Интервью

Валентина Талызина: «По сценарию моя героиня должна была мыть голову… мочой. Меня это привело в бешенство, и от роли я отказалась»

0:00 — 22 января 2010 eye 647

Сегодня замечательная актриса театра и кино празднует 75-летний юбилей

«Вечно вторая». Это не просто своеобразное прозвище, закрепившееся за Валентиной Талызиной в актерской среде, это — судьба. Десятки ярчайших ролей и — ни одной главной! Но почему? «Талызина — это соль, но не еда. Главное — не переборщить», — так сказал когда-то о замечательной актрисе Эльдар Рязанов. И, может, был прав.

Сегодня Валентина Талызина философски смотрит на свою кинобиографию, считая, что много сделала для отечественного кинематографа. В основном она ездит с творческими вечерами по странам бывшего Советского Союза, читая стихи и делясь воспоминаниями о потрясающих людях, с которыми ее сводила судьба на протяжении жизни. Вот и накануне юбилея Валентина Илларионовна была больше занята подготовкой не собственного торжества, а новой программы для будущих выступлений.

«Может, Рязанов еще что-нибудь для меня напишет… »

 — Валентина Илларионовна, а как же все-таки юбилей?

 — У меня есть директор, Владик. Если он скажет: «Гулять!» — будем гулять! Пока никаких указаний не было. (Смеется. ) Организовать юбилей не так-то просто. Нужно потратить уйму сил и нервов. Поэтому думаю: может, лучше отметить праздник скромно? Поговорить по душам с друзьями, музыку послушать, при этом не перенасыщая желудок… Кроме того, на следующий день я улетаю на гастроли, поэтому после юбилея нужно еще оставаться в тонусе!

 — И что, даже не выпьете в такой-то день?

 — Я редко пью. Хотя, если есть повод, отчего ж не выпить в хорошей компании? Но для прежних веселых посиделок здоровье уже не то. Поэтому иногда летаю в Харбин (город в Китае.  — Авт. ) к моему хорошему знакомому, гениальному врачу Тану Чану и лечу спину иглоукалыванием. Если бы вы знали, какое это блаженство — иглоукалывание! И что характерно, сама процедура совершенно безболезненна. Могу сказать, что просто отменно себя чувствую после поездки в Китай.

 — Недавно на одном из украинских каналов видел телевизионную программу о вас. Нужно отметить, вы действительно прекрасно выглядите.

 — Правда? Спасибо! Это вы случайно не о программе «Я — Талызина» говорите?

 — О ней.

 — Съемки проходили не так давно, осенью. Вот буквально на днях ребята из Украины кассету прислали. Я уже дважды просмотрела ее и была в полном восторге! Сколько мы успели всего наснимать! Чего стоит хотя бы поездка в село Бугаевка в Полтавской области, где жили мои бабушка с дедушкой. Как меня принимали! Целый ансамбль пел песни в честь моего приезда. А потом в Доме культуры был творческий вечер. Я столько добрых слов услышала, что даже разрыдалась… Бабушку и дедушку я очень смутно помню, а вот их дочь, мою тетю Катю, очень хорошо. Это была потрясающая женщина, чистая и нежная украинка. А какие совершенно невероятные вареники с картошкой и творогом она лепила! М-м-м, вкуснятина!

 — Поездки с творческими вечерами — это сейчас ваше основное занятие?

 — Ну, есть еще театр. В этом году уже даже предложили сняться в одной картине. Я с радостью принялась читать сценарий, а там моя героиня — то ли теща, то ли свекровь — должна мыть голову… мочой. Меня это привело в бешенство, и от роли я отказалась.

 — На роли, подобные тем, что вы сыграли у Рязанова, больше не надеетесь?

