В отличие от характерных для советского кинематографа образов женщин -- королев бензоколонки -- героини Лариса Удовиченко манерны, нерешительны и покладисты. Впрочем, как и сама Лариса. Хотя теперь она стала более уверенной в себе, решительной, самодостаточной, но это уже -- издержки профессии. А недавно в Киеве, во вновь открывшемся после реконструкции кинотеатре «Жовтень», состоялась премьера фильма «Зависть богов», одну из характерных ролей в котором сыграла Лариса Удовиченко.
-- У вас богатое прошлое: родились в Украине, да еще в Одессе Это вам не Москва Как говорят у вас на родине -- две большие разницы.
-- Вы правы. Но я чувствую себя украинкой лишь наполовину, поскольку привыкла к России. А в Украину приезжаю каждый год -- в Одессе и в Хмельницком живут мои родственники. Думаю, та школа закалки, которую я прошла в Одессе, мне во многом помогла.
-- Это в чем же?
-- Я о Маньке-Облигации говорю. Ведь съемки фильма «Место встречи изменить нельзя» проходили в моей родной Одессе. Это была первая моя характерная роль, на которую меня, кстати, не хотели брать. Но перед одесской школой упорства никому не устоять. На самом деле я просто напросилась к Говорухину. Сначала он был категорически против, но потом изменил свое мнение и решил дать мне шанс: получится -- не получится. А у меня-то с перепугу все как раз и получилось! Тем более что у меня был наглядный пример подобного поведения. Одесса же богата на заведения с уклоном «манек». Я приобщилась, понаблюдала, потом как выдала -- и оказалась в фильме. Самый интересный, конечно же, случай связан с моей безграмотностью. Я не знала, как пишется слово облигация -- через «о» или «а». Так и спросила, а режиссер обрадовался и оставил это в картине.
-- Говорят, потом вам «зеки» прохода не давали
-- Это правда. После выхода фильма на экраны я получала огромное количество писем от заключенных. «Не горюй! Как только выйду -- моей будешь!»
-- Не страшно было?
-- Я не придавала этому значения, пока однажды не раздался звонок в мою дверь. Один из таких отбыл срок и приехал на мне женится. Я тогда действительно перепугалась, ведь он чуть дверь не выбил. Но потом взяла себя в руки и вызвала милицию. Они приехали, скрутили его и отвезли в сумасшедший дом.
-- Небось, в школе за вами мальчишки бегали
-- Знаки внимания ко мне мужского пола стали появляться лет в 14--15. До этого времени я была самым настоящим гадким утенком. А тут неожиданно на меня начали обращать внимание студенты и даже учителя.
-- При таком успехе и влюбиться не грешно!
-- Впервые я влюбилась очень рано -- в пятилетнем возрасте. Я вообще очень влюбчивая
-- И женственная
-- А с женственностью у меня даже проблемы возникали -- из-за ее избытка. Помню, когда снималась у Матвеева в фильме «Любить по-русски» в паре с Никитой Джигурдой, мне все время хотелось сделать мою героиню женственнее, а Матвееву это не нравилось. Он говорил: «Людмила, у тебя женственности хоть отбавляй! Сыграй как-то иначе. Не кокетничай!»
-- А вам надо было изобразить эдакую спортсменку!
-- Самое смешное, что в юности я действительно увлекалась спортом, причем, теперь в это мало кто верит -- не вяжется с моим нынешним образом. Я увлекалась художественной гимнастикой. С того времени возненавидела спорт. Не приведи Господь больше марать об это руки
-- Вам больше свойственны манипуляции с зеркальцем, дескать, «кто на свете всех милее?»
-- Вы не поверите, но я до сих пор не считаю себя красавицей. Хотя, бывает, сижу в гримерке и говорю «Ах, какая же я все-таки красавица!» Но делаю это скорее для того, чтобы развеселить окружающих. Знаете, женщине в жизни очень помогает тренинг. Помните, Васильева советовала Муравьевой в картине «Самая обаятельная и привлекательная»: «Встань перед зеркалом и повторяй себе: «Я -- самая-самая!» Как ни странно -- это действует. Такая себе «аутогенная тренировка».
-- Вас послушать, так от кавалеров прямо отбоя нет
-- Может быть, не совсем скромно так говорить, но я всегда была объектом внимания мужчин. Более того, мне неоднократно приходилось держать их на дистанции
-- Например, Панкратова-Черного во времена вашей студенческой жизни в общежитии
-- Так он ко всем приставал! Правда, со своими творческими планами. Просто замучил всех! У него была привычка делать обход общежития после полуночи. В это время у него созревали грандиозные идеи. На самом деле он как бы на чай приходил с бутербродами, но мучил нас жестоко своими творениями. Потом мы уже просто закрывались. Кто-то на шухере стоял, и когда появлялся Панкратов, все улетучивались.
-- Что может поддерживать актера в хорошей форме, кроме творчества?
-- Думаю, кураж и флирт. Важно само чувство влюбленности, когда ты знаешь, что дальше каких-то знаков внимания отношения не зайдут. Это очень стимулирует к творчеству. Так же, как и кураж, который тоже поддерживает настроение, особенно в наше время всеобщей пресыщенности. С помощью этих вещей еще можно получить хотя бы намек на вдохновение.
-- А от воспитания дочери вы получаете вдохновение?
-- Обязательно. Моей дочери 13 лет, это все, что у меня есть. Ради нее я совершу любой поступок и проступок -- без колебаний Я заставляю ее заниматься музыкой. Сидит дома и часами играет на фортепиано. Я в этом ничего не смыслю, но всегда говорю: чем трепать нервы мне, пускай лучше треплет пианино.
-- Дочери больше некому дома нервы трепать?
-- Почему? Хватает. Мужу, мне, а еще Мурке -- кошке и двум лягушатам -- Ромео и Джульетте.
-- Представляю себе эту Джульетту! Какой парадокс: в сказке лягушка становится царевной, а в жизни наоборот Последний вопрос: в театр ходите?
-- Люблю ходить на премьеры к Марку Захарову и Роману Виктюку. Люблю хорошие постановки, нетрадиционные трактовки, как у Виктюка. А вообще, в театре нужно открывать глаза, уши и душу. Впрочем, как и в жизни. Чтобы ничего не ускользнуло. Самое смешное, что это говорит самая ленивая женщина на свете!..
«Facty i kommentarii «. 28-Ноябрь-2000. Культура.