Происшествия

Жертвы «отравительницы старушек» просили… Не наказывать эту «добрую» женщину

0:00 — 23 ноября 2000 eye 428

Ровно через год знаменитая мошенница, приговоренная в конце 80-х Киевским областным судом к 15 годам лишения свободы, выйдет из мест заключения

«Милая, все у вас будет хорошо, -- ласково говорила Валентина, глядя старушке прямо в глаза и поглаживая ее руку. -- Это -- очень сильное лекарство. Сначала ваши ноги начнут болеть еще сильнее, но это будет продолжаться всего минуты две. А потом вы уснете и проснетесь абсолютно здоровой». Восьмидесятилетняя Ульяна Федоровна засыпала со счастливой улыбкой на лице. Ее сон длился двадцать часов. Внучка отвезла бабушку в больницу скорой помощи с сильным отравлением неизвестным, как было отмечено в акте экспертизы, лекарством.

«Женщина… приятная такая, сказала, что она медицинская сестра, -- объяснила родственникам старушка в больнице. -- Она очень добрая, не наказывайте ее, пожалуйста». О том, что в доме пропало более тысячи рублей, которые Ульяна Федоровна собирала на «черный день», ей сообщить не успели. (События происходили в 80-е годы, когда американский доллар приравнивали к 80 копейкам). Бабушка прожила после отравления всего несколько дней.

«Как навоз убирать, я и сама покажу. А все эти «арифметики» дочери ни к чему»

О Валентине Петровне нельзя сказать, что она наводила ужас на людей, хотя ее уголовное дело составило 61 том. (Для сравнения: дело серийного убийцы Оноприенко состояло из 99 томов). Но тем не менее, в конце 80-х ее ставили в один ряд с самыми кровавыми преступниками того времени. После визитов «доброй медсестры» умерли 14 человек, но многие из старушек, выживших после «медицинской помощи» этой женщины, простили ее.

Сама мошенница на суде очень просила не наказывать ее сурово, так как она все осознала, и обещала, что «такого больше не повторится». И это после 133 эпизодов, большинство из которых расценены правоохранителями как «разбойные нападения»!

«Я не думала, что кто-то может серьезно пострадать от моих таблеток, -- утверждала она. -- Я не хотела никого убивать. Это все произошло случайно. Единственной моей целью было усыплять старушек и забирать у них вещи и деньги. Я же неграмотная. Окончила всего один класс. Откуда я могла знать, что лекарства могут оказаться смертельными для этих людей?»

Валентина Петровна действительно была неграмотной. Не то чтобы она в детстве не хотела учиться. Просто обстоятельства сложились так, что ее матери, проживающей в селе, расположенном в Ростовской области, больше нужна была помощница по хозяйству, чем школьница. И вот после окончания первого класса мама девочки пришла к директору школы и сказала: «Больше вы мою Валю за партой не увидите. Чему вы можете ее научить? Как навоз убирать -- я и сама покажу, а все эти «арифметики» ей ни к чему». Так и росла девочка, получая лишь практические знания по ведению домашнего хозяйства. А когда подросла, отправилась в Ростов-на-Дону искать работу.

«Самыми незащищенными людьми в нашем обществе являются бабушки»

Очень скоро Валя поняла, что жить в городе труднее, чем в ее родном селе. Здесь, если проголодаешься, не пойдешь на огород. А деньги давались очень нелегко. Она уже собралась было ехать домой, но тут всю ее жизнь изменила одна короткая встреча со своей сверстницей, также несколько лет назад приехавшей из села в Ростов-на-Дону.

«Подумаешь, у меня тоже нет постоянной работы, -- хвасталась Вале новая подружка. -- Но я живу и ни в чем не нуждаюсь». «Где же ты деньги берешь?» «У людей». «Неужели сами отдают?» «Ты что, совсем глупая? -- удивилась подружка. -- Кто же тебе деньги сам отдаст? Надо брать их, когда никто не видит».

Перед тем, как вернуться в село, Валентина сама решила попробовать что-то украсть, чтобы не приезжать домой с пустыми руками. Залезла по глупости в один из частных домов в тот момент, когда хозяева были во дворе. Едва успела взять золотую цепочку на столе, как ее тут же поймали на месте преступления.

Неудачливая воровка отсидела в колонии полтора года, после чего за примерное поведение была выпущена на свободу. В 1968 году, когда это произошло, Валентине было всего 22 года. Одиннадцать лет спустя она вернулась в криминальный мир совсем другой, успев обзавестись сыном и дочкой, которых, видимо, по семейной традиции, воспитывала в гордом одиночестве (Валя также росла без отца).

