Законодательная база Украины еще только формируется, и ее необходимо как можно быстрее приводить в цивилизованную форму. Важно, чтобы те правовые нормы, которые сегодня нужны для проведения структурных реформ, были закреплены в Бюджетном, Налоговом, Гражданском и Земельном кодексах. Чтобы, заложив таким образом фундамент, можно было двигаться дальше. По плечу ли парламенту сегодня такая задача? Об этом и о многом другом наш разговор с народным депутатом Валерием Коновалюком.
-- Каковы ваши прогнозы относительно нынешнего бюджетного процесса?
-- Возникающие сложности в рассмотрении главного финансового документа обусловлены прежде всего тем, что окончательно не утвержден ни Налоговый, ни Бюджетный кодексы. Зато уже сформирована идеология бюджетного процесса. Поэтому специалистам придется еще потрудиться над эффективностью структуры этого документа, над финансовой базой местного самоуправления и децентрализацией государственного бюджета. Нужно приложить максимум усилий с тем, чтобы фактический уровень доходов в будущем году не только давал нам возможность решать социальные проблемы, но и обеспечивал развитие экономики.
Уверен, многие понимают, что имеющиеся предпосылки для ускорения экономического роста требуют формирования баланса между налоговой и бюджетной политикой. Сегодня, при отсутствии действенных механизмов управления государственными финансами и, самое главное, эффективного формирования госбюджета, пока еще нельзя говорить о расширении налоговой базы и снижении налоговой нагрузки. Ведь с госбюджетом связан не только ответ на вопрос, сколько кому выделить средств, но и социальная политика страны. В нынешнем году, например, утвердив социальный, по словам премьера, бюджет, мы видим, что его расходная часть исполняется с нарушениями. Фактически нынешний уровень социальных выплат (заработной платы) в их реальном, стоимостном выражении, с учетом роста потребительских цен и тарифов на услуги, в два раза ниже, чем в 1997 году.
Между тем, я уверен, что сегодня Украина вполне реально может получить гораздо больший объем внутреннего валового продукта, чем запланировал Кабмин. Правда, для этого надо систематизировать систему управления в государстве и четко определить стратегию экономической политики, которую должно реализовать правительство. А у Кабмина, на мой взгляд, нет пока даже согласованности в принципах реализации собственной программы деятельности.
-- Да, обидно, что не все толковые предложения реализуются, что очень многие конструктивные инициативы теряются из виду. Вам не кажется, что это один из моментов в управленческой системе, который должна подкорректировать административная реформа?
-- Конечно, административная реформа не сводится лишь к установлению оптимальной численности админаппарата, сокращению количества чиновников и автомобилей, их обслуживающих. Пока мы не создадим более эффективную систему государственной службы, не поднимем уровень подготовки чиновников, пока не добьемся максимальной исполнительской дисциплины, продвинуться в этом виде реформирования нам вряд ли удастся. И чего стоят все слова о достижениях на этом поприще, если я могу перечислить десятки указов Президента и постановлений правительства, которые в той или иной мере не были выполнены? Например, Указ Президента о комплексных мерах по развитию банковской системы, призванных обеспечить решение проблем неплатежей, кредитование экономики, развитие инвестиционной деятельности и т. д. Из тридцати пунктов Указа выполнены только восемь, шесть -- в стадии разработки, хотя все сроки, поставленные Президентом, уже истекли.
Не выполняется постановление о подготовке топливно-энергетического комплекса к осенне-зимнему периоду. Сегодня есть все основания опасаться, что у нас зимой возникнут серьезные проблемы. Ведь так и не решаются вопросы энергосбережения, стратегии обеспечения энергоносителями, вопросы, связанные с техническим переоснащением генерирующих мощностей, не создана эффективная система управления отраслью Нет общего платежного баланса, а также учета реальной платежеспособности как предприятий, так и населения. Все это звучало на Дне правительства в Верховной Раде. По поводу ситуации в ТЭК депутатская группа «Трудовая Украина» внесла несколько конструктивных предложений.
На мой взгляд, чтобы добиться максимальной эффективности работы административной системы, нужно четко определить, какие функции следует возложить на местные госадминистрации, а какие -- на Кабмин. Весь государственный аппарат должен работать как единый механизм -- чтобы одни и те же полномочия не дублировались различными ведомствами или вообще не отсутствовали решения. На этом постоянно акцентирует внимание Президент.
