Придя за своим депозитом, киевлянин выяснил, что его 52 тысячи долларов в банке даже не числятся
Перед человеком, накопившим некоторую сумму денег, всегда встает вопрос, как сохранить и желательно приумножить свои средства. Ведь существует целая мошенническая индустрия, занимающаяся выманиванием и хищением сбережений граждан. Известно множество историй о разнообразных кредитных, страховых и даже религиозных организациях, которые предлагали людям сделать весьма «выгодные» вложения, а затем, собрав деньги, с ними исчезали. Поэтому граждане справедливо опасаются подобных «супервыгодных» предложений и отдают предпочтение банкам.
Впрочем, опыт показывает, что даже размещение денег на депозите с оформлением всех необходимых документов не гарантирует полной сохранности средств. Например, киевлянин Валерий Чулошников, придя в банк по истечении срока депозита, вдруг обнаружил что его денег в банке нет и никогда не было.
— В банки я, честно говоря, никогда не верил, — рассказал Валерий Чулошников, — однако четыре года назад возникла ситуация, когда я вынужден был прибегнуть к услугам банка. У моей супруги случился инсульт, приковавший ее к постели. К тому же нашему ребенку в то время было всего четыре года. Поэтому мне пришлось бросить работу и ухаживать за женой и сыном.
Но на что жить? И я принял решение положить все свои сбережения в банк на депозит и жить на проценты. Зарабатывал неплохо, накопления у меня были приличные.
Начал присматриваться к банкам и выбрал «Имексбанк». Почему? Трудно теперь сказать. Отчасти из-за процентов: они там были повыше, чем у других. Отчасти потому, что банк этот одесский. А я сам коренной одессит. Вот и решил доверить сбережения землякам. В общем, отнес деньги в банк и с тех пор постоянно пользовался услугами «Имексбанка». Размещал средства на депозите, забирал, получал проценты Проблем не было.
В последний раз, в марте 2008 года, положил на депозит 52 тысячи 124 доллара. Как всегда, заключил с банком официальный договор, сдал деньги в кассу, получил квитанцию, что сумма действительно была у меня принята. Естественно, на документах стояли все полагающиеся печати и подписи. Договор предполагал ежемесячную выплату процентов. И банк в течение длительного времени добросовестно выполнял свои обязательства.
Приблизительно через год, в марте 2009-го, возникли проблемы с выплатой процентов. Я даже поругался с работниками банка и пригрозил, что напишу письмо в НБУ. После этого проблема уладилась, и мне сразу выдали весь долг по процентам. Правда, почему-то не в долларах, а в гривнях. Сотрудники финучреждения объяснили, что валюты в банке сейчас нет, НБУ же разрешает выплачивать проценты по валютным вкладам в гривнях по текущему курсу.
Ну, я не специалист: раз Нацбанк разрешает, пусть будет так. Тем более что пересчитали мне доллары в гривни по реальному курсу. Я мог выйти из банка и тут же приобрести валюту в любом «обменнике».
Летом отправлял сына на оздоровление в Болгарию. В посольстве потребовали предоставить информацию о моем банковском счете. И я без проблем получил в банке соответствующую справку, подтверждавшую, что на депозите хранится значительная сумма в долларах.
Поэтому в сентябре 2009 года, когда истекал срок действия депозитного договора, я был совершенно уверен: с моим вкладом все в порядке. За неделю до окончания срока написал заявление на имя руководителя киевского филиала «Имексбанка» о том, что в положенный день — 21 сентября — намерен забрать весь свой вклад. Накануне еще звонил и уточнял, в котором часу лучше прийти, чтобы не ждать в очереди и сразу получить деньги. Мне назначили время — 15. 30.
К трем часам 21 сентября я пришел в отделение банка за деньгами. Однако сразу получить их не смог. Работники, нервно переглядываясь, сказали, что нужно подождать заместителя директора киевского филиала.
— Странно, — говорю. — Что же, она лично будет мне деньги выдавать? Ладно, пока ее нет, подготовьте выписку, чтоб я видел, сколько денег должен получить.
