Собирая грибы, 5-летняя девчушка приговаривала: «их есть нельзя. Можно отравиться»

0:00 — 20 октября 2000 eye 2008

58-летняя Анна Ивановна эти грибы съела и едва не умерла

Женщина четыре дня провела в реанимации. К счастью, врачам удалось нейтрализовать яд. В этом году грибы унесли 204 жизни, в том числе 50 -- детских. Истории всех пострадавших похожи на рассказанную Анной Ивановной в киевской Больнице скорой помощи.

-- Я собирала грибы вместе с пятилетней малышкой, дочкой знакомых, -- рассказала она. -- Обнаружив грибную поляну, девочка приговаривала: «Их есть нельзя. Можно отравиться!» В последние годы в прессе и на телевидении много говорили об этом. Но я была уверена, что мы нашли хорошие грибы. Ведь такие же собирала и раньше.

-- Молодая бледная поганка очень похожа на сыроежку, -- объясняет главный токсиколог Киева Наталья Алексеенко. -- Вот и Анна Ивановна ошиблась. У нее были классические симптомы отравления этим грибом, который, очевидно, попал в приготовленное ею блюдо. Хорошо, что ребенка не угостила. Минимальная доза яда бледной поганки, попав в детский организм, вызывает необратимые изменения.

«Мы пережили трагедию. Семья нашей дочери в июле 1955 года собрала грибы. Их ели дочь, зять и три их дочери 11, 6 и 5 лет. Дочь и старшая внучка умерли в один день, а зять через три дня. Все они лежали в одной палате. И младшие девочки, оставшиеся в живых, долгое время вспоминали, как кричали мама и Настя. Хоронили сразу троих. Три гроба. Тогда мы с девочками поклялись, что никогда в жизни не будем собирать грибы. Без них можно прожить, а сколько они принесли горя в наш дом! Мне казалось, что весь мир должен был перестать есть грибы. Но ежедневно газеты ужасают меня сведениями об умерших. Люди! Я вас заклинаю. Не ешьте грибы! Это говорю вам я, похоронившая дочь, зятя и внучку.

Валентина Миськова, город Первомайск Николаевской области».

Это письмо из редакционной почты. Может, слова пережившей страшную трагедию женщины уберегут чьи-то жизни, коль советы врачей остаются неуслышанными.

«Теперь при одной мысли о грибах меня начинает мутить»

Анна Ивановна прекрасно знала об опасности. Она много лет проработала в Донецке на станции скорой помощи, не раз оказывала помощь отравившимся грибами.

-- Готовя собранные грибы, я думала, что лучше не угощать ими гостивших у меня девочку и ее маму. Ведь риск отравления есть всегда, -- объясняет Анна Ивановна. -- Поэтому и ела их одна. Как верно я поступила! Ночью мне стало плохо. В кишечнике появилась боль. Под утро казалось, что душа с телом расстается.

Несколько дней женщина лечилась самостоятельно, надеясь, что все обойдется.

-- Больную привезла «скорая». Ее тут же положили в реанимацию, -- говорит доктор Наталья Алексеенко. -- У нее уже началось токсическое поражение печени продуктами распада ядовитых грибов. Из-за того, что женщина не сразу обратилась к врачам, было упущено время. Но пациентка четко выполняла все назначения, благодаря чему удалось избежать тяжелых осложнений.

-- Теперь меня начинает мутить при одном упоминании о грибах, -- говорит Анна Ивановна.

Вспомнила женщина и курьезный случай из своей медицинской практики. Однажды на станцию скорой помощи пришла старушка с жалобой: мол, муж-пьяница так надоел, что решила грех на душу взять. Пошла в лес, набрала самых плохоньких грибков, наварила их благоверному. А он ел, нахваливал. И не отравился.

Угрозу для жизни представляют даже съедобные грибы

Все лето «ФАКТЫ» предупреждали об опасности отравления грибами. Но, по-видимому, учиться мы привыкли все же на своих ошибках. Пока не отравятся родственники или хорошие знакомые, все утверждают, что рискуют только неопытные люди. Но, как показывает практика врачей, чаще всего к ним попадают грибники со стажем.

-- Угрозу для здоровья представляют не только ядовитые грибы, но и съедобные, которые растут возле оживленных автодорог, промышленных объектов, -- объясняет Наталья Витальевна. -- Грибы, как губка, вбирают в себя тяжелые металлы, ядохимикаты. Кстати, отравления грибами -- не сезонная проблема. И зимой приходится спасать жизни любителям деликатесов. В банках с маринованными грибами может содержаться смертельно опасный яд -- ботулизм.

-- Как грибной яд действует на организм человека?

-- Токсины разрушают печень, из-за чего развивается цирроз, острая печеночная недостаточность, отказывают почки, в крови накапливаются продукты распада грибов. И если отравившемуся вовремя не оказали помощь, ни один врач не сможет гарантировать ему выздоровление. Иногда в организм попадает так много яда, что мы не в силах спасти жизнь пациенту. А у тех, кто все же выкарабкался, в будущем могут развиться хронические болезни печени, почек.

Медики практически безошибочно предсказывают всплеск грибных отравлений. Прошел дождь, через два-три дня потеплело, выглянуло солнышко -- значит, готовь токсикологические реанимации для грибников. Ошибаются редко…

-- Уже все знают, что ни серебряные ложки, ни луковицы не помогут определить, ядовиты ли грибы. Да и детей стали меньше кормить этой тяжелой белковой пищей. Но все равно каждый год грибы собирают «урожай» человеческих жизней, -- продолжает Наталья Витальевна.

Ни итальянцы, ни французы не ходят за грибами в лес

Конечно, из-за огромного числа отравившихся профессионализм медиков растет. Они уже научились бороться даже с таким осложнением отравления, которое в научной литературе описано как несовместимое с жизнью!

-- В прошлом году у нас был очень серьезный случай, -- вспоминает Наталья Алексеенко. -- Мужчина собрал грибы, которые ели его жена, мать и оба сына. Женщины умерли. Старший сын долгое время находился в состоянии средней тяжести, а вот 18-летний Рома девять дней был без сознания. Честно говоря, мы мало верили в то, что он выживет. Нам не удавалось спасать таких больных. А в медицинской литературе печеночная кома описана как необратимый процесс. Но Рома выжил. Кроме него в нашем отделении выкарабкались еще трое человек, долгое время находившиеся в печеночной коме. Но лучше бы мы знали об этих осложнениях только из литературы. Наши европейские коллеги не сталкиваются с грибными отравлениями, потому что ни итальянцы, ни французы не собирают грибы в лесу. Они довольствуются безопасными шампиньонами, которые продаются в магазинах.

Честно говоря, я сама долгое время ходила за грибами, игнорируя советы медиков. Но однажды мне довелось наблюдать, как врачи-токсикологи детской специализированной клинической больницы «Охматдет» семь раз реанимировали пятилетнюю девочку, которая вместе с родителями ела ядовитые грибы. К сожалению, медикам не удалось спасти ребенка. До сих пор я помню светлые волосы малышки, ее беспомощно раскинутые ручки, массу трубок, обвивающих детские ножки, грудь, голову. И пепельно-серое лицо молодого врача, который был не в силах вернуть девочку к жизни. Это было потрясение. С тех пор лесные грибы я не ем.