Происшествия

Быть счастливым так же естественно, как чистить зубы по утрам

0:00 — 21 ноября 2000 eye 262

Утверждает психолог Николай Козлов, открывший «формулу личности»

«Все чаще вокруг звучит слово «успех». О человеке больше говорят не потому, что он «добрый» или «честный», а потому, что он «успешный». «Успешен» тот, кого любят окружающие. А если меня не любят -- в том смысле, что я окружающим не интересна? Пробовала учить стихи -- чтобы читать на вечеринках. Ходила на дискотеку -- чтобы стать «своей». И все равно чувствую: меня от моих одноклассников что-то отделяет». Эти строки принадлежат 17-летней киевлянке Наташе, но подписаться под ними могли бы многие ее ровесники. Разрешима ли описанная проблема?

Уж к кому и идти с подобным вопросом, так это к известному психологу Николаю Козлову, который сам в юности испытал такое острое одиночество, что всерьез занялся наукой о законах человеческого общения. Сегодня он известен как автор неимоверно популярных книг, одна из которых -- «Формула личности» -- меня просто потрясла. Николай Иванович москвич, но недавно побывал в Киеве -- этим я и воспользовалась, чтобы попросить у него совета для тех моих ровесников, которые не находят понимания у окружающих.

-- Сами-то вы это понимание нашли -- как?

-- Ой, не сразу… Самое устойчивое воспоминание моего отрочества -- как только я появлялся в компании, она распадалась. Я не умел контактировать с людьми. Да еще фамилия Козлов давала ребятам повод навешивать на меня обидные клички. Поэтому я сбежал в мир книг, вследствие чего еще больше утратил способность общаться. И когда после восьмого класса в летнем трудовом лагере я встретил замечательную девочку Олю Новикову, был счастлив, узнав, что хоть кому-то может быть со мной интересно общаться. Мы гуляли и разговаривали, все было замечательно! Но вернулись в Москву, и выяснилось, что у Оли есть друг. Она честно сказала мне: «Родной мой, когда ты будешь мне более интересен, чем Фима, я, конечно, буду с тобой. Но пока мне интереснее с ним». И я ее понимал. В нашем школьном театре Фима играл ведущие роли, он сочинял песни, хорошо знал литературу, и они с Олей беседовали на такие темы, в которых я был, что называется, совершенно некомпетентен.

Я стащил у Ольги портфель и «изъял» блокнот, в который она записывала названия прочитанных книг. Буквально проглотив их все, почувствовал себя увереннее. А затем начал писать стихи! Плохие стихи. Но Оля готова была их со мной обсуждать. Каждые две недели я «делал сборник», и мы встречались у меня дома. Это было сумасшедшее напряжение: я искал образы, настроения; чтобы рождались эмоции, я страдал! Еще занимался спортом, пытался играть на гитаре, пошел учиться бальным танцам, хотя способностей к изящным телодвижениям у меня не наблюдалось…

-- Так вы были близки к тому, чтобы стать «гармоничной» личностью?

-- Я очень хотел ею стать -- в этом видел выход. И лишь много позже понял, что гармоничность сама по себе -- как явление природы -- не нужна. Можно, конечно, порадоваться за человека, который наслаждается жизнью. Но другим-то что с того? Личность должна быть инструментом, которым можно что-то делать.

-- И вам удалось превратить себя в такой «инструмент»?

-- Во всяком случае, я старался. Поступил на факультет психологии. Искал литературу, которая открыла бы мне секреты общения. Первым под руку попался Карнеги. Год или два я жил по его книге: учился улыбаться, вести диалог и прочее. А потом спросил у друзей, заметили они во мне перемены или нет. Сказали, что да -- заметили, но эти перемены -- не в лучшую сторону. По их мнению, я стал неестественным, прозвучало даже слово «приторный». Тогда я взялся за другую книгу -- Шострома, который учил оставаться самим собой при любых обстоятельствах. Перестал улыбаться, а в спорах с друзьями перешел на категоричный тон.

На самом деле нужно было просто научиться ПОНИМАТЬ -- людей, ситуации. Что это значит? У каждого из нас есть внутренняя картинка мира -- она служит кодом, при помощи которого человек расшифровывает для себя окружающую действительность. К примеру, люди вокруг тебя -- просто люди, они все как бы одинаковы. Но в душе у каждого из них свое внутреннее видение окружающих и действительности, свои чувства. Мир не преподнес тебе сегодня радости -- ты грустишь, жалеешь себя и сердишься на него. А ведь мир не виноват: он такой, какой есть, и наша задача -- его понять.

Понимание связано с умом и опытом -- МОГУ ЛИ Я ПОНИМАТЬ ДРУГОГО? Например, мать говорит ребенку: «Не вертись!» Однако ему хочется вертеться, и он не может взять в толк, почему же нельзя. Но это ребенок. А сколько вокруг взрослых с узким, неразвитым мышлением -- они тоже НЕ МОГУТ понимать! Многое зависит и от внутренней честности, от порядочности человека по отношению к самому себе и к окружающим -- ХОЧЕТ ЛИ ОН ПОНИМАТЬ ДРУГИХ? Если НЕ ХОЧЕТ, то найдет повод возмутиться, обидеться, то есть переполниться эмоциями, которые никогда и никому не помогали устанавливать контакт с людьми и решать проблемы.

Хотя понимание -- это еще не все. У каждого из нас в арсенале есть так называемые ГИБКИЕ ЛИНЗЫ, помогающие как угодно повернуть или же раздуть то, что имеется в реальности. В какую сторону и до каких размеров -- это зависит от характера. Хотите проверить, насколько гибкие ваши линзы? Представьте, что у вас на рынке вытянули крупную сумму денег. А теперь взгляните на схему, отражающую различные способы осмысления и переживания этой неприятности.

> Деловой подход Это произошло. Что теперь необходимо предпринять? >

> Возмущение людьми Ну что за люди? Ну как так можно? > СОБЫТИЕ У вас на рынке вытащили крупную сумму денег > Благодарность Что еще, кроме важных уроков, подарила мне эта ситуация? >

> Обида на жизнь Почему именно со мной и именно сейчас? > Учеба Какие выводы я могу и должен сделать из произошедшего? Чему меня это учит? >

> Недовольство собой Ну почему я был таким растяпой? Ну когда я наконец поумнею? > Безразличие Ну вытащили. Ну и что? > Интерес Со мной такого никогда еще не происходило? Интересно! >

Какой подход вам ближе? Любой из «левых» ведет в тупик, трезвое восприятие, то есть путь к выходу из стресса -- в правом столбике.

-- Но бывают обстоятельства, которые, как их ни понимай, плохи!

-- Да, если на студента, предположим, наехала машина, то это помешает ему дойти до института и, скорее всего, он окажется в больнице. Но можно (и нужно!) так распорядиться этим обстоятельством, чтобы оно послужило пользе дела. Например, лежа на больничной койке, перечитать те книги, на которые раньше не хватало ни времени, ни сил. Любое жизненное обстоятельство станет подарком -- если правильно его оценишь. И ни один человек не станет врагом -- если сумеешь его понять.

«ДОБИТЬСЯ в жизни счастья!» -- это нелепая установка. Нужно каждое утро делать себя счастливым. Умылся, причесался, зарядил сам себя счастьем -- и поддерживай это в течение дня. Потому что твой мир -- это территория, где ты хозяин. Счастье -- сознательный выбор каждого душевно здорового человека. А ныть по поводу каждой ранки, душевной или же телесной, требуя от окружающих немедленного внимания и заботы, -- такое поведение никого не делает счастливым.