Проходит 15 минут — выписки нет. Я тороплю сотрудников, и вдруг один из них мне говорит:
— А у вас нет вклада в нашем банке.
— Как нет?!
— Вот так. Нет и никогда не было.
— Как это может быть? У меня же договор, квитанции! Я проценты получал полтора года! Мне справку давали для посольства о состоянии счета! Дайте-ка мне письменный ответ!
Но сотрудники отказались выдавать какие-либо бумаги и сказали, что нужно все-таки дождаться заместителя директора филиала.
Делать нечего, сижу, жду. Наконец приходит замдиректора и с виноватым видом говорит:
— Валерий Валерьевич! Я виновата перед вами! Сейчас вам в ноги упаду! Но денег ваших в банке нет. Мы их забрали.
— Как так? Как же вы их сняли с моего счета?
— А мы их туда и не клали никогда. Давайте я вам сейчас расписку напишу, что я у вас деньги одолжила.
— Нет, — говорю, — я вам ничего не давал. У меня договор с банком, деньги в кассу сдал и квитанцию получил. И только с банком буду иметь дело.
— Пошел я в киевский филиал банка, которому подчиняется отделение, где у меня был вклад, — продолжает Валерий Чулошников. — Там отказались принять заявление. Тогда я из ближайшего почтового отделения отправил в банк телеграмму с уведомлением о том, что прошу дать мне пояснения относительно моего вклада. (Грамотный поступок. Специалисты по правам потребителей всегда рекомендуют в подобных случаях пользоваться заказными письмами или телеграммами с уведомлением. Это документально подтверждает: организация обращение получила. — Авт. )
Правда, это не помогло. Уведомление вернулось с пометкой, что работники банка отказались принять телеграмму. Я снова пошел в филиал. Там меня уже ждали. Проверили договор, сверились по компьютеру.
— Да, — говорят, — нет у вас вклада в банке, и никогда не было. Но не волнуйтесь, мы разберемся. Вы пока никуда не жалуйтесь, а мы завтра вам дадим ответ.
И действительно, ровно через сутки — 22 сентября — звонят из банка и сообщают, что мой вклад украден и воры сознались. Посоветовали не волноваться, мол, деньги вернут, нужно только подождать два дня.
— Хорошо, подожду, — говорю.
Проходит два дня. 24 сентября прихожу в банк за деньгами, и мне сообщают:
— Мы тут разобрались и считаем так: раз ваши деньги украли воры, пусть они и возвращают.
Я ответил, что никаких воров не знаю и искать их не собираюсь. Свои сбережения сдал в банк и получить их должен в банке. А если деньги украли у банка, так пусть он с мошенниками и разбирается. Но сотрудники учреждения заняли жесткую позицию: мы не можем вернуть средства, которые у нас не числятся.
Тогда я понял, что сам эту проблему не решу. Обратился к адвокату Игорю Годецкому. Он сразу позвонил в Одессу, в приемную «Имексбанка», и пригласил председателя правления на пресс-конференцию по поводу организации в банке преступной группы.
Не прошло и пяти минут, как перезвонила председатель правления и сказала, что не надо никаких пресс-конференций, через два часа вопрос будет улажен. И действительно, ровно через два часа в адвокатскую контору приехал директор киевского филиала и принес нотариально заверенную гарантию, что банк к 29 сентября вернет мне всю сумму, да еще и выплатит 5 тысяч долларов компенсации за моральный ущерб. Вместе с бумагой он выдал мне 10 тысяч долларов наличными.
— В назначенный день, правда, никто не появился, но 30 сентября приехали из банка и привезли еще 10 тысяч долларов, — рассказывает Валерий Чулошников.
— Где же остальные? — спрашиваю. — Обещали же к 29 сентября полностью рассчитаться.
— Да вот, понимаете, проблемы в банке. Но не беспокойтесь, мы все вам вернем. Подождите еще пару дней.
Жду пару дней — ничего. Еду в Одессу, оставляю письмо с требованием выполнить договор и выданную мне гарантию. Никакой реакции. На письма не отвечают, дозвониться ни к кому не могу. Иду снова к адвокату. Он составил проекты обращений в милицию и прокуратуру, и мы направили их в Одессу. Вскоре позвонили из банка и просили снова подождать, мол, они обязательно рассчитаются.
