Происшествия

План убийства одного из владельцев симферопольского бара «храбрый бурундук» разработал и осуществил… Шизофреник

0:00 — 8 сентября 2000 eye 571

Верховный Суд Крыма отправил двоих преступников за решетку, а третьего -- на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу

Гибель одного из владельцев симферопольского бара «Храбрый бурундук» Сергея Кулакова в свое время наделала в Крыму немало шума. Заведение пользовалось большой популярностью среди молодежи. Кроме того, заказное убийство Кулакова наводило на мысль о возрождении на полуострове печальных традиций, когда каждую ночь где-нибудь гремели взрывы или раздавались автоматные очереди.

«Ищите женщину»

Сергей Кулаков (имена и фамилии действующих лиц изменены из этических соображений. -- Авт. ) был убит ночью на лестничной площадке возле собственной квартиры. Киллер подождал, пока он достанет ключи, и только тогда четыре раза выстрелил из пистолета. По заключению медиков, Кулаков умер из-за большой кровопотери: одна из пуль задела левое легкое и аорту. Убийца не был похож на профессионала -- несмотря на то, что стрелял он с близкого расстояния, только две пули попали в цель. Служебная собака сразу же взяла след и вывела милицию к велосипеду, спрятанному в кустах недалеко от дома Кулакова. Затем она свернула на Набережную, через полкилометра спустилась к речке Салгир, снова вышла на Набережную, и здесь след преступника потерялся. По пути собака несколько раз останавливалась, но в тех местах милиционеры ничего не нашли.

А на следующий день выяснилось, что опергруппа слегка прокололась. Револьвер, из которого стреляли, в Салгире случайно обнаружили мальчишки. На его рукоятке не хватало одной боковины. Увидев патроны в барабане, ребята поняли, что оружие настоящее, и отдали его знакомому милиционеру. Чтобы проверить револьвер, страж порядка пару раз из него пальнул и сообщил о находке в уголовный розыск. Эксперты установили, что найденное ребятами оружие является стартовым револьвером РС-22 «Страж», в котором неизвестный умелец заменил ствол и боек, после чего оно стало пригодно для стрельбы спортивно-охотничьими патронами калибра 5,6 мм. Выяснилось также, что именно из этого револьвера и был убит Кулаков.

Допросив всех сотрудников бара «Храбрый бурундук», оперативники в очередной раз убедились в правоте известной французской пословицы: «Шерше ля фам». Женщину искать долго не пришлось. Один из давних приятелей Кулакова рассказал следователю, что у того были проблемы -- любовный треугольник. Сергей начал встречался с девушкой по имени Лена, а ее бывший парень Андрей Вяхирев был категорически против этого. Сергей предлагал ему «поговорить по-мужски», но Андрей сказал, что разберется с ним по-своему. По мнению приятеля, Сергей словам Вяхирева особого значения не придал. О пресловутом треугольнике вспоминали многие знакомые Кулакова, но все они утверждали, что Кулаков угроз со стороны ревнивого соперника не боялся. Правда, один свидетель вспомнил о заявлении Сергея в милицию, в котором якобы говорилось, что если что-то с ним случится, то виноватым в этом следует считать Вяхирева. И вроде даже Кулаков предупредил об этом письме самого ревнивца. Но в глаза никто заявления не видел. Говорили также, что сам Сергей очень переживал -- ведь по сути он отбил девушку. Но, с другой стороны, он полагал, что в таких ситуациях обычно решать должна женщина. Одна из подруг Лены рассказала следствию, что Лена и Андрей скандалили. Узнав о том, что она стала встречаться с Кулаковым, Вяхирев сильно ее избил, на лице у девушки и через несколько дней оставались следы побоев. А потом Лена и Андрей помирились. Собирались даже в Ялту вместе поехать.

Параллельно у следствия появился еще один подозреваемый. Все сотрудники «Храброго бурундука» дружно вспомнили подозрительного типа в кепке-бейсболке, бордовой футболке, темной куртке и черных джинсах, который два вечера подряд приходил в бар. Несмотря на то, что в зале царил полумрак, он сидел в очках с затемненными стеклами. В первый вечер молодой человек интересовался режимом работы бара, а в день убийства Кулакова, заказав чашку кофе, просидел в баре до самого закрытия. Причем несколько раз пересаживался в поисках более удобного места.

Все плохое осталось позади?

