Культура и искусство

Хитом нынешнего «каzантипа» стали раскрашенные в национальные украинские цвета «клоzеты» по гривне за вход

0:00 — 1 сентября 2000 eye 393

На днях «ФАКТЫ» уже писали об околофестивальных страстях вокруг «Каzантипа», проходившего с 12 по 27 августа в окрестностях Судака. Фестиваль экстремальной молодежной музыки обернулся для старинного крымского городка частичным разрушением Генуэзской крепости, горой мусора в виде объедков и пустых бутылок пива, наркотическим угаром участников, неприкрытым сексом под южным небом и «больной головой» у мэра Судака. Правда, была еще и собственно музыкально-тусовочная часть. О ней -- ниже…

Уже 5 лет буква Z является предметом культа для каждого СНГшного рэйвера. Z для него олицетворяет фестиваль «Каzантип» -- он же «главный проект лета», «Z-проект».

Разведка на парусных досках

История фестиваля насчитывает 8 лет. Правда, первые 4 года он не представлял интереса ни для кого, кроме российских серфингистов. В 1993 году группа московских любителей короткой парусной доски, именуемой фанбордом, открыла для себя мыс Казантип. Специфическая прелесть каплевидного выступа суши на северном побережье Крыма в его продуваемости всеми ветрами. Иными словами, серфингский рай.

Дабы организовать свой вечерний досуг, укротители волн под предводительством москвича Никиты Маршунка -- колоритнейшей фигуры с колоритнейшим полулегальным прошлым -- принялись устраивать дискотеки. В конце концов, когда рэйв и в «совке» достиг статуса массовой молодежной культуры, а самым модным журналом у тинейджеров стал кислотно-щелочной «Птюч», Никите пришла в голову мысль сделать в облюбованном месте грандиозный рэйв-фестиваль. Тому способствовал не столько естественный, сколько искусственный постиндустриальный ландшафт. В первую голову это громоздящийся поблизости от лагеря серфингистов скелет заброшенной на стадии возведения атомной станции. А что, как не канцерогенный атом, является символом конца тысячелетия, а предупреждающий знак «радиоактивность» -- эмблемой рэйв-культуры? Завершали пейзаж соседствующие с железобетонной махиной долина ветряков и плато, усеянное нефтяными помпами.

Атомный реактор в действии

В 1997 году, невзирая на природные катаклизмы -- проливные дожди затопили пол-округи, в том числе чрево атомной станции, -- мысль более чем удачно воплотилась в реальность. «Главный проект лета» оправдал свое звание. «Каzантип» заткнул за пояс прежде самую массовую кислотную тусовку -- санкт-петербургский рэйв на развалинах «Восточный удар». Впоследствии, с падением ажиотажа вокруг рэйва, вызванного острым дефицитом оного, свои позиции «Z-проекту» сдали ежегодные московские стадионные дэнс-пати.

«Каzантип» стал главным рэйв-проектом года. На него работали ведущие прогрессивные радиостанции и издания, к нему готовились лучшие ди-джеи России, сюда стремились попасть их менее известные российские и украинские коллеги. О публике нечего и говорить. На открытии фестиваля в 1997 году на щелкинском пляже собралось немыслимое количество народу.

Апогеем «Каzантипа-97» стало заключительное ночное мега-пати в чреве атомной станции -- «Реактор». Гигантские заброшенные промцеха, расцвеченные мятущимися лучами световых пушек и флюоресцентом, электронная молотилка, эффект от которой усиливался ядерной акустикой голых железобетонных стен, десять тысяч вибрирующих тел… Впечатление, что ты попал в эпицентр современного европейского молодежного андеграунда, нарушалось только окружившим станцию обозом расторопных торговцев снедью. Все-таки психоделический транс под бетонными перекрытиями мало сочетается с шампанским и шашлыками.

Почему бы не погреться у чужого огня?

«Каzантип-98» стал более крупномасштабным продолжением предыдущего. Бурную деятельность развели байкеры. А через год в организации казантипского безумия захотела принять участие и украинская сторона.