Валентина хорошо усвоила, что многое в жизни решают деньги. А поскольку она не имела какой-либо профессии, то единственным способом достать их в большом количестве, по ее мнению, было «брать у людей, когда никто не видит», как учила подружка.

-- Я подумала, что самыми незащищенными людьми в нашем обществе являются бабушки, -- откровенничала позже мошенница на допросах. -- Чем старше бабушка, тем меньше вероятности, что она будет меня преследовать. Нужно было только научиться входить в доверие к одиноким старушкам. Это оказалось несложно.

Однажды, прогуливаясь по базару, будущая отравительница увидела мужичка, предлагавшего покупателям какие-то таблетки. Поинтересовалась: «Что за товар?» «Да вот жене на работе дали, -- ответил продавец. -- Говорят -- хорошее снотворное». После секундного раздумия, Валентина купила все, что у него было. Но не решилась испытывать снотворное на первой из своих жертв.

«Вы же врач? Заходите, я вас давно жду»

«Не подскажете, где тут живет бабушка, которая молитвы знает?» -- спросила мошенница у прохожего в одном из сел Донецкой области. Тот с готовностью указал хату, где жила баба Лена.

-- У меня бабушка недавно умерла, -- соврала Валентина. -- Вы не могли бы мне текст молитвы «Святые в помощи» переписать? В соседних селах говорят, что вы большой знаток всяких молитв.

Такие слова польстили старушке, и она с готовностью согласилась помочь этой приятной женщине. После визита незнакомки у бабы Лены исчезло 120 рублей.

-- Она произвела на меня приятное впечатление, -- рассказывала позже Елена Яковлевна следователю. -- Я не могу поверить, что она могла взять мои деньги.

«Честно говоря, мне было немного страшновато брать деньги у первой старушки. Я всегда вспоминала о том, как попалась за золотую цепочку. Когда баба Лена вышла в другую комнату, таблетки были у меня в кармане. Было бы проще усыпить бабушку и взять все, что надо. Но я побоялась, что с ней может что-нибудь случиться». (Из протокола допроса Валентины Петровны по первому эпизоду).

К следующей краже Валентина готовилась пять месяцев. Она твердо решила для себя, что, имея таблетки снотворного, больше не будет рисковать. Правда, у нее еще оставались сомнения по поводу самих таблеток. Оставшись безнаказанной после первого эпизода, преступница от волнения на некоторое время потеряла сон и испробовала снотворное на себе. Чуть позже -- на своей старшей сестре и 75-летней матери, с их согласия. Убедившись в безвредности таблеток, она отправилась на очередной промысел.

Действовала мошенница почти одинаково. Однажды, выяснив, где живет одинокая старушка, она вошла в сельский двор и услышала: «Вы же врач? Заходите, я вас давно жду. Мне внучка вас вызвала». После этого случая она, путешествуя сначала по Ростовской области, а потом и по Украине, заходила в любую хату, где жили одинокие пожилые люди, и представлялась, ориентируясь по обстановке, то медсестрой, то верующей, которой надо переписать текст молитвы. Потом узнавала, болеет ли старушка, и предлагала лекарства. Ее жертвы охотно принимали «импортное средство от боли» и засыпали.

Всякий раз, убедившись в том, что ее «пациентка» спит, Валентина брала деньги и вещи, которые можно было спрятать в сумку, и исчезала, закрыв дом снаружи.

«У нее такие добрые глаза. Эта женщина так ласково разговаривала со мной, что хотелось слушать и слушать». (Из протокола допроса потерпевших).

13 бабушек и один дедушка после принятия таблеток никогда уже не проснулись

Казалось, все шло очень хорошо. Валентина начала делать вылазки все чаще и чаще. Ей везло. В один из месяцев ее «улов» составил более четырех тысяч рублей (за 6000 в те годы можно было купить подержанный «Москвич»). А сумма украденного у одной 97-летней старушки составила… 22 тысячи рублей! Но потом случилось непредвиденное. После 13-й вылазки не проснулся 78-летний дедушка.

Что интересно, мистические цифры довольно часто преследовали Валентину. Так, сумма, на которую она впервые ограбила старушку представившись верующей и применив снотворное, составила 666 рублей. Первый смертельный исход произошел во время 13-го эпизода. Всего от ее снотворного не проснулось 13 бабушек. Так как следствие по ее делу продолжалось два года, после вынесения приговора Валентине оставалось сидеть в колонии 13 лет. Но вернемся к нашей истории.

