Происшествия

8-летняя настя чаленко, которой до операции на сердце запрещалось даже чихать, на «отлично» окончила второй класс и все лето летала, как на крыльях

0:00 — 8 сентября 2000 eye 504

Это удивительное возрождение оказалось возможным благодаря лауреату акции «ФАКТОВ» «Герой нашего времени», детскому кардиохирургу Илье Емцу и редакционному коллективу нашей газеты

В доме этой маленькой школьницы из Каховки день рождения газеты -- 10 сентября -- отмечается как торжество семейное. Год назад редакция, отказавшись от празднования двухлетия, перечислила предназначавшуюся для этого сумму на операцию Насте Чаленко. Врожденный порок сердца грозил девочке гибелью. Оба ребенка в семье сразу после рождения на свет нуждались в сложнейших операциях. Насте помощь требовалась срочно… Девочку сразу же прооперировали в Институте сердечно-сосудистой хирургии АМН Украины. Полное ее выздоровление стало счастливым событием не только в жизни семьи Чаленко, но и в истории «ФАКТОВ», поэтому накануне третьего дня рождения газеты мы отправились в Каховку.

«В то, что нам помогут «ФАКТЫ», мы поначалу не поверили»

Когда в семье родился первенец, Виталик, и родители впервые услышали два незнакомых слова -- «тетрада Фалло», они и не подозревали, чем это обернется. После восьмичасовой операции в московском Институте сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева (в начале 1980-х новорожденных с таким тяжелым пороком оперировали только там) ребенок стал неподвижен. За десять последующих лет, чтобы хотя бы встать на протезы, мальчишка перенес много операций, и в одиннадцать принял недетское решение, сказав родителям: «Хватит, я устал!» Когда Виталику исполнилось тринадцать, у него появилась сестричка. Настя родилась здоровой, а на замечание медиков, что у девочки слышны небольшие шумы в сердце, счастливые родители попросту не обратили внимания.

-- А потом как-то заметила, прикладывая дочку к груди, что ей тяжело сосать: на личике появляется легкая синюшность, как когда-то у Виталия. Сердце екнуло: неужели с Настей та же беда? -- вспоминает мама Татьяна.

Врачи поначалу предположили у Насти дефект межжелудочковой перегородки, и все успокоились: исправить этот порок сравнительно несложно. Однако когда малышке исполнилось семь месяцев и ее обследовали в Херсонской областной детской больнице, был вынесен тот же приговор: тетрада Фалло. Родители тогда опросили всех родственников, пытаясь узнать, откуда в роду такой тяжелый недуг, но оказалось, что на сердце никто никогда не жаловался.

Здоровье девочки между тем резко ухудшалось, а отправить Настеньку на операцию в Киев не удавалось: ребенок был слабенький, каждый раз поездка откладывалась. И тогда в Херсон приехал известный кардиохирург, заведующий отделением хирургии новорожденных Института сердечно-сосудистой хирургии АМН Украины Илья Емец. Впервые в нашей стране сложнейшая операция на сердце ребенка проводилась не в специализированной клинике, а на базе обычной многопрофильной больницы, поэтому о событии рассказали в программе теленовостей и даже сняли документальный фильм. Все прошло удачно. Однако, поскольку тетрада Фалло оперируется в два этапа, нужно было сделать девочке еще одну операцию с полной остановкой сердца -- в Киеве. Но ехать в столицу было уже не на что. Настя росла, пошла в школу, окончила первый класс… Кардиологи предупреждали: проволочка со второй операцией может стоить ребенку жизни. После быстрой ходьбы Настя задыхалась, синела, любой чих сбивал сердце с ритма. «Тебе нельзя прыгать! Не беги! Полежи!» -- пытались хоть так уберечь дочку родители, устав от безуспешных попыток раздобыть денег на операцию.

-- В нашей жизни чудес вроде выигрыша в лотерею никогда не было, -- утверждает Татьяна. -- Поэтому, узнав, что Настину операцию оплатят «ФАКТЫ», поначалу не поверили. И только когда в клинике подтвердили это, выехали в Киев.

Выхаживать Настю помогали родные стены

В тот осенний день, когда оперировали Настю, ее брат, оставшийся дома, от волнения не находил себе места. Виталик уехал из дому еще на рассвете и до изнеможения колесил знакомыми улицами. Его инвалидную коляску видели на набережной, в парке, у вокзала… Успокоился лишь поздно вечером, когда услышал в телефонной трубке мамин уставший голос: «Все хорошо, сердце запустилось. Ложись спать, родной».