… Лежа рядом с Леной на ялтинском пляже, радуясь синему небу, яркому солнцу и бирюзовому морю, Вяхирев сказал, что не станет мстить Кулакову. Он был счастлив -- все плохое осталось позади. Лена рисовала на песке замысловатые фигуры и время от времени с улыбкой посматривала на Андрея. В течение трех дней, которые они провели в Ялте, он был внимателен и предупредителен, с готовностью выполнял любое ее желание. Они старались не вспоминать о прошлом и говорили только о будущем. Конечно, они поженятся. Хоть Лена в этом даже себе не призналась, но последние два года ее ужасно огорчала неопределенность положения. Андрей оформлять их отношения не спешил. Лена жила в Севастополе, а он отказывался уезжать из Симферополя: не хотел оставлять мать, которая после смерти мужа часто болела. Лене перебираться в квартиру Андрея тоже не хотелось. Она привыкла чувствовать себя хозяйкой, и другая женщина на кухне ее бы очень стесняла.

Лена считала, что «треугольник» появился по вине Андрея. Он занимался бизнесом и часто ездил в длительные командировки. Однажды Андрей в очередной раз укатил во Францию. Одна из подруг предложила Лене сходить в новый бар с экзотическим названием «Храбрый бурундук», в котором совладельцем был ее знакомый Кулаков. Сергею Лена понравилась с первого взгляда. Он сказал, что она могла бы заглядывать сюда почаще. Они стали встречаться. Сначала редко, потом почти каждый день. Вскоре Лена окончательно решила, что Вяхирев ей больше не нужен, и сказала ему об этом. Андрей пришел в ярость. Тогда-то он и набросился на нее с кулаками. Уходя, пообещал точно так же разукрасить и Сергея.

… После ссоры с Леной Андрей места себе не находил, жалел, что не смог сдержаться. По ночам он ворочался в постели, вспоминая заплаканное лицо любимой.

Поначалу Вяхирев надеялся, что со временем боль в груди утихнет, но с каждым днем тоска усиливалась. Однажды коллега по бизнесу -- Миша -- спросил Андрея, почему он такой грустный. Узнав, что у Андрея отбили любимую девушку, Миша авторитетно заявил, что такое прощать нельзя, и пообещал помочь. «Привезешь мне за это из Франции рубашек», -- сказал он и через несколько дней познакомил Андрея с Рюминым. «Этот человек решит все твои проблемы», -- заверил Андрея друг. Рюмин сразу взял быка за рога и заявил, что Кулакову набить морду надо обязательно, чтобы впредь неповадно было. Рюмин расспросил Вяхирева, где живет и работает Кулаков. «Если все получится, поможешь мне устроиться во французский иностранный легион», -- попросил он Андрея. Вяхирев несколько раз встречался с Рюминым, показал ему бар «Храбрый бурундук» и дом, где жил Кулаков. За услуги ничего не обещал. Новый знакомый почему-то вызывал у Вяхирева неприязнь. Через несколько дней Рюмин познакомил Андрея с Денисом Громовым. Сказал, что это его сосед и хороший парень. Через некоторое время Вяхирев остыл и уже жалел о том, что разоткровенничался с посторонними людьми. К тому же, Рюмин был какой-то странный. Ни с того ни сего взял да и сжег лифт в девятиэтажке. Некоторое врем спустя Вяхирев сказал Рюмину, что мстить Кулакову уже не хочет: к этому времени он помирился с Леной.

«Застрели этого мерзавца!»

После поездки в Ялту Андрей и Лена отправились в Севастополь. Утомленные жарким солнцем и долгой ездой в душном автобусе, они, зайдя в квартиру, поужинали и легли спать. Заснули быстро, а рано утром раздался телефонный звонок. Звонила мать Андрея, Вера Гавриловна. Сказала, что приходила милиция, и Андрей подозревается в убийстве какого-то Кулакова. Пораженные неожиданным известием, Андрей и Лена долго молчали. «Я не имею к этому никакого отношения», -- твердо сказал Андрей. Приехав в Симферополь, он подробно рассказал следователю обо всем, что знал.

