Вчера в 11. 30 украинские пилоты вылетели в Соединенные Штаты, чтобы провести там подобную операцию
Оснащенный специальным оборудованием «Боинг» ВВС США во вторник в 11. 30 вылетел из расположенного под Киевом аэропорта Борисполь и провел аэрофотосъемку в северных и западных областях Украины. Протяженность маршрута составила 2100 километров.
Эта разведывательная операция проводилась вполне легально -- в соответствии с так называемым Договором об открытом небе. Согласно ему, страны-участницы с помощью спецсамолетов проводят контроль за выполнением ряда международных соглашений по сокращению вооружений.
Смысл Договора об открытом небе -- не только в контроле за войсками и стратегическими объектами, но и в демонстрации качественно нового уровня доверия между государствами. Американцы всячески стремились подчеркнуть это: в полет на «Боинге» пригласили не только наших военных, но и депутатов Верховной Рады, журналистов. «Открытость полная, -- заявил нам пресс-секретарь посольства США в Украине Петро Савчин. -- Вы сможете задавать любые вопросы, увидеть и сфотографировать, что пожелаете. » К журналистам был приставлен гид -- армейский переводчик Дэн Манли, который провел нас по всему огромному «Боингу» и подробно рассказал о его спецначинке.
Самолет оснащен целым компьютерным комплексом. Съемка ведется одновременно несколькими мощными фотокамерами. На брюхе «Боинга» установлена радиолокационная станция. Наблюдательный полет обеспечивают аж 30 человек. Для сравнения: украинская команда, проводящая полеты по Договору об открытом небе, состоит из шести офицеров.
Протяженность таких полетов определяется площадью страны. Для Украины -- не более 2100 км. Этого достаточно, чтобы проконтролировать примерно две трети нашей территории, пояснили украинские офицеры. Протяженность наблюдательных полетов над Америкой -- около шести тысяч километров. По договору Украина должна принять двенадцать таких миссий, США и Россия -- по сорок две. Самолеты работают на относительно небольшой высоте -- 1--2 тысячи метров, чтобы хорошенько рассмотреть интересующие объекты. И лишь на подлете к атомным станциям и заповедникам спецсамолетам приходится брать круто вверх.
О маршруте «Боинга» украинская сторона была поставлена в известность за сутки до полета. Этот срок обусловлен договором, чтобы не дать возможность что-либо замаскировать. Эффект неожиданности достигается также тем, что о намерении провести инспекцию страна-визитер должна заявлять лишь за два дня до ее начала. Но этот пункт договора пока не выполняется. Скажем, о нынешнем полете американцы приезжали договариваться еще весной. Не выполняется и ряд других пунктов: например, на спецсамолетах пока не используются радиолокационные станции, инфракрасные приборы обнаружения, видеокамеры, а задействуются только фотоаппараты.
-- Причина в том, что подписанный еще 8 лет назад договор до сих пор не вступил в силу, -- поясняет командир эскадрильи «Блакитна стежина» ВВС Украины, полковник Анатолий Пугачев. Его эскадрилья принимает у себя «Боинг» и его экипаж. Правда, поселились американцы не в казармах. Из казны США им оплачено проживание в самом центре Киева, в отеле на Майдане Незалежности.
Ныне договор «пробуксовывает» только из-за того, что его не ратифицировала Госдума России. Столь же несговорчивой была и наша Верховная Рада, давшая «зеленый свет» только в марте нынешнего года. До этого она четыре раза отказывала в ратификации. Всего участниками договора являются 27 государств. Их правительства не стали дожидаться, пока парламенты всех стран-участниц дадут «добро», и уже много лет проводят внезапные воздушные инспекции, но по упрощенной программе. Официально это называется отработкой выполнения договора на практике -- своего рода репетициями.
-- Первый наблюдательный полет в Украине американцы провели еще в 1994 году, -- рассказал полковник Федор Цимбалюк. Он возглавляет украинскую миссию, которая вчера вылетела в США для воздушной инспекции. -- Мы тоже проводили наблюдательные полеты над Соединенными Штатами -- три года назад летали над Аляской. Для этого ВВС Украины оснастили Ан-30, который получил необходимый международный сертификат. Копии снимков затем были переданы американской стороне. А мы получаем копии от летчиков США и других стран после их полетов над Украиной.
Ан-30 -- самолет небольшой, летел в Америку с посадками в Великобритании, на острове Гренландия и в Канаде. Затем нашей идеей воспользовались россияне и болгары, у которых наблюдательные самолеты также оборудованы на базе Ан-30. Однако предстоящий полет над Соединенными Штатами мы выполним на «Боинге», который летал над Украиной. Причем расходы согласилась взять на себя американская сторона.
Не все страны-участницы договора имеют самолеты, оснащенные для наблюдательных полетов, и Украина отдает свой Ан-30 в аренду, например, Германии. У той был самолет-наблюдатель на базе Ту-154, но несколько лет назад он разбился в ЮАР, столкнувшись в воздухе с пассажирским лайнером. И с Польшей подписано соглашение о долговременном использовании украинского самолета.
Из досье «ФАКТОВ»
Идея Договора об открытом небе принадлежит администрации президента США Эйзенхауэра. Он еще в 1955-м предложил Н. С. Хрущеву заключить его, но тот отказался. Наступившая затем эра космонавтики с ее бесчисленными спутниками-шпионами, способными рассмотреть на Земле даже спичечный коробок, казалось бы, окончательно похоронила смысл Договора об открытом небе. Но в 80-е годы специалисты заявили, что спутники -- не столь уж универсальное средство, и хорошо бы подкрепить их данные контролем с самолетов. Соответствующее предложение американцы сделали генсеку Михаилу Горбачеву, и в 1989 году началась выработка пунктов договора. Подписали его уже после развала Союза -- в марте 1992-го в Хельсинки.