Происшествия

Благодаря медработнику из харькова рите стешиной 30 тысячам человек вернут статус чернобыльских ликвидаторов

0:00 — 28 ноября 2000 eye 225

Недавно Конституционный Суд Украины вынес решение по одному из наиболее спорных результатов тотальной проверки документов чернобыльских ликвидаторов. Напомним тысячи людей, работавших в радиационно загрязненных городах и селах в первые дни и месяцы после аварии, в результате этой проверки лишились статуса ликвидаторов. Куда только ни жаловались возмущенные люди, но лишь медработнику из Харькова Рите Стешиной удалось повлиять на ситуацию. Она обратилась в Конституционный Суд, и тот принял решение в пользу чернобыльцев. Подробнее об этом мы попросили рассказать секретаря Межведомственной комиссии по спорным вопросам при МинЧС Украины Валентину Гайдак:

-- По нашим подсчетам, статус ликвидаторов теперь будет возвращен примерно 30 тысячам человек. Речь идет о людях, которые работали в загрязненных радиацией городах и селах до того, как эти населенные пункты были эвакуированы. Скажем, из Чернобыля эвакуировались 5 мая (напомню, авария произошла в ночь на 26 апреля), и ликвидаторам, трудившимся здесь до отселения, отказали в перерегистрации удостоверений. Рита Стешина утверждает, что в мае находилась в составе медбригады Донецкой области в селах Полесского района Воровичи и Бобер. Жителей села Воровичи вывезли 16 июня, Бобер -- 28 августа. Поэтому ей и было отказано в перерегистрации. Но отныне таким, как она, статус ликвидаторов вернут, поскольку Конституционный Суд уточнил трактовку статьи закона, и теперь ликвидаторами являются все, кто работал в эвакуированных населенных пунктах с первых дней аварии.

-- В какой срок будут рассмотрены дела этих 30 тысяч человек?

-- Он не установлен. Ликвидаторы должны обратиться в свои облгосадминистрации, и те, согласно закону, в течение месяца обязаны выдать новые удостоверения либо продлить действие имеющихся. Но для этого необходимо иметь предусмотренные законодательством документы -- командировочный лист или справку о повышенной оплате труда в связи с работами по ликвидации последствий аварии. А для военнослужащих -- справку из архива или выданную командиром войсковой части о выездах в зону отчуждения. Эти документы должны храниться в облгосадминистрации. Однако часть ликвидаторов (примерно 10--15% из этих 30 тысяч) свои документы забрали, когда им отказали в продлении удостоверений.

Проблемы могут возникнуть у бывших военнослужащих (а их довольно много), так как им придется ждать справки их архива. Но самое худшее в другом: в первые дни после аварии документы оформлялись далеко не во всех случаях.

Однако отчаиваться не следует -- дело может быть рассмотрено на межведомственной комиссии, где принимаются во внимание так называемые косвенные доказательства: копии военных билетов, подробные письменные пояснения (Нередко лжеликвидаторов «ловят» на том, что они не знают многих деталей. -- Авт. ), фотографии, письма со штемпелями, свидетельства командиров и сослуживцев.