Через две недели Рюмин и Громов были задержаны в Партените, где они продавали жареную кукурузу. Громов быстро сообразил, что отпираться бессмысленно. Он объяснил, что ликвидацию хозяина бара «Храбрый бурундук» организовал Рюмин. Заказчик якобы обещал заплатить за это 1000 долларов. Киллер два раза поджидал свою жертву, но так и не решался напасть. «Хорошо, -- сказал ему Рюмин, -- вот тебе револьвер. Зайди в бар и застрели этого мерзавца». Узнав, что Громов ни разу не стрелял из пистолета, Рюмин водил его в лес на тренировку. «Несколько раз я заходил в бар, убедившись что Кулаков на месте, шел к его квартире, но убить не мог, -- вспоминал во время следствия Громов. -- Рюмин ругался, злился, убеждал меня, что это нужно сделать. В конце концов из-за постоянного нытья Рюмина я решил все-таки убить Кулакова. Но, конечно, я и деньги хотел получить».

Однажды вечером Громов сел на принадлежащий Рюмину велосипед и подъехал к дому Кулакова. Спрятав велосипед в кустах, он пешком добрался до бара, где просидел до закрытия. Затем зашел в знакомый подъезд и поднялся на четвертый этаж. Когда хозяин «Храброго бурундука» стал открывать дверь, Громов подошел к нему сзади и дважды выстрелил в спину. Кулаков обернулся и бросился на стрелявшего. Оттолкнув раненого Сергея, Громов побежал вниз по лестнице. На бегу еще два раза стрелял Кулакову в грудь. Выскочив из дома, убийца, побоявшись искать велосипед, бросился прочь. По пути выбросил в реку револьвер.

У шизофреника сработал эксцесс исполнителя

Однако самым большим сюрпризом для сыщиков стал диагноз Рюмина. Психиатры признали его невменяемым. Согласно заключению стационарной судебно-психиатрической экспертизы, Рюмин страдает параноидной шизофренией и не отдает отчет своим действиям. Медики установили, что Рюмин «питает нездоровый интерес к холодному оружию». Выяснилось, что скрывая свое психическое заболевание, Рюмин служил в армии. Там у него изымались ножи, заточенные напильники и электроды, а однажды он даже был уличен в изготовлении огнестрельного оружия. До того, как он попал за решетку, Рюмин жил в однокомнатной квартире, вел затворнический образ жизни. Видимо, опасаясь мнимых врагов, он пробил в комнате пол и сделал люк в подвал, откуда пробил три замаскированных выхода на улицу. По заключению медиков, Рюмин легко возбудим и способен к садистским действиям. Все время бредит оружием, угрожает расправой людям, которые его обижают. Говорит о каких-то взрывах и поджогах, в которых якобы участвовал. Высказывает желание завербоваться во французский легион, лишь бы воевать.

Оказалось, что странности в поведении Рюмина проявлялись еще в детстве. Он любил придумывать истории о катастрофах и пожарах, в которых, как ему казалось, он участвовал. Когда учился в школе, то мог зайти в класс, бросить портфель на стол и заявить, что там бомба. Его матери приходилось очень часто менять место жительства, поскольку странности в поведении сына бросались в глаза окружающим. В 1982 году Рюмин по настояниям матери приехал к родственникам в Москву и поступил в ПТУ, но не доучился -- угодил в больницу. После 1982 года от лечения уклонялся. Когда семья переехала в Симферополь, Рюмин увлекся изготовлением ножей. Знакомым говорил, что за ножами к нему приезжают знатные шейхи из Саудовской Аравии. Одно время он брил голову и отращивал бороду, чтобы походить на чеченца.

Один из экспертов отметил, что «предвидеть, совершит ли Рюмин что-либо из планируемых им действий, невозможно». У него наблюдается «непрерывный вялотекущий процесс», в результате чего и сформировался «дефект личности». Другой эксперт пояснил, что Рюмин, конечно, проявляет бредовые идеи, «но внешне у него поведение сохранное».

Получив заказ на избиение Кулакова, Рюмин уже не мог остановиться. Сработал «эксцесс исполнителя». Решив убить Кулакова, он подыскал киллера -- 26-летнего Дениса Громова, ранее судимого за кражи и угоны автотранспорта. Сам разработал план операции и изготовил мелкокалиберный пистолет.

Еще неизвестно, кому хуже

Верховный суд Крыма приговорил Дениса Громова к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИТК строгого режима. Вяхирев осужден на 4 года в ИТК того же типа. Суд признал его подстрекателем, виновным в умышленном тяжком телесном повреждении. Адвокат утверждал, что