— Правда, нам неприятно с вами иметь дело. Вы ведь непорядочные люди, — добавил сотрудник банка.
— Мы непорядочные?!
— Конечно. Вы же разболтали всю эту историю на форуме.
А я действительно разместил на одесском интернет-форуме сообщение о том, что со мной произошло. Но все равно, заверили меня, хоть я и непорядочный, банк намерен выполнить свои обязательства.
Вскоре принесли новый документ — график погашения задолженности. Банк обещал выдавать мне по 5 тысяч долларов еженедельно. Первая выплата была намечена на 23 октября. И действительно, в этот день принесли 5 тысяч долларов. Но 30 октября никто не пришел. Через неделю, 6 октября, принесли еще тысячу долларов. И с тех пор всякие контакты с банком прервались. Я не получал ответов ни на письма, ни на звонки, ни на телефонограммы.
Остался единственный выход — обратиться в правоохранительные органы. Сегодня этим делом занимаются милиция и прокуратура. В процессе расследования оказалось, что есть еще 25 таких же случаев. Насколько мне известно, общая сумма похищенных денег составляет около полумиллиона долларов.
С одними из пострадавших — семьей «заробитчан», трудившихся в Португалии, — я встретился у следователя. У них пропало около 50 тысяч евро.
Сейчас у меня проблема: жить не на что. Процентов с 26 тысяч, которые удалось вернуть, не хватает. А на работу пойти не могу: нужно ухаживать за женой, водить сына в школу. Я по профессии математик, подрабатываю, делая контрольные и курсовые для студентов. Но это доход нерегулярный, раз в полгода. К тому же среди студентов-математиков спрос на подобные услуги невелик. На такую специальность поступают в основном люди серьезные, которые сами делают свои задания. Так что нам приходится туго.
По просьбе «ФАКТОВ» ситуацию прокомментировал сотрудник подразделения безопасности «Имексбанка» Владислав Марчук:
— После того как Валерий Чулошников обратился в киевский филиал банка с заявлением о выдаче ему депозита, мы установили, что предоставленный им договор депозита в базе данных банка не значится, в связи с чем была начата внутренняя проверка служебной деятельности отделения банка, фигурирующего в договоре. В ходе проверки выявлен ряд нарушений, в которых мы усмотрели отдельные признаки преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом. И по итогам служебного расследования руководство банка обратилось с письменным заявлением в Печерское районное управление милиции. К заявлению приобщены материалы нашего расследования. На основании этих материалов возбуждено уголовное дело, которое затем было передано в следственный отдел Управления по борьбе с организованной преступностью Киева.
— Какие нарушения вы обнаружили?
— Что касается «вклада» Чулошникова, то некоторые сотрудники отделения банка, используя служебные полномочия, в нарушение существующих нормативных документов оформили якобы принятый депозитный вклад и выдали клиенту документы по вкладу, которые не соответствовали действительности. Эти деньги на счета банка не попали, а были присвоены.
— Сколько выявлено случаев подобного обмана вкладчиков?
— Я не могу сказать. Каждый случай индивидуален. Кроме того, есть закон о банковской тайне, поэтому называть конкретные цифры будет неверно. Думаю, все точки над «i» расставит следствие.
— Почему банк, дав письменную гарантию возврата вклада Чулошникову, не выполнил ее?
— Когда клиент обратился в банк с претензией, руководство было уверено в том, что ситуация прояснится, и выдало клиенту гарантию. Почти половина требуемой суммы Чулошникову выплачена.
— По какой же причине банк перестал возвращать деньги?
— После вышеуказанного служебного расследования было принято решение приостановить все выплаты до тех пор, пока правоохранительные и судебные органы не установят виновных лиц и не примут окончательное решение по уголовному делу.
— А как складываются отношения банка с другими пострадавшими клиентами?
— Одни граждане обратились с заявлениями в банк. Другие — в правоохранительные органы. По каждому обращению мы даем ответ. Людям разъясняют, что идет расследование уголовного дела и по его завершении суд примет окончательное решение.
