- Я должна отдохнуть от всего этого, — голос Оксаны Цыгулевой, раздавшийся в трубке, был заметно уставшим. — Побеседовать с вами смогу дня через четыре
Безусловно, устать было от чего: кроме напряжения самих Игр позади — 36 часов полета и ожидания в промежуточных аэропортах Сингапура и Франкфурта-на-Майне, путь из Киева в Николаев. Но каким же было мое удивление, когда я узнал, что Оксана на следующий день после приезда уже проводит, как обычно, две тренировки — утром и вечером. Во время такой вечерней тренировки я зашел в спорткомплекс «Заря». Как раз на батуте занималась наша Оксана. Легко и грациозно взлетая под самые своды спортзала, крутила сальто и «винты». Не на телеэкране, а наяву, зрелище оказалось еще более захватывающим.
Интервью состоялось в комнате отдыха сразу после тренировки. На вопросы согласился ответить и главный тренер сборной Украины по прыжкам на батуте Владимир Горжий.
Свою пятилетнюю дочку Оксану родители привели учиться танцам. Совсем недолго походила она на занятия. Не увлекли ее танцевальные па. Но энергия у непоседы била через край, и руководитель ансамбля посоветовал занять Оксану спортом. Вначале это была группа общефизической подготовки. Потом гимнастика, плавание, прыжки в воду с трамплина, батут. Через пару лет занимавшийся с детьми Александр Киров направил способную, как выяснилось, девочку к известным уже тогда тренерам батутистов Людмиле и Владимиру Горжий. Вряд ли предполагал тогда педагог, что это станет для Оксаны звездной путевкой, положившей начало ее спортивной карьеры.
Еще в третьем классе ей пришлось сменить местную общеобразовательную школу на более отдаленную, в которой был спортивный класс. Учеба здесь проходила в дневное время, с учетом утренних и вечерних тренировок. Потом Оксана училась в спортинтернате. Тренировки, сборы, соревнования Первые победы. Как в одиночных прыжках, так и в синхронных — вместе с Еленой Мовчан. Впервые они выиграли чемпионат Европы в 1993 году. И это было началом стабильного призерства на соревнованиях европейского и мирового уровня: бронзовая медаль чемпионата мира 1994 года, а через два года — «золото». Гимн Украины звучал в честь наших спортсменок в 1997 году, когда они взошли на пьедестал почета Всемирных студенческих игр. Затем было «серебро» чемпионата мира. Два года назад николаевский дуэт дважды выигрывал этапы Кубка мира, а на мировом первенстве в ЮАР они стали первыми. Здесь же в личном первенстве-99 Цыгулева и Мовчан заняли второе и четвертое места, а значит, получили лицензии на участие в Олимпиаде-2000. Впрочем, путевка туда была лишь одна. Как олимпийский вид спорта батут еще не окреп — мужские и женские команды 12 стран представляли по одному спортсмену. Как имеющим более высокий рейтинг, за Украину выпала честь выступать Оксане Цыгулевой и Александру Черноносу.
- Каково ощущать себя олимпийским призером? Поделитесь вашими впечатлениями об Олимпиаде в Австралии.
- Я еще не до конца осознала, что произошло. Олимпийские игры — соревнования высочайшего уровня, мероприятие зрелищное, красочное, это незабываемый грандиозный праздник. К Олимпиаде я готовилась долго и целеустремленно. Правда, на мой взгляд, этот праздник уж слишком политизирован
Что касается моей олимпийской награды, то не могу сказать, что в эту медаль вложено больше или меньше труда, чем, скажем, в подготовку к обычному чемпионату Украины или же к Кубку мира. Ведь цель всегда одна — стать первой. Думаю, если бы настраивала себя на Сидней как-то иначе, по-особенному, то больше переживала бы, меня бы «трясло», и в итоге ничего бы не вышло. На Зеленом континенте я была раньше. В 1998 году на чемпионате мира в Сиднее мы завоевали серебряные медали, а весной нынешнего года на предолимпийской неделе я также была второй.
В. Горжий: — Я на Олимпийских играх впервые. Ведь батут как олимпийский вид спорта здесь дебютировал. Пока, к сожалению, только индивидуальные прыжки. А ведь синхронные выступления батутистов намного зрелищнее, что, наверное, и оценила многотысячная зрительская аудитория во время показательных выступлений, где свое мастерство показали Оксана Цыгулева и Лена Мовчан.
- Предыдущие Олимпийские игры в Атланте, по отзывам их участников, запомнилась, наряду со зрелищностью, и рядом скандалов, и уж слишком американизированным освещением в тамошних масс-медиа. В какой обстановке проходили ваши тренировки, соревнования?
В. Горжий: — Что касается прессы, то австралийцы поступили аналогично: превозносился прежде всего малейший успех своих соотечественников, а вот о призерах из других стран трудно было, порой, найти информацию.
В Австралию мы приехали за две недели до начала соревнований. Тренировки проходили в Мельбурне. О них остались не очень приятные воспоминания. Нам предоставили то ли гараж, то ли нечто вроде клуба, размером где-то 10 на 18 метров. К тому же помещение было холодным.
О. Цыгулева: — Это был гараж в прямом смысле слова. Помещение отапливалось баллонным газом, мы чуть было не угорели. Батуты были старые, сетки просто ужасные! Низкая температура — 14--15 градусов тепла не позволяла проводить более длительные тренировки.