-- Складывается впечатление, что для многих нынешних чиновников не важно, каковы будут последствия их распоряжений
-- К сожалению, оценки и анализа при принятии управленческих решений нет, как нет и ответственности за них. Возьмем, к примеру, Налоговую администрацию. Вероятно, налоговикам все равно, как работает наша промышленность. Иначе как объяснить то, что они даже не пытаются разобраться в разнице между пеней и штрафом или в том, что такое 120 процентов учетной ставки Национального банка? А ведь из общей недоимки в бюджет -- 15 млрд. грн. -- пеня составляет 10 млрд. Это же просто вымытые оборотные средства! Неужели чиновники не задумываются, что ждет предприятие, которое становится банкротом? Ведь там работают люди, предприятие выполняет какую-то социальную функцию, и если его сегодня заблокировать, завтра оно уже не сможет выпускать продукцию, и тогда вообще не будет отчислений в бюджет. Подобная практика привела к тому, что число убыточных предприятий выросло и составляет 60%. А это значит, среди прочего, что на макроуровне не созданы условия для продвижения структурных реформ. Возможно, эту проблему решит закон о финансовом оздоровлении субъектов предпринимательской деятельности, который, я уверен, будет поддержан Верховной Радой.
-- Как вы думаете, вызовет ли нарекания депутатов проект Бюджетного кодекса? Какую оценку вы ему даете?
-- «Четыре с минусом». Но, поверьте, даже в таком виде его наличие можно расценить как значительный шаг вперед. Потому что действующий свод законов о бюджетной системе слишком несовершенен! Бюджетный процесс за последние годы вышел за рамки правового поля, а бюджетная политика -- экономической целесообразности. Из-за безответственной политики в сфере исполнения бюджета государство ежегодно теряет колоссальные средства. Не сотни миллионов, а миллиарды гривен! Бюджетный же кодекс, по крайней мере, приведет к одному знаменателю систему распределения средств. Документ достаточно прозрачен, в нем впервые предусмотрен механизм ответственности и за нарушение финансовой дисциплины, и за нецелевое использование бюджетных средств.
-- Недавно в вашем избирательном округе, в Донецке, прошли массовые акции под девизом «Русскому языку -- статус государственного». Насколько эта тема, на ваш взгляд, является проблемной?
-- В этих мероприятиях явно просматривалась политическая конъюнктура определенных сил -- в частности левых, которые сегодня теряют свои позиции в государстве. И чтобы привлечь к себе внимание, они снова поднимают языковую проблему.
Я согласен, что в работе правительства по языковой тематике есть очень серьезные недостатки, и депутатская группа «Трудовая Украина» говорила об этом на встречах с вице-премьером Жулинским и с премьер-министром Ющенко. Кабмин сегодня в этом вопросе немного перегибает палку: запреты никогда не приносили результатов, все преобразования должны идти эволюционным путем.
Некоторые же чиновники ставят вопрос достаточно однобоко и, на мой взгляд, некорректно: мол, неужели так сложно выучить украинский язык? Но дело ведь не в том, выучить или нет. Это право человека -- общаться на том языке, который он сегодня ощущает своим Из-за того, что гражданин Украины считает русский язык родным, он не должен чувствовать себя в своей стране эмигрантом. А это достаточно большая часть населения -- 40 процентов украинцев, подчеркиваю, украинцев, которые говорят на русском языке. Кстати, они создают более 70% национального дохода, тем самым наполняя смыслом и материальным содержанием такое понятие, как независимость государства.
-- А где были вы, когда Украина обрела независимость?
-- В 1991-м как раз служил в Германии, где одновременно проходил обучение по программе переподготовки военнослужащих. И у меня была, в принципе, возможность выбирать свою дальнейшую судьбу. Мне предлагали достаточно интересную работу в Москве в «Росвооружении» (я неплохой специалист в этой области), можно было остаться в Германии. Но меня, естественно, тянуло домой.
-- Почему вы отказались от карьеры военного?
-- Я закончил один из центральных вузов Вооруженных Сил СССР, и вопросы офицерской чести, доблести, славы для меня были приоритетными. Но в последние годы Союз проводил политику, которая противоречила вековой истории, строившейся на этих понятиях. Я почувствовал, что в такой армии, к сожалению, служить не смогу.
