На фестивале «Просто Рок» не было только Мика Джаггера -- у него критические дни
Федор Михайлович Достоевский, как известно, не любил бесовской музыки. Бывало, выпустят его ненадолго из Петропавловской крепости -- он бегом к раскладкам с «Мумий Троллем», Чичериной, Би-2, «Океаном Эльзы», «Грин Греем» и ну ломать-крошить диски, топтать их ногами и кричать страшным голосом: «Это просто рок какой-то!.. » Так и повелось: стали с той поры собирать музыкальный фестиваль и называть его «Просто Рок», а проводить его было решено в день рождения Достоевского. Царство ему небесное.
И в этом году фестиваль совпал с днем рождения Федора Михалыча -- аккурат 180 ему бы стукнуло. Дух классика витал, мятежный, где-то рядом -- достаточно сказать, что фестиваль открывала молодая группа «Друга рiка», чей недавно вышедший альбом в переводе на русский звучит, ни много ни мало, «Я есмь». Хотя на поверку группа оказалось весьма жизнерадостной и солнечной, отчасти напоминавшей прибалтийско-русский «Би-план». «Друга Рiка» -- простые еще, не набравшихся понтов ребята -- шутила на равных с публикой. Ничего поражающего, но можно сразу заметить, чем наш крупнейший рок-фестиваль принципиально отличается от своего старшего брата -- пафосного московского «Максидрома». «Просто Рок» -- это всегда открытие, то, что еще не взято в коммерческий оборот, а «Максидром» -- всего лишь констатация успеха. К тому же, на «Просто Роке» теперь тоже крутящаяся сцена, благодаря чему инструменты настраивались заранее и перерывов между выступлениями почти не было.
Было и еще одно новшество -- широкий экран сбоку от сцены, где в прямом эфире работал ди-джей «Просто Радио», который в промежутках между выступлениями раздавал кубики (вместо статуэток) и представлял выступавших. Комментарии его были весьма недвусмысленны и отличались «еще большей свежестью и свободой». Шутка фестиваля: «Мик Джаггер не приехал на «Просто Рок». У него месячные». Ди-джей также всячески пытался обидеть группу «Руки Вверх», как бы намекая, что все собравшиеся здесь -- правильная публика, не приемлющая тупого «умца». «Как вы относитесь к этой группе, ну-ка, покажите!.. » -- грозно спрашивал ди-джей. «У-у-у-у», -- злобно отвечали в толпе, что подразумевало единение в борьбе с низкосортной попсой. Самое забавное, что через пару, скажем, месяцев те же самые зрители будут весело скандировать «Ру-ки Вве-ерх», причем, боюсь, во главе с вышеназванным ди-джеем. Такая нынче публика -- безыдейная и беспринципная. Как, впрочем, и пресса. Шучу.
Чичерина, как и обещала, постриглась и напоминала беспризорницу из детской трудовой колонии имени Макаренко. Девушка с большой претензией. И если прежние боевики вроде «Жары» и «Ту-ла-лы» вполне гармонировали с образом певицы, то многозначительная «Уходя-уходи» подавалась как окончательно-философская вещь, хотя графоманства в ней хоть отбавляй, как и в песне про «лишь окно с погасшим светом». Повторяли: «Мы, вообще-то, не рок-группа. Поэтому давайте танцевать!» (вариант: «Хоть мы и не рок-группа, нам здесь очень нравится»). Возможно, Чичерину ждет путь Маши из «Медведей» -- та тоже, начав с конвульсивной «Любочки», перешла потом к концептуальным грусть-балладам «о жизни» и вскоре из большой музыки ушла в себя. Чичерина, впрочем, девушка прочная, сибирская -- идет напролом. Клип на «Уходя-уходи», премьера которого случилась в прошлый уикэнд на «Интере», тому подтверждение: очень загадочный и не для слабонервных, но -- типичная ошибка первокурсника кинофакультета, который пытается сразу сделать кино «как у Тарковского, но еще лучше». Тут нужен опыт. Поэтому все «концептуальное» Чичеринино вызывает саркастическую улыбку, но уважать ее можно уже за одно желание что-то менять.
Пятого за последние три месяца выступления «Ляписа Трубецкого» автор не выдержал и ушел за кулисы. Группа хороша, когда нужно сделать «быстро, недорого и весело». Незаменимая на всяческих фестивалях «дружбы народов», к музыке она, увы, не имеет никакого отношения -- и на «Просто Роке» смотрелась нелепо. Злую шутку сыграло с ней само название мероприятия: это был действительно не «просто рок», а «слишком просто рок» -- в том смысле, что простота хуже рок-воровства.
