Законодательная и исполнительная власти разработали компромиссный проект, который предлагается принять вместо полноценного Налогового кодекса
Похоже, длительный процесс принятия Налогового кодекса несколько изменил направление. Реально убедившись в том, что утвердить полноценный кодекс к концу нынешнего года (а тем более -- ввести его в действие с начала следующего) ни практически, ни даже теоретически невозможно, власти решили пойти на компромисс
После принятия в июле нынешнего года за основу проекта Налогового кодекса, предложенного Кабинетом министров, законодательная и исполнительная власти принялись совместными усилиями дорабатывать документ. При этом правительству нужно было учесть около пятидесяти замечаний парламентариев. Кроме того, предстояло заново согласовать уже измененные нормы кодекса со старыми, изъять некоторые налоги, изменить часть ставок, еще больше расширить базу налогообложения Одним словом, нужно было написать новый Налоговый кодекс, основываясь на главных положениях предыдущего проекта.
Естественно, к моменту подачи правительством в парламент проекта бюджета на 2001 год (по регламенту -- до 15 сентября) Налоговый кодекс (на основе которого, в соответствии с указанием Президента Украины, должен был формироваться бюджет) готов не был. Поэтому проект бюджета-2001 разработан на базе ныне действующего законодательства.
Сложилась парадоксальная ситуация. Если принять бюджет-2001 в том виде, в котором он был подан Кабмином, то необходимость срочного введения Налогового кодекса с 2001 года отпадала. Поскольку поступления, предусмотренные бюджетом на этот год, отличаются от тех, которые мог бы обеспечить кодекс.
Ну, а если все-таки в срочном порядке принять Налоговый кодекс, тогда придется кардинально изменить бюджет-2001, пересчитав доходы, в соответствии с новыми ставками налогов и расширенной базой налогообложения. А до Нового года остается чуть меньше трех месяцев
Все ветви власти больше устраивал второй вариант. Если бы не одно «но» Проект Налогового кодекса по-прежнему не был готов к очередному рассмотрению Верховной Радой. В такой ситуации часть политиков настаивала на его срочном принятии (чтобы был хоть какой-нибудь кодекс, который впоследствии можно еще доработать). Другие (к ним, кстати, присоединились эксперты Министерства финансов США и компании «Барентс групп») советовали не торопиться и подумать еще годик.
Тогда сторонники быстрой налоговой реформы сделали весьма незаурядный ход: разработали промежуточный вариант, который вводил бы со следующего года в действие только часть положений Налогового кодекса (в частности, измененные ставки основных налогов и расширенную базу их применения). Официально этот документ называется «О внесении в некоторые законодательные акты Украины изменений и дополнений на переходной период до введения Налогового кодекса Украины». Однако в народе он известен как «малый Налоговый кодекс».
По сути, он является своего рода Налоговым кодексом на 2001 год и несет в себе те изменения, которые запланированы на переходной период, вводимый после принятия полного кодекса. Прожив 2001 год с новыми ставками, страна подготовится к введению Налогового кодекса так же, как подготовилась бы в течение предусмотренного им переходного периода.
Компромиссный законопроект, возможно, будет принят уже в ноябре нынешнего года. Бюджет, пересчитанный на новой налоговой базе, тоже, по идее, может быть принят до конца 2000 года. Однако планируемое снижение ставок налогов, естественно, приведет к уменьшению поступлений в бюджет, которые, по словам заместителя председателя Государственной налоговой администрации Украины Алексея Шитри, могут составить до 2,3 миллиарда гривен. Поэтому большинство положений нового законопроекта направлено на то, чтобы изыскать дополнительные источники поступлений в бюджет.
Стоит отметить, что американские эксперты советовали украинским законодателям не спешить со снижением ставки налога на прибыль, а уменьшать начисления на фонд заработной платы. Однако разработчики проекта все же снизили ставку этого налога с действующих 30% до 25%. Более того, предусмотрено, что декларацию по налогу на прибыль нужно будет подавать не четыре раза в год (как в настоящее время), а один раз (исключение составляют убыточные и недавно созданные предприятия, которые по-прежнему будут отчитываться перед налоговой инспекцией раз в квартал).
Предполагается, что все это приведет к активизации деловой активности в Украине, значительно облегчит непосильный налоговый груз и в то же время приведет к тому, что бюджет потеряет около 1,2 млрд. грн.
Поэтому было решено изменить механизмы налогообложения дивидендов на часть корпоративных прав, принадлежащих государству, и операций с расчетами в иностранной валюте, а также порядок перенесения балансовых убытков на следующие налоговые периоды. Кроме того, предлагается ввести ограничения при определении размера амортизационных отчислений. Эти и некоторые другие шаги должны обеспечить дополнительные поступления в бюджет в размере 723 млн. грн.