 — Как это? Надеюсь, конечно! Может, Рязанов еще что-нибудь для меня напишет… За ленту «Ирония судьбы» огромное ему спасибо. Я не могла тогда представить, что картина станет шлягером. Казалось, обыкновенный фильм, не более. Я благодарна второму режиссеру Елене Скуйбиной за то, что она порекомендовала Рязанову взять меня на озвучивание этой гордой польской актрисы (Барбары Брыльской.  — Авт. ).

 — Вижу, вы до сих пор недолюбливаете Брыльску.

 — Не хочу об этом говорить. Это уже история.

«Ужасно паникую, когда у дочери на сцене что-то не получается»

 — Когда вы решили, что хотите быть актрисой? Обычно талант к перевоплощению проявляется уже в детстве.

 — Я росла скромной девочкой, очень послушной и мягкой. Для меня, кроме чтения, ничего не существовало. Меня мама на улицу не могла выгнать. Неудивительно, что вскоре я «потеряла глаза». Благодаря близорукости развились комплексы, и я окончательно засела за книги. Очень любила историю России. Даже планировала связать свою жизнь с историей. Поступать в педуниверситет я пошла вместе с подругой. К сожалению, она экзамены провалила, но главное — умудрилась вбить мне в голову, что меня постигла та же участь. Я ей тогда поверила, а спустя годы подруга призналась, что на самом деле я хорошо сдала экзамены. Потом мы отправились поступать в сельскохозяйственный институт, на экономический факультет. Но, проучившись там два года, я забрала документы. Не мое это. Однако именно во время учебы в институте я начала посещать театральный кружок. И вскоре с головой окунулась в невероятный мир искусства.

 — В 1958 году вы закончили ГИТИС. И вот уже полвека(!) служите в театре имени Моссовета.

 — Да, столько не живут! Я благодарна судьбе за то, что она сводила меня на одной сцене с Раневской, Марецкой, Орловой, Бирманом, Пляттом, Серовой. Все эти люди учили меня не только тонкостям профессии, но и жизненным премудростям. Особенно запомнилась Валентина Васильевна Серова (супруга писателя Константина Симонова.  — Авт. ) — женщина совершенно потрясающая, обладавшая ошеломительной сексуальной привлекательностью. Мужчины от нее буквально с ума сходили! Жаль, что у нее не сложилась судьба. Симонов ее бросил, она начала пить. К сожалению, женский алкоголизм не вылечивается, поэтому она рано ушла из жизни (Серова не дожила нескольких дней до 58-летия.  — Авт. ).

 — Насколько трудно было работать с такими гениями, как Раневская?

 — Поначалу Фаина Георгиевна меня не приняла. Мы вместе играли в «Дядюшкином сне» по Достоевскому. Я безумно переживала, «зажималась». Однако потом меня прорвало. Это случилось не в последнюю очередь благодаря нашему костюмеру, которая, затянув меня в корсет, показала мне, какая я красавица. Я взглянула в зеркало на себя припудренную, приукрашенную и поняла, что бояться мне нечего — я смогу сыграть так, как нужно. Когда я это почувствовала, то спокойно вышла на сцену и произнесла текст так, как не читала никогда в жизни. И услышала за кулисами голос Раневской, которая сказала режиссеру-постановщику Ирине Анисимовой-Вульф: «Это же настоящая мелодрама!» Вульф ответила, что я на правильном пути. Именно после того момента, как мне кажется, Фуфочка (так Раневскую называли в театре.  — Авт. ) меня полюбила.

Никогда не забуду, как однажды я привезла ей дорогие французские духи. Раневская посмотрела на меня своими огромными глазами и тихо, качая головой, произнесла с улыбкой: «Валечка… » Это была благодарность, которую невозможно выразить словами.

 — Ваша дочь тоже актриса. Часто даете ей творческие советы?

 — Мы с Ксенией очень разные. Она — красивая женщина и полностью самостоятельная единица как в творчестве, так и в жизни. Конечно, ужасно паникую, когда у нее что-то не получается на сцене. Однако понимаю, что Ксюша должна уметь помогать себе сама. Поэтому советов не даю никогда.