Правда, в прошлом году «Каzантип» чуть не умер. Щелкинские «олигархи», насмотревшись на красоты свалившейся им на голову московской шоу-индустрии, подумали, что и сами «засандалят движняк» не хуже, завладели землей, на которой издревле проводился фестиваль, и заявили о подготовке дэнс-тусовки собственными силами. Как выяснилось, раскрученного места для этого мало. Привлеченные спецы из Киева за месяц до намеченного срока открытия -- в июле этого года -- расписались в бессилии. Самодеятельная «Активная зона» у мыса Казантип накрылась, не открывшись.

Новая республика

А все, что унес с собой с северного побережья Крыма Никита Маршунок, это зарегистрированное название фестиваля «Каzантип». Но почему именно под малоизвестное село Веселое? Если верить Никите, вся штука в том, что он «всегда выбирает конченое место. Это сродни строительству Нью-Васюков». И с этим, действительно, сложно поспорить.

Хитом нынешнего «Каzантипа» стали «клоzеты». Безусловно, платные. Раскрашенные в национальные украинские цвета будки установили поблизости от танцпола. В критические для вашего организма минуты миновать их никак невозможно. При этом приходилось расстаться с гривней. Согласитесь, такую оценку примитивных сангигиенических услуг, принимаемых на корточках, вряд ли сыщешь во всем СНГ.

Кстати сказать, цены в торговых палатках всех мастей и специализаций, выросших в мгновенье ока по всей протяженности фестивального пляжа, обгоняли даже ялтинские. С жильем -- похожая ситуация. Аренда в поселке Веселое двухместной сараюшки -- 10 гривен в сутки с носа. А поскольку Веселое раскинулось в четырех километрах от эпицентра событий и, соответственно, от моря, к этой десятке следует добавить многократное в течение дня пользование такси. Кстати, въезд на территорию фестиваля тоже платный.

Программа «Каzантипа-2000» была составлена так, что слюни текли ручьями. Воображение «подвисало», как маломощный компьютер, пытаясь представить себе ежедневные национальные праздники республики Каzантип: Новый полугод, День абсолютной независимости, Национальный рыбный день, Международный день загорелых бездельников, День святого Каzантипа, День танцующего сурка… Но ни одно из «грандиозных шоу, которые бывают только в республике Каzантип», так и не удалось увидеть. Похоже, в первую очередь их живописания предназначались для улещивания спонсоров. Столкнувшись с подобными претензиями, «преzидент республики» с невинным видом сообщил, что ждал людей, которые умеют развлекать себя сами.

Серфингистов, «змеевиков», велосипедистов, организовавших свой досуг в частном порядке, можно было пересчитать по пальцам. Реальный список экстремальных развлечений исчерпывался катанием на одном-двух скутерах, парой прыжков с парашютом и запусками тел из 15-метровой рогатки. Кстати, от желающих катапультироваться на высоту седьмого этажа не было отбоя, несмотря на 50-гривневую цену одного «запуска».

К сожалению, оргкомитету фестиваля было некогда решить проблему поддержания чистоты. На протяжении всего фестиваля танцующие поднимали тонны пыли с земляного танцпола. Народ использовал элемент «национальной одежды республики» -- банданы -- в качестве респираторов. К середине акции граждане Каzантипа принимали морские ванны в тесной компании арбузных корок и оберток от мороженного, а загорали в живописном окружении остатков пищи и использованной пластиковой посуды.

Номинально, все, что смогло предложить своим гражданам правительство республики, -- это 100 киловатт звука, впечатляющую ночную иллюминацию, внушительный список светил российской электронно-танцевальной музыки и Черное море вместо Азовского. Или, иными словами, двухнедельную дискотеку на морском берегу.

Где будет проходить «Каzантип-2001», точно не известно даже Никите Маршунку. Когда затрагивается эта тема, преzидент максимально дипломатичен: «Я не говорю, что в следующем году фестиваль будет здесь». Но в какие края ни отправится в дрейф «мыс Каzантип», тусовка преданно последует за ним. Почему?

Потому что «Каzантип» -- это карнавал, современный праздник Ивана Купала. Только вместо экстатических ночных хороводов -- массовые вибрации на танцполе. Вместо прыжков через костер -- катапультирование из «рогатки» и полеты над танцующей толпой на «тарзанке». Это абсолютно свободный, никого не шокирующий кроме милиции секс под плеск волн. «Каzантип» -- это шанс пожить две недели жизнью Адама и Евы третьего тысячелетия.


«Facty i kommentarii «. 01-Сентябрь-2000. Культура.