В последнем скачке цен на горючее более всего удивило подорожание дизельного топлива. В одночасье дизтопливо сравнялось по цене с дорогими марками бензина.
Существует ряд объективных факторов, влияющих на стоимость горючего в нашей стране. В первую очередь, это зависимость от импорта нефти и нефтепродуктов, а также некоторая неурегулированность отечественного законодательства. Именно эти причины и послужили толчком к недавнему росту цен на бензин.
Украинский топливный рынок лихорадило больше недели. К счастью, сегодня темпы роста цен на все виды топлива замедлились. А высокооктановый бензин и дизельное топливо даже незначительно подешевели.
По мнению большинства специалистов, стабилизация на украинском топливном рынке в первую очередь связана со снижением мировых цен на нефть, а также с продлением Верховной Радой ныне действующего льготного порядка налогообложения операций с нефтепродуктами.
Однако если сравнить нынешние цены на горючее с прошлогодними, то видно, что топливо значительно подорожало (см. таблицу). Это связано главным образом с инфляционными процессами в стране. Кроме того, на уровень цен, несомненно, повлияли падение курса гривни и рост мировых цен на нефть.
Как бы там ни было, но данные свидетельствуют: больше всего подорожало дизельное топливо. Стоимость литра этого вида горючего за год увеличилась почти вдвое. Высокооктановый бензин подорожал меньше -- на 50%. А цена на наиболее популярный из-за своей дешевизны бензин марки А-76 выросла на 35--40%.
Естественно, всех волнует прогноз цен на нефтепродукты. За комментариями «ФАКТЫ» обратились к экспертам.
Как сообщила главный специалист Управления развития топливно-энергетического рынка Министерства экономики Украины Светлана Коляденко, на днях было принято решение до 1 января не увеличивать акцизы на нефтепродукты (если сейчас дизтопливо облагается акцизным сбором в размере 10 евро за тонну, а бензин -- 40 евро, то с нового года акциз будет составлять 30 евро за тонну дизтоплива и 60 евро за тонну бензина). Эта мера позволила избежать резкого повышения стоимости горючего и в определенной степени помогла стабилизировать ситуацию на топливном рынке Украины.
Кроме того, сейчас в Кабинете министров рассматривается вопрос об отмене дополнительного таможенного сбора, уплачиваемого при ввозе нефтепродуктов, в размере 10 евро за тонну. Поэтому в ближайшее время резких изменений цен на нефтепродукты при отсутствии влияния внешних факторов не предвидится.
Правда, правительство России сейчас рассматривает возможность очередного повышения экспортной пошлины на нефть до 34 евро за тонну (сегодня она составляет 27 евро). Принятие этого решения зависит от стоимости нефти на мировом рынке.
Однако, по мнению эксперта топливного рынка Константина Бородина, несмотря на отсутствие сегодня ажиотажного спроса на дизтопливо, связанного с его подорожанием, на первый план выходит возможное повышение стоимости низкооктанового бензина.
-- Это вызвано стечением целого ряда неблагоприятных обстоятельств, -- говорит Константин Бородин. -- Лисичанский, Кременчугский и Дрогобычский нефтеперерабатывающие заводы стоят из-за отсутствия нефти. Работают только Одесский и Херсонский НПЗ. Однако они производят в основном дизтопливо и мазут, и большая часть их продукции экспортируется. Естественно, эти заводы не могут обеспечить страну бензином. Да и поставки топлива из-за рубежа значительно сократились. Дело в том, что в Белоруссии закрыт на ремонт Можакяйский нефтеперерабатывающий завод, а в России принято постановление правительства, согласно которому нефтеперерабатывающие заводы обязаны в первую очередь наполнять горючим внутренний рынок и только потом продавать его за рубеж. Причем российским компаниям выгоднее продавать нефтепродукты в страны Европы.
Поэтому в ближайшее время в Украине может ощутиться дефицит бензина, так как пока что нефтепродукты не поставляются сюда в необходимом объеме.
«Facty i kommentarii «. 04-Октябрь-2000. Экономика.