В. Горжий: — В самом начале возникла мысль уехать домой. Однако, немного поостыв, я решил, что нет худа без добра: тренировались здесь только мы, и тренировочный процесс был скрыт от глаз соперников, никто не мог подметить наши секреты техники. Я в этом отношении несколько суеверен: человек, обладающий сильной телепатической энергией при желании может навредить.
О. Цыгулева: — Если продолжать список неудобств, то холодной была и гостиница, где мы жили. Вообще-то я представляла Олимпийскую деревню более комфортабельной, а там — маленькие домики с вывешенными флагами.
В глубине души, наверное, каждый, кто хоть мало-мальски следит за выступлениями наших батутисток, надеялся на золотую медаль Цыгулевой.
Тем не менее, квалификационную программу наша батутистка закончила с третьим результатом, что было вполне приемлемо, поскольку это давало право участвовать в финале. А еще в предварительных прыжках определялся порядковый номер выступлений в финале. Оксана прыгала седьмой. Как раз перед ней удачно выступила канадка Карен Кокберн с очень высоким коэффициентом сложности — 12,3, удивив и соперниц, и публику. У Цыгулевой сложность была несколько ниже, чем у канадки, зато прыжки выполнялись более чисто. И наша спортсменка опередила канадку. Выступавшая следом Ирина Караваева поразила сложностью и, если хотите, дерзостью прыжков. Хотя многих наблюдавших за выступлением озадачило, например, то, что будущая чемпионка не всегда попадала в центр батута. Это отчетливо было видно при видеоповторе. Однако судьи вынесли свое решение — «золото» отправилось в Россию.
- Вы были довольны судейством?
О. Цыгулева: — Когда увидела на табло оценки, конечно же, сильно расстроилась До оглашения результата Караваевой думала, что буду первой. Есть же определенные нормы, о которых в любом пособии по прыжкам на батуте можно прочесть, и которых россиянка (и это не только мое мнение) не придерживалась.
В. Горжий: — Уверен, что если бы судил компьютер, результат был бы в пользу Оксаны. Россиянка прыгала выше, выполнила наиболее сложную комбинацию, но ритм был рваный, она выходила за «зону». Возможно, на судей произвели впечатление отвага и дерзость российской спортсменки. А может быть, авторитет россиянки «давил», ведь на протяжении трех последних лет Караваева занимает на различных международных соревнованиях первые места. У нас с российской командой абсолютно разные стили. Но Цыгулева — это точность, продуманная композиция, мощная концовка. Мы много раз просматривали и анализировали видеосъемку выступлений и не заметили у Оксаны того, за что нужно снимать баллы. Но судьям виднее
- Австралийцы — народ доброжелательный?
О. Цыгулева: — Мы в основном общались с бывшими «нашими». Украинская диаспора там очень большая. По приезде состоялась презентация нашей сборной в Украинском Доме. Встречали тепло, чувствовалась поддержка. К тому же в Мельбурне у моего супруга много знакомых, они-то и занялись моим досугом — возили по городу, показывали океанарий, коала-парк, казино — в общем, сделали все, чтобы я смогла отвлечься, отдохнуть, чувствовать себя почти как дома. Да и с мужем, подругами, оставшимися в Николаеве, часто общалась по мобильному телефону.
В. Горжий: — В Олимпийской деревне обслуживание было на высочайшем уровне, все вежливые, участливые, даже автобусы для нас сделали бесплатными. Со мной там как-то раз неприятность случилось: вышел ночью из вагончика, ключ оставил, а дверь захлопнулась. Проблему решили всего за несколько минут — пришел волонтер со связкой ключей.
Интересно, что рынки там очень похожи на наши, и одесситов бывших там полно, и торгуют они низкопробным ширпотребом, в основном, китайским.
Общались мы во время прогулок по городу и с местными журналистами. Украину здесь знают и относятся к ней с симпатией.
- Оксана, вы начали тренировки уже на следующий день после возвращения домой из Сиднея. Наверное, можно было отдохнуть
- Дело в том, что совсем скоро мы уезжаем на чемпионат Европы, и после серебряной олимпийской медали слабо выступить там не хотелось бы. Надо работать.
- Сколько времени уходит на тренировки?
- Шесть дней в неделю, по два часа утром и вечером. Бывает, больше.
- Дилетантский вопрос: вам не страшно прыгать?
- А вам не страшно ходить? Это ведь часть моей жизни. Я как бы запрограммирована на этот вид спорта. Бывают подъемы, бывают спады. И это нормально. Желательно, чтобы первое совпадало с соревнованиями.
- Слышал, что вы когда-то хотели бросить занятия батутом.
- Семь лет назад этот вид спорта еще не являлся олимпийским и для меня был бесперспективным. Поддержал муж. Мы с ним не раз обсуждали эту тему, хотелось семейного уюта, детей Именно он убедил меня остаться в большом спорте. И оказался прав. Тогда мы решили, что нужно заработать хоть какой-то капитал, квартиру
- В прошлом году вы ее получили?
- Да, двухкомнатную, в новой «высотке» на проспекте Ленина. Но я еще там ни разу не была. Все некогда.
- А как, если не секрет, распорядитесь тридцатью тысячами, обещанными правительством?
- Еще не решила.
- Какой следующий рубеж Оксаны Цыгулевой? Олимпиада в Афинах?
- Загадывать не буду. Но если позволит здоровье и будет та же же легкость — почему бы и нет?