— Будет ли банк нести какие-то обязательства перед пострадавшими клиентами?
— Это решит суд. Он определит меру вины и ответственности всех сторон.
— По словам пострадавшего и его адвоката, имущество сознавшейся в преступлении сотрудницы банка сейчас переписывается на других лиц, в том числе на банк. Правда ли это?
— Такого не может быть, поскольку, по имеющимся у нас данным, на все ее имущество наложен арест.
Также прокомментировать сложившуюся ситуацию «ФАКТЫ» попросили адвоката Игоря Годецкого:
— Мне удалось установить, что вклад Валерия Чулошникова не числится не только в банке. Его нет и в базе данных Фонда гарантирования вкладов населения. Таким образом, пострадавший не может рассчитывать и на помощь государства.
И главное, что очень трудно привлечь банк к ответственности за хищение вкладов. Дело в том, что по украинскому законодательству виновным в таких случаях является не учреждение, а конкретный человек, совершивший хищение.
То есть, несмотря на то, что человек вошел в помещение банка, заключил с ним официальный договор, сдал деньги не какому-то частному лицу, а кассиру банка и получил квитанцию, формально банк к происшедшему хищению денег отношения не имеет. И ответственность за действия своих работников не несет.
Получается, что пострадавшие вкладчики должны сами найти человека, совершившего хищение, сами привлечь его к ответственности и попытаться взыскать с него деньги. А у того, конечно, ничего нет. По моим сведениям, сейчас имущество, принадлежащее заместителю директора филиала банка, которая созналась в преступлениях, активно переписывается на других лиц, в том числе на банк. Так что, даже если суд и признает ее виновной, взыскать с нее деньги будет очень сложно.
И такие случаи носят массовый характер. Сегодня много пишут об участившихся ограблениях банков. Но статистика показывает, что более 90 процентов денег унесли из банков не грабители в масках, а их же сотрудники, не сходя со своих рабочих мест. И пока нельзя сказать, что с такими преступлениями ведется эффективная борьба.
— Пробелы в законодательстве?
— Думаю, это лазейки, которые вносятся в законы осознанно. Ведь и в правительстве, и в парламенте, и в Национальном банке есть люди, прекрасно понимающие, каким образом в банках расхищаются средства граждан. На мой взгляд, причина подобных проблем — нежелание государства навести порядок в банках.
Например, гражданин должен иметь возможность оперативно проверить наличие своего вклада в базе данных Нацбанка и Фонда гарантирования. Ведь при нынешнем порядке он узнает о хищении только по окончании срока депозита, когда вернуть украденные деньги практически невозможно.
— Может ли вкладчик все же получить обратно свои деньги?
— В суде мы будем отстаивать позицию, что банк, по Закону «О защите прав потребителей», является ответственным за безопасность финансовой услуги под названием «депозит». Ведь клиент пришел заказать эту услугу не в подворотню, а в помещение банка. И банк должен выполнить собственное обязательство вернуть клиенту его деньги, тем более что это обязательство было выдано в письменной форме и заверено нотариально. Думаю, нам удастся добиться справедливого решения.
P. S. Обычно, описывая истории людей, потерявших свои сбережения, я стараюсь в первую очередь обращать внимание на их ошибки, допущенные при размещении вкладов. Ведь в большинстве случаев мошенники ничего не смогли бы получить, если бы им не помогали чрезмерная вера людей в чудесное обогащение, в «авось», нежелание внимательно читать подписываемые бумаги, поспешность, с которой они готовы отдать деньги гражданам, обещающим золотые горы
Однако приведенный случай радикально отличается от других тем, что вкладчик не допустил никаких ошибок. Он все сделал правильно. Но это не уберегло его от потери сбережений.
Остается надеяться, что правоохранительные органы разберутся в данной истории и суд определит виновных. Впрочем, возвратить деньги вкладчикам, по-видимому, будет очень сложно. Может быть, высоким чиновникам, прежде чем призывать граждан вернуть свое доверие к банкам, следует создать более жесткую систему контроля над ними, при которой подобные истории не могли бы происходить?