«Океан Эльзы» начал с уверенно шествующего по радиостанциям хита «Ото була весна», по поводу которой было роздано немало заслуженных комплиментов, в том числе и в нашей газете. Добавить нечего, разве что на сцене, кроме основного состава, был еще и человек на бонгах. А вот далее Вакарчук -- в немыслимых обтягивающих лосинах леопардовой расцветки и с непременным полуголым торсом -- змеился-извивался в такт двум новым песням. «Я до тебе» и «Модель» -- вещи сыроватые, тяжеловесные, но исполненные с азартом, присущим «Океану». Помимо песенных премьер, была еще одна: молодая певица Гайтана спела вместе со Славой «Там, де нас нема». Следует отметить, что прелесть «Океана» в том, что он странным образом сочетает современные музыкальные формы (брит-поп и нью-романтик) с совершенно рок-н-ролльным исполнением. Вопреки модной ныне сценической холодности и отмороженности, Слава скакал под сценой, как мячик, тревожа девичьи сердца непосредственной близостью. Выступление закончилось вкрадчивым, полуакустическим «Вiдпусти», что, впрочем, не помешало Славе в конце орать страшным голосом, словно в агонии, это самое «вiдпусти».
В отличие от наших, «Би-2» не спеша появились в зареве осветительных приборов, лениво напевая про «пустые города» и «Варвару». Лева «Би-2» делал глазами, прям как другой Лева -- из кино -- Ди Каприо. «Би-2» напустили мрачухи. Вот еще одна разновидность «лисьего» голоса, введенная в обиход Лагутенко. Публика, впрочем, та же, что и всегда, завороженно и с усердием напевала очередные заученные наборы слов про «полковника» и «корабль плывет», но «Би-2» имели успех, скорее, благодаря общей волне кинославы, которая еще длится после фильма «Брат-2» -- такого же качества, как и сама группа. Мне кажется, что индивидуальность у «Би» отсутствует напрочь -- хотя, впрочем, это сейчас, как говорят, тоже модно. Зато пафоса хоть отбавляй -- видимо, этим они Москву и взяли.
Этот фестиваль стал звездным часом для «Грин Грея». Группа озадачила: вместо привычного серо-зеленого удара по психике, они вышли серебристо-искристые и устроили полноценное шоу. Смешались в кучу кони, люди и очень большие люди -- вначале на сцене появился Титомир, потом Сергей Крылов, отчего происходящее стало напоминать полный цирк с экзотическими животными из прошлой эстрадной жизни. Дизель с новой, раскрашенной под зебру гитарой, духовая группа сзади сбоку, обращения к «хиппи-2000», -- словом, «Грин Грей» не обманула: это была действительно новая программа в стиле хэви-металл-рэп. Песня «Темная ночь», посвященная почему-то Утесову (которого Мурик назвал вдобавок ко всему «Владимиром»), хоть и отличалась некоторым мелодизмом, все же была вещь в типично «гриновском» духе. Как и динамичный «Дельтаплан», на фестивале песни были исполнены впервые. Затем началась вторая часть цирка -- Крылов в желтой куртке и голубой майке, Титомир в красном, музыканты заиграли аккорды из «Дыма над водой», Титомир и Крылов проговаривали тексты на манер реповских читок, Крылов демонстрировал обнаженные фрагменты своего пуза, а также делал некие знаки на уровне пояса -- в общем, как позже отметил Дизель, «для искусства нет границ».
Все ждали шумного начала с фейерверками и от «Мумий Тролля», который завершал фестиваль. Но вышел Илюха -- в индейских штанах с начесом, с простенькой гитаркой, -- сел спокойно на табурет и спел, как простой советский рокер. Наперекор общему настроению, Илюха в тот вечер был, как акустический ангел: тихохонький, вкрадчивый, одна просто положительная энергия, никаких шумов, все по-нашенски В акустике «Мумий Тролль» зазвучал совершенно неповторимо. Естественно, любовь к нему утроилась после Такого. Вызван подобный поворот был тем, что у солиста «Танцев минус» Славы Петкуна случилось горе, о чем Лагутенко и сообщил присутствующим, после чего греметь и шуметь было бы неуместно. Но главный сюрприз был впереди, когда песню «Девочка» Лагутенко спел на украинском -- считывая текст прямо с листочка факсовой бумаги, лежащего на пюпитре. «Iї хлопчик хутко зник , -- кокетничал Лагутенко, -- все не так погано » Нельзя не оценить этот грамотный продюсерский ход -- таким образом, на следующий день имя Лагутенко попало даже на страницы тех украиноязычных изданий, в которых до этого о нем ничего не знали. В зале вой стоял, разумеется, вселенский. Перевод песни осуществила еще несколько лет назад ведущая «Просто Радио» Ольга Горбачева. Затем «МТ» явились уже в привычном обличье и уже ничем существенным не отличились, не считая того, что в числе прочих боевиков была исполнена «Утекай» -- правда, всего один куплет, но все же. Эту песню Лагутенко, как известно, привселюдно захоронил года два назад. А зря. Как по мне, так это одна из немногих его хороших вещей.
P. S. Фестиваль удался.
P. P. S. Жаль, что без «ВВ».
«Facty i kommentarii «. 20-Октябрь-2000. Культура.