» на предприятии отца, киевского парикмахера и талантливого скрипача. Когда Яну исполнилось четыре года, отец решил учить его игре на скрипке. «Единственное, что осталось в памяти с тех времен, -- вспоминал Ян Абрамович, -- реплика отца «Из тебя ничего не получится» и ощущение крепкого подзатыльника. Вообще-то отец был человеком очень добрым, но его настольной книгой была «Моя школа игры на скрипке» Леопольда Ауэра, где великий скрипач писал, что педагог любыми путями обязан не допускать фальшивых нот. Думаю, слова «любыми путями» отец понимал несколько своеобразно. Когда в восемь лет я снова начал у него учиться, отец, работая в соседней комнате, служившей ему мастерской, внимательно прислушивался к тому, как я играю. Если улавливал фальшивую ноту, извинившись, оставлял клиента, чтобы дернуть меня за ухо или шлепнуть, притом делал он это все молча».
Услышав игру Яна на скрипке, известный музыкальный педагог Яков Самойлович Магазинер пришел в такое восхищение, что по его протекции Яна приняли сразу, учтя его желание, в третий класс музыкальной киевской школы. Цифра «3» была любимой цифрой Френкеля, поэтому все его песни написаны в ритме 3/4. После окончания школы Ян был принят на скрипичное отделение Киевской консерватории с правом вольнослушателя посещать класс выдающегося украинского композитора Бориса Лятошинского.
2. В 1942 году, будучи курсантом Оренбургского зенитного училища, Френкель написал свою первую песню «Шел пилот по переулку» (слова М. Слободского и А. Раскина), вторая же, «Дальняя песенка» (слова М. Лисянского) была написана лишь через 16 лет.
3. Долгое время Френкель жил с женой Наташей и дочкой Ниной в крохотной комнатушке московской коммуналки. По воспоминаниям друзей, это был, пожалуй, единственный композитор, который, сочинив песню, сразу же напевал ее в телефонную трубку. Это было по душе отнюдь не всем обитателям коммуналки, и они, равнодушные к творчеству своего гениального соседа, делали разные пакости семье этого милейшего и добрейшего человека, всегда стеснявшегося своего двухметрового роста, могучего телосложения и мужественного голоса.
«С ним рядом невозможно было ходить, -- вспоминал его друг и соавтор, поэт Константин Ваншенкин. -- Половина улицы здоровалась с ним -- чаще всего просто от неожиданности, увидев знакомое лицо. Он беспрерывно отвечал -- вежливо и благосклонно. Другие, уже миновав его, чувствовали по общему оживлению, что ими что-то упущено, спрашивали, оборачивались. Когда он заходил в какой-либо магазин -- это случалось не столь часто, -- обязательно находились желающие пропустить его вне очереди. На Центральном рынке с него не раз отказывались брать деньги. Что это было? Любовь? Слава?»
4. Френкель часто разъезжал по всей стране со своими песнями, которые сам прекрасно исполнял при переполненных залах и клубах. «Помню, -- вспоминал его друг и соавтор Игорь Шаферан, -- мы выступали в одном новом поселке. Все уже сидели в зале, и тут только вспомнили, что здесь нет рояля. Кто-то подсказал, что в доме у одного из рабочих есть пианино, но, чтобы его вытащить оттуда нужно разнять стену дома. И пока мы с Яном Абрамовичем беседовали, часть дома разобрали и притащили пианино к нам в зал».
5. Когда в 70-х годах встал вопрос о новой музыкальной редакции Гимна Советского Союза, к работе были привлечены ведущие композиторы-оркестровщики. В комиссию, возглавляемую Д. Шостаковичем и Г. Свиридовым, было представлено большое количество вариантов, но самым совершенным был признан вариант Яна Френкеля.
6. В 1969 году Френкель написал свою самую знаменитую песню «Журавли» на стихи аварского поэта Расула Гамзатова. Впервые песню исполнил смертельно больной Марк Бернес в редакционной «Землянке» газеты «Комсомольская правда» в присутствии маршала Конева и других видных военачальников. После исполнения песни Конев подошел к Френкелю и Бернесу и со слезами на глазах сказал: «Спасибо! Как жаль, что нам отказано в праве плакать».
Вскоре «Журавли» стали настолько популярными, что ортодоксальные коммунисты-атеисты засыпали Политбюро ЦК КПСС письмами с требованием запретить исполнение песни, мотивируя это тем, что в церквах и мечетях верующие начали петь ее, как молитву. В Политбюро не знали, что делать, и передали дело Л. И. Брежневу. Он наложил резолюцию: «Можно исполнять, но не часто».
В августе 1969 года песня «Журавли» звучала в числе четырех самых любимых песен Марка Бернеса на его похоронах вместо традиционной траурной музыки, а ровно через 20 лет она вновь зазвучала, но уже на похоронах автора музыки и в его исполнении, которое, как считали специалисты, было не хуже бернесовского. В музыкальных справочных изданиях указано, что Ян Френкель умер в Москве (он похоронен на Новодевичьем кладбище), хотя на самом деле он скончался в Риге 25 августа 1989 года.
7. Поминки по Френкелю были организованы в ресторане ВТО (Всероссийского театрального общества). В самом их конце поднялся композитор Эдуард Колмановский и, обращаясь только к коллегам, предложил выпить, но за кого -- неизвестно, объяснив, что, когда умер Бетховен, один из друзей-композиторов, собравшихся помянуть его, предложил выпить за того, кто первый из них уйдет из жизни и расскажет Бетховену о том, как они о нем скорбят. Через год композитор умер. Это был Франц Шуберт И Колмановский предложил выпить за того, кто первым из них расскажет Френкелю об их любви к нему. В зале установилась тишина, никто не стал пить. Тогда к Колмановскому подошел Никита Владимирович Богословский, недавно потерявший жену Наташу, и сказал: «Спасибо, что ты выпил за меня » Однако Богословский жив до сих пор. А вот через полгода все здание ВТО по булгаковскому мистическому сюжету выгорело изнутри до тла.
8. Незадолго до смерти Ян Френкель был удостоен звания народного артиста СССР, а до этого он был народным артистом РСФСР и Дагестанской АССР, лауреатом Государственной премии СССР и кавалером ордена Дружбы Народов.