Хотя об офицерских погонах мечтал с детства. Мечтал и готовился: прочел очень много книг, был подготовлен физически. К моменту поступления в вуз стал уже мастером спорта. Я всегда считал, что офицеры -- особые люди, которые в тяжелую минуту приходили на помощь Отечеству. В послевоенной Франции де Голль практически на все ключевые посты в стране назначал военных людей. Инициированные ими преобразования позволили стране не просто выжить, но и расцвести, окрепнуть и действительно объединить нацию.
-- Когда же вы подали рапорт на увольнение и где нашли себя потом?
-- Это произошло в 1992-м. Со времен учебы у меня остались хорошие связи с Германией, и мне удалось создать несколько совместных предприятий. А это и инвестиционная деятельность, и торгово-закупочная, и импорт-экспорт. И пока занимался бизнесом, я сполна хлебнул проблем, которые нуждались в решении на уровне государственной власти. Поэтому в 1994 году окончательно решил уйти из бизнеса и начать работать в органах государственной власти. И считаю, что вдвойне оказался прав, пройдя все ступени госсслужбы, начиная с районного и областного уровней. Приобретенный там опыт мне очень помогает при работе в парламенте.
-- Баллотируясь на выборах в Верховную Раду, вы были уверены, что можете что-то изменить?
-- Вы знаете, удается изменить. Но, к сожалению, очень мало. В свое время в Донецкой области в условиях серьезнейшего экономического кризиса вместе с губернатором нам удалось внедрить массу нововведений, разработать отраслевые программы, начать процесс по развитию и функционированию свободных экономических зон, повысить ответственность руководителей. И Кабмин на выездном заседании в Донецке впервые одобрил нашу программу экономического развития. И сегодня любые решения, вопросы, связанные с социально-экономическим развитием, у нас в области решаются достаточно прогрессивно. А самое главное -- внедренная модель позволяет в регионе, где превалирует тяжелая промышленность, проводить структурные преобразования, создавать новые предприятия, рабочие места, решать проблемы занятости и в целом обеспечивать экономический рост.
-- Вы амбициозный человек?
-- Думаю, да. Ведь человек всегда одержим какой-то целью, какими-то идеями и пытается их реализовать. Знаю, что бы жизнь мне ни подбрасывала -- я смогу качественно выполнить любую работу. Главное -- чувствовать в ней потребность и моральное удовлетворение. Сейчас я работаю над докторской диссертацией на тему: «Экономическое развитие промышленных регионов». Считаю, что любая экономическая теория, реализуемая в Украине, нуждается в практической связке с другими сферами деятельности. Это достаточно актуальная проблема, есть ряд интересных мыслей
-- У вас огромнейший спектр интересов А чем вы увлекаетесь, независимо, так сказать, от погоды и конъюнктуры?
-- Честно говоря, я очень рад, что мое спортивное увлечение имеет продолжение: очень часто бываю в спортивном зале, уютно и уверенно чувствую себя в кимоно.
-- Напрашиваются аналогии
-- Нет. Прошу ни в коем случае не проводить аналогий с Путиным. Спорт для меня не дань моде. Я начал заниматься дзюдо, когда мне было 14 лет. Это меня настолько увлекло, что за короткий срок сумел многого добиться: вошел в республиканскую юношескую сборную, выступал на всесоюзных первенствах Безусловно, повезло с тренером, который, помимо основ спортивного мастерства, научил меня многому в жизни, повлиял на формирование характера. Кстати, Донецкая областная федерация дзюдо, которую я возглавляю, ежегодно в ноябре проводит международный турнир в честь этого заслуженного тренера. И одна из задач нашей федерации -- развитие детского и юношеского спорта.
-- Что вы считаете своим самым большим разочарованием?
-- К сожалению, примерами из жизни я вас не порадую. Для меня разочарование -- это состояние души, конфликт возможности и реальности. Я огорчен и разочарован, когда не находят практического воплощения здоровые идеи, способные решить какую-то серьезную проблему, когда политика подменяется политиканством, когда я не в состоянии помочь своим избирателям и т. д. Но самым большим разочарованием для меня будет, если нынешний депутатский корпус, частью которого я являюсь, не сумеет выполнить свое назначение -- как представительского органа.
-- Кто вас поддерживает в трудную минуту?
-- В ответе на этот вопрос трудно быть оригинальным. Я очень люблю свою семью, своих родителей. Это моя опора и поддержка. С большим уважением отношусь к единомышленникам. Высоко ценю тех, для кого общечеловеческие ценности превыше всего. Именно такие люди очень много значат в моей жизни, им я во многом обязан процессом своего становления.
«Facty i kommentarii «. 11-Октябрь-2000. Политика.