Врачи расскажут потом родителям, что, вскрыв Настину грудную клетку, обнаружили сильно увеличенную, изуродованную болезнью артерию -- она давила на сердечко. Его на целых 43 минуты пришлось остановить, поместить в лед. Операция прошла на удивление удачно: уже через восемь часов девочка начала дышать самостоятельно, на третьи сутки ее перевели из реанимации в обычную палату. Столь быстрое возрождение случается очень редко.

Однако Настины родители, пережившие многое, не торопились радоваться, и были правы: на восьмой день дочка проснулась от головной боли. У нее началась рвота, девочка не могла есть. Приступы учащались, Настю мутило по 7--8 раз в сутки. Так продолжалось неделю, прежде чем Чаленко направили на консультацию в Институт нейрохирургии.

-- Томограф обнаружил у Насти симптомы доброго десятка серьезнейших заболеваний, вплоть до эпилепсии, -- рассказывает Татьяна. -- Мы с мужем запаниковали. Казалось, дочка надолго останется в стенах клиники. Но Илья Николаевич Емец успокоил нас: «С сердцем у Насти теперь полнейший порядок, но дайте ему время, -- сказал он. -- Организм за восемь лет привык к болезни, теперь ему нужно перестроиться. В этом ничто не поможет так, как родные стены». Мы сели в машину и поехали домой.

Впрочем, так только говорится -- поехали. Скорее, по-черепашьи ползли. То и дело останавливались, чтобы Настя могла прийти в себя. Чувствовала она себя отвратительно, но при этом пыталась шутить: «Кто обещал после операции повести меня в цирк, покатать по Киеву? Не вижу дрессированных собачек! Или у меня что-то с глазами?» А в Каховке, увидев слезы на лицах встречавших ее родных, сокрушенно вздохнула: «Провожали -- плакали, встречают -- плачут. Вам не угодишь».

Дома девочка в самом деле быстро пошла на поправку. Приступы случались все реже. Скоро Настя почувствовала себя совсем здоровой и рвалась в школу. Хотя одноклассники гостили у Чаленко постоянно, ей не хватало атмосферы класса. После зимних каникул поспешила сесть за парту, но прозанималась всего неделю.

-- Узнав о нашей «самодеятельности», кардиологи не на шутку рассердились, -- вспоминают родители. -- Ведь даже самая легкая инфекция могла всю трудную борьбу за Настино сердечко свести на нет. Нам велели держать ребенка дома до окончания учебного года.

Зато уж на последнюю линейку в школу девчушка летела со всех ног: программу за второй класс они с мамой проштудировали самостоятельно, учительница осталась довольна знаниями лучшей ученицы класса. Дирекция вручила Насте Чаленко за отличную учебу похвальную грамоту.

… Когда все страхи остались в прошлом, Саша в минуту слабости как-то признался жене: «Когда везли Настю в Киев, я не мог избавиться от мысли, что мы потеряем дочку». А заметив, какую боль напомнил жене, шутливо попытался исправиться: «Не плачь, я обязательно поведу вас в цирк».

«Мы никогда не были так беспечны и счастливы, как в это лето»

Когда я пришла в этот дом, на протянутой через уютный дворик веревке, как мокрое знамя победы, висел яркий Настин купальник. Маленькой хозяйки дома не было -- убежала гулять. Кажется, она впервые ощутила, каким чудесным может быть лето без маминого остерегающего «нельзя», и теперь ни минуты не сидела на месте. За лето загорела, заметно выросла и поправилась. Маме пришлось даже ограничить дочку в сладостях. «Буквально все одежки стали малы, уж не знаю, где еще отвернуть», -- счастливо улыбается Татьяна.

Родители и сами прожили едва ли не самое счастливое в их жизни лето: не присматривались с тревогой к каждому Настиному шагу, не вслушивались по ночам к ее слабому дыханию…

-- Мы, кажется, никогда не жили так беспечно, как нынешним летом, -- уверяют они. -- Сами себе не верим, что так теперь будет всегда.

… Отзвенел август ребячьими голосами, спрятан в сундук до следующего сезона маленький купальник. Однако чудо осталось. Чудо по имени Здоровый Ребенок. По-настоящему оценить его могут только те, кто беспомощно плакал в больничном коридоре, моля Господа о благополучном исходе операции…


«Facty i kommentarii «. 08-Сентябрь-2000. Человек и общество.