Легендарной картине исполнилось 55 лет
Ровно 55 лет назад возникла идея снять «Золушку» -- фильм, ставший классикой отечественного кинематографа. Один из героев любимого многими фильма, мальчик-паж, говорит: «Я не волшебник, я только учусь. Но дружба помогает нам делать настоящие чудеса». Разве мог тогда знать одиннадцатилетний Игорь Клименков, что фраза, произнесенная им, станет пророческой, и выросший мальчик-паж, словно выйдя из сказки про Золушку, станет самым настоящим волшебником?
Идея эта принадлежала известному ленинградскому театральному режиссеру Николаю Павловичу Акимову (сейчас его имя носит Санкт-Петербургский академический театр комедии. -- В. Г. ). Это он уговорил Евгения Шварца написать сценарий, а свою бывшую жену, Надежду Кошеверову, -- снять фильм. Акимов очень трепетно отнесся к этой картине, самолично продумав все -- от костюмов и декораций до актерского состава.
-- Игорь Афанасьевич, как вы попали на роль мальчика-пажа в «Золушку»?
-- В 1945 году наша семья вернулась из Белоруссии в Ленинград. Я учился в школе, занимался во Дворце пионеров, в изостудии и в секции фехтования. А еще во дворце была замечательная библиотека. И вот однажды, когда я сидел и читал «Человека-амфибию», ко мне подошел какой-то человек и начал что-то говорить. Я настолько был увлечен книгой, что не мог ничего понять. Тогда он написал что-то на листке бумаги и засунул записку в карман моей курточки.
Записка оказалась не чем иным, как приглашением на пробы на роль мальчика-пажа в фильме «Золушка».
-- Спустя две недели матушка, собираясь стирать куртку, нашла в кармане эту записку, а отец буквально за шиворот притащил меня на студию. У меня же были дела поинтереснее -- чтение и рисование. И я ужасно не хотел сниматься в кино.
За полгода на роль мальчика-пажа пробовались 25 тысяч (!) мальчишек, и когда утвердили Борю Архангельского, Игорь было обрадовался. Но судьба распорядилась по-другому.
-- Мои родители -- творческие люди. Мама в прошлом актриса. Когда она решила поступать в театральный институт, ее семья -- старообрядцы -- чуть было не прокляли дочь. С отцом она познакомилась в Белорусском театре драмы и музыкальной комедии. Отца туда назначили дирижером. Музыкальная карьера моего отца началась в детстве: цыгане научили его играть на скрипке, и в три года он пиликал на свадьбах, зарабатывая на хлеб для всей семьи. Правда, детские «шалости» вылезли потом боком, он пристрастился к спиртному. Мама, посвятив отцу всю жизнь, яростно боролась за него.
С третьего курса Ленинградской консерватории отца забрали на фронт. После войны жизнь стала возвращаться в привычную колею, а тут это приглашение на съемки Отец понимал, что кино -- это деньги, поэтому и привел меня на пробы.
-- Кино действительно было прибыльным занятием?
-- По договору я тогда получил 3,5 тысяч рублей, приблизительно по 120 рублей в месяц. При том, что оклад инженера тогда был 90--100 рублей. И хотя я был задействован всего в нескольких сценах, получал полный оклад все два года, так как ходил на репетиции, участвовал в рабочем процессе.
-- Вам нравилось сниматься в кино?
-- Поначалу было жутко неинтересно. Тогда ведь аппаратура была примитивная: приходилось 3--4 часа устанавливать свет, чтобы отснять две минуты. Все сцены снимали, в основном, в павильонах -- длинных и холодных. А потом я познакомился с актерами. Настали сказочные времена! Я был маленький и застенчивый. Меня любили все. Когда приходила Раневская, всегда с решительным видом, все сразу же настораживались, зная, что разноса от Фаины Георгиевны можно ожидать в любой момент. Она умела поставить всех на место и навести порядок. «Так, -- говорила она мне, -- ты, конечно, голодный, иди сюда». Она сажала меня к себе на колени и кормила бутербродами. «Не кормят же ребенка», -- ворчала Раневская.