«К нам пришла женщина и предложила купить у нее платки по пять рублей за штуку. Мой муж сказал, что это дорого. А когда я заговорила о том, что у меня болят ноги, незнакомка оживилась и предложила мне бесплатно импортное лекарство. Я согласилась сразу, а дед (муж. -- Авт. ) отказался. Тогда женщина стала настаивать, чтобы и он выпил. Чтобы ничего не боялся, выпила таблетку сама. Мужу она засунула в рот таблетку почти насильно». (Из протокола допроса потерпевшей Натальи Б. , жительницы Киевской области).

Наталья Юрьевна пришла в себя только на третьи сутки, а ее муж так и не проснулся. После этого подобные случаи стали происходить все чаще. В общей сложности 13 бабушек и один дедушка после принятия таблеток никогда уже не проснулись. Кроме того, одна из жертв Валентины умерла в больнице через несколько дней после отравления. Другая бабушка, просыпаясь, упала на пол с кровати и получила смертельную травму головы. А еще в одном случае старушка, проснувшись, пыталась выйти из запертого Валентиной дома через окно. Ее попытка также завершилась трагически. Суд квалифицировал преступление Валентины по 93-й статье Уголовного кодекса (»Умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах»).

«Это неправда, когда говорят, что мне была абсолютно безразлична судьба этих бабушек и дедушек. Приведу один пример. После того как я дала одному старичку таблетку, мы с ним оказались в сарае, где он прятал деньги. Я заметила, что он засыпает. Если бы я оставила его в сарае, то его могла бы раздавить корова, которая там находилась. Поэтому я взяла дедушку под руку и отвела в дом. У него я ничего не взяла». (Из кассационной жалобы Валентины).

Места преступлений «отравительница» показывала, используя карту СССР

Ее арестовали через семь лет после ограбления первой старушки во Фроловском монастыре Киева. Накануне Валентина там усыпила монашку, и игуменья распорядилась выставить «посты» из послушниц по всей территории монастыря. Вскоре до нее дошло известие, что женщина в белом халате расспрашивает о том, нет ли в монастыре больных. Своеобразный отряд самообороны, составленный из монашек, сработал оперативно.

Валентина пыталась в милицейской машине дать взятку участковому, который ее задержал, но страж порядка с возмущением отверг 150 рублей и золотые сережки. О том, кого именно он доставил в Подольское районное отделение милиции, милиционер узнал только вечером, когда мошенница начала давать показания. Тогда-то и выяснилось, что за четыре кражи, которые совершила «отравительница», уже сидит одна женщина…

«Я была удивлена, что эта женщина призналась в том, чего не совершала. Я сказала об этом своему следователю. К сожалению, мне так и неизвестна ее дальнейшая судьба». (Из кассационной жалобы Валентины).

Мошенница оказала неоценимую помощь следствию, признав все эпизоды и написав по каждому из них явку с повинной.

«Я попросила у следователя карту СССР и показывала те места, где была. На меня очень сильно обижались. Следователь говорил, что на улице такая хорошая погода, а он вынужден искать все новых потерпевших». (Из кассационной жалобы Валентины).

Она искренне надеялась, что статья «Умышленное убийство» ей будет переквалифицирована в «Убийство по неосторожности». Но суд дал Валентине «на полную катушку» -- 15 лет. По данному делу только приговор был написан на 440 страницах. Срок отсидки отравительницы истекает 1 декабря 2001 года.

За семь лет своей преступной деятельности Валентине Петровне удалось украсть денег и вещей на сумму 146 тысяч рублей! О их судьбе и по сей день ничего не известно. Потратить такие деньги, не приобретая при этом дорогих вещей (ни квартир, ни машин, принадлежащих преступнице, не было обнаружено), практически невозможно. И тем не менее, на ее личном счету в Сбербанке было на момент ареста лишь 157 рублей. На вопрос о том, куда она тратила такие огромные суммы, Валентина отвечала, что… раздавала деньги нищим. Подтвердить или опровергнуть это невозможно. Ходя в уголовном деле имеются свидетельские показания о том, что возле некоторых сельских церквей Украины видели приятную женщину, которая раздавала нищим деньги купюрами по 10 и 25 рублей.

P. S. Учитывая что преступнице остается отсидеть всего лишь год, и она полностью раскаялась в содеянном, мы решили не называть ее фамилию.