Верхнюю ставку налога предлагается установить на уровне ставки налога на прибыль -- 25% (в настоящее время максимальная ставка этого налога -- 40%). Кроме того, будут применяться ставки 10% и 20% (см. таблицу).
Что же касается не облагаемого налогом минимума, то, конечно, оптимальным решением было бы установление его на уровне минимальной зарплаты (118 грн. ). Однако на фоне уменьшения ставок подоходного налога увеличение необлагаемой суммы доходов, по мнению разработчиков, могло привести к значительным бюджетным потерям. Поэтому решено оставить необлагаемый минимум на нынешнем уровне -- 17 грн.
Кроме того, предлагается расширить сферу его применения. Во-первых, за счет отмены льгот для граждан по их профессиональной или отраслевой принадлежности (например, военнослужащим, работникам МВД и так далее). Во-вторых, в законопроекте более четко сформулирован порядок взимания подоходного налога с выплат в натуральной форме, с процентов, а также с дохода, полученного при перепродаже собственности (квартир, машин и так далее).
Именно этот налог во время обсуждения проекта кодекса вызывал наибольшее количество замечаний. И дело тут не столько в ставке (которая является вполне приемлемой на общеевропейском уровне), сколько в механизме взимания налога. По словам Алексея Шитри, непродуманная процедура возмещения НДС при экспорте (в результате которой «предприимчивые» люди получили реальную возможность наживаться за счет бюджета, предоставляя подделанные документы на якобы отправленную за рубеж продукцию) приводит к значительным потерям. На сегодня сумма невозмещенного государством НДС составляет 3 млрд. грн. А недоимка по этому виду налога -- 6,5 млрд. грн.
Поэтому, помимо снижения ставки (предлагается уменьшить базовую ставку НДС с 20% до 17%), предлагается кардинально изменить механизм начисления и уплаты НДС. Кроме того, предусмотрено сокращение льгот по этому виду налога (в частности, для автомобилестроения, судостроения, космической деятельности) и реструктуризация бюджетной задолженности по НДС. По расчетам разработчиков, такое расширение базы позволит безболезненно пережить снижение ставки этого налога.
Что касается налога на имущество, то его введение в Украине, по мнению как отечественных, так и зарубежных экспертов, возможно не ранее 2002 года (в лучшем случае). И только для юридических лиц. Для рядовых граждан введение налога на имущество не предусматривается ранее 2007 года.
Это вполне объяснимо. В Украине, как минимум, должен полноценно заработать рынок недвижимости, чтобы появилась возможность устанавливать реальную стоимость квартир, домов, других построек и производственных помещений.
А вот транспортный налог был, есть и будет. Причем его ставки изменились не столь значительно (в проекте они немного снижены для малолитражных и грузовых автомобилей, повышены для автобусов и автомобилей с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров). Кроме того, под действие транспортного налога попали водные мотоциклы (ранее предполагалось облагать транспортным налогом также вертолеты и самолеты, но впоследствии они исчезли из перечня объектов).
Правительство также намерено жестко бороться с движущей силой теневого сектора -- фиктивными фирмами. Для этого, к примеру, предлагается передать функции по регистрации предприятий налоговой службе. Более того, американский эксперт Эрик Ликман специально подчеркнул, что это наиболее оптимальная форма регистрации нового предприятия: чтобы исключить появление очередной фиктивной фирмы, сотрудники налоговых служб должны хотя бы убедиться в том, что по указанному юридическому адресу находится здание, а директор создаваемой фирмы -- реальное лицо, владеющее необходимыми для ведения бизнеса знаниями.
P. S. Есть положение, с которым согласились как зарубежные, так и отечественные эксперты: все статьи полного варианта Налогового кодекса нельзя ввести одновременно. Для этого нет необходимых экономических и социальных предпосылок.
Американские эксперты предлагали поэтапно внедрять изменения к различным налогам. То есть сначала ввести новые ставки и механизмы начисления, к примеру, налога на добавленную стоимость, затем -- налога на прибыль и подоходного, затем изменить транспортный налог, акцизы и так далее (предполагается, что последним заработает налог на имущество). Кстати, примерно так внедрялся налоговый кодекс в России.
Украинские разработчики предложили ввести изменения к основным налогам (НДС, подоходный, на прибыль предприятий, акцизы) одновременно и быстро -- уже со следующего года. А остальные виды налогов (к примеру местные) -- обсуждать, дорабатывать и вводить. Медленно и с достоинством. Работая частично на новой, частично на старой налоговой базе.
Скорее всего, так и будет. Иначе есть опасения, что обсуждение Налогового кодекса затянется, и в октябре 2001 года он все еще будет переписываться и изменяться. Однако очень хочется, чтобы после изменений «на быструю руку» основных налогов переработка остальных положений не растягивалась на годы. Чтобы наконец-то был принят Налоговый кодекс, который сделает отечественную налоговую систему целостной, логичной и простой.