Больше всех доставалось Эрасту Гарину, который играл короля. Он всегда был пьяненьким и, не найдя какой-то детали туалета, начинал ругаться. «Эраст, ты совершеннейший хам, ты видишь -- здесь ребенок», -- возмущалась Фаина Георгиевна, не раз хлопая Гарина по физиономии.
Помню, как-то во время натурных съемок, в Риге, Фаина Георгиевна на лужайке потеряла кольцо. У нее был какой-то старинный масонский перстень, на целую фалангу, которым она очень дорожила. Что тут началось! Фаина Георгиевна размахивала руками и громко кричала: «Его нужно обязательно найти! Я с места не сдвинусь, пока не найдем!» Все сразу опустились на четвереньки и начали ползать в поисках перстня, бормоча себе под нос ругательства. Искали всей группой около часа. Нашли. Раневская тут же пришла в хорошее расположение духа, всех расцеловала и пригласила пить чай.
Золушка -- Янина Жеймо -- удивительная женщина! Она так здорово сыграла юную девушку, хотя ей тогда было 38 лет (!). Подружился я и с принцем, актером Алексеем Консовским. Мы потом еще с ним встречались. Он был великолепным чтецом. Играл в театре и работал на радио.
В 1947 году состоялась премьера фильма «Золушка» в Ленинградском доме кино. На следующий день Игорь Клименков проснулся знаменитым.
-- Как потом сложилась ваша творческая судьба?
-- После «Золушки» я снялся в главной роли в картине «Счастливого плавания», потом были пробы еще на одну роль.
Прихожу на киностудию, в комнате сидят четверо мальчишек и одна девушка. Мне она так понравилась по фильму я должен был быть ее партнером. Мне тогда было 15, девушка на пять лет старше. Она училась на втором курсе театрального института, за ней ухаживали более старшие ребята, а я был в нее тайно влюблен. Это была совсем тогда еще молоденькая Надежда Румянцева. Пробы я провалил с треском, сниматься не хотел. На мою роль взяли другого.
На этом с кино было покончено. Поступив в театральный институт, Игорь бросил его, не проучившись и года. Пробовал поступить в художественно-промышленное училище имени Мухиной, но не прошел по конкурсу. Поступив в Педагогический институт имени Герцена и проучившись там несколько семестров, Клименков понял, что не сможет стать учителем истории. Уйдя из института, Игорь снова оказался не у дел, и тут он увлекся гитарой. Открыл секцию в Доме художественной самодеятельности, а спустя годы -- отделение в музучилище. Позже и сам стал делать гитары. Как гитарных дел мастер Клименков занесен в «Энциклопедию гитарного искусства» и в справочник «Художественный фонд России».
-- Я почти сразу начал «ломать» гитары, пытаясь заглянуть внутрь и понять, почему отечественные гитары так ужасно звучат.
Инструменты, сделанные Игорем Клименковым, звучали совсем по-другому -- благо, было много материала. Тогда на помойку выбрасывали старинные шкафы из красного и палисандрового дерева -- только подбирай!
Была у «волшебника» еще одна мечта -- сделать детский кукольный театр. Поэтому и забросила судьба Клименкова в Крым, где ему и его жене Ире (кстати, бывшей ученице Игоря) было обещано жилье и помещение под театр. Кукольному театру Клименкова уже 30 лет.
-- Наш сын Николай не может понять нашего фанатичного увлечения творчеством, из-за этого у нас не раз случались ссоры. Он по жизни более практичный -- занимается бизнесом. Внуков пока нет, зато учеников -- море.
В последние годы у Игоря Клименкова возникли серьезные проблемы со здоровьем -- быстрыми темпами ухудшается зрение. Ездил в клинику Федорова, пробовал лечиться по разным методикам Не помогает. Говорит, что только работа в огороде дает ему силы. Потому что он у Игоря Афанасьевича волшебный