5 сентября на сцене Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки состоялась премьера международного театрального проекта «Последний Дон-Кихот». Те, кто думают, что пьеса Сергея и Марины Дьяченко имеет что-то общее со знаменитым романом Сервантеса, жестоко ошибаются. Абсолютно ничего, кроме, разве что, имен персонажей Правда, тем это и интереснее. Потому что вряд ли сегодняшнего зрителя можно удивить перепевами классических сюжетов. А народу на премьере «Последнего Дон-Кихота» было немало. Правда, говорят, еще больший ажиотаж среди театралов вызвал последний перед спектаклем прогон.
История постановки спектакля «Последний Дон-Кихот» связана с небольшим скандалом. Дело в том, что сначала роль Дон-Кихота должен был играть народный артист Украины Анатолий Хостикоев, а роль его девушки Альдонсы -- народная артистка Украины Наталья Сумская. Говорят, первому сделать это помешали амбиции новоявленного театрального режиссера (как известно, первый режиссерский опыт Хостикоева -- спектакль «Кин IV»), а второй -- присутствие в спектакле еще одной женской роли -- служанки Дон-Кихота. Правда, все задействованные в скандале лица имеют свою версию отказа от ролей двух известных актеров. Кстати, на самой премьере Анатолий Хостикоев в зрительном зале все же появился. Наталья Сумская так и не пришла. Правда, была ее сестра Ольга Сумская. В зале можно было увидеть Ларису Кадочникову, Владимира Горянского, Леся Танюка, а также авторов сценария Сергея и Марину Дьяченко.
Действие пьесы разворачивается в семье Дон-Кихота, наследника того самого известного рыцаря печального образа, уже в наши дни. По давней семейной традиции, каждый из наследников, достигнув определенного возраста, 28 июля должен отправляться в поход за добрыми рыцарскими подвигами и, конечно же, прекрасной Дульсинеей. Понятно, в этом деле не обойтись без верного друга и оруженосца Дон-Кихота Санчо-Пансы. Пожалуй, лучшую кандидатуру на эту роль, чем народного артиста Украины Богдана Бенюка, было не найти. Алонсо Дон-Кихота играет актер Тарас Жирко, девушку Алонсо Альдонсу -- Татьяна Олексенко, служанку Фелису -- Ирма Литовская, соседа Авельянеда -- Олег Драч, доктора-психиатра Карраско -- Алексей Вертинский. Кстати, блестяще справившийся с ролью придурковатого, эмоционального, с повадками мужчины нетрадиционной ориентации психиатра. Именно он пытается обвинить Дон-Кихота в шизофрении и, честно говоря, с ним сложно спорить, судя по кратким истеричным монологам рыцаря прекрасного образа. Впрочем, в спектакле можно найти все: обман друга, предательство любимой женщины, безудержную страсть и совершеннейшее отчаяние. Все герои по ходу пьесы двигаются вокруг металлической конструкции, напоминающей то ли огромное сооружение для застолья, то ли лопасти ветряной мельницы. Но на самом деле декорации здесь -- не главное, ну разве что два портрета того самого первого Дон-Кихота, которые время от времени появляются в лучах прожектора. Правда, они все более склоняют зрителя к мысли, что таки да, Дон-Кихот, как и все его наследники, был тяжело и неизлечимо болен. Музыка и костюмы дополняют это впечатление. Композитор театрального проекта -- Роман Суржа, дизайнер по костюмам -- Виктория Гресь. Модельеру удалось использовать современные ткани и фасоны, стилизовав наряды под XVI век. Дон-Кихот был одет в сиреневый льняной костюм, его возлюбленная -- в темно-синее атласное платье. Не повезло только Санчо-Пансе: его потертые джинсы не вписывались в это костюмированное шоу. Хотя справедливости ради надо добавить, что на нем был презабавный расшитый короткий пиджак.
Идея пьесы сводится к тому, что зритель должен сам для себя уяснить: существует ли дон-кихотство на белом свете, а если и существует, то зачем и кому это нужно? И правда, если рыцарство дается ценой таких страданий, можно вообще усомниться в романтике странствий Дон-Кихота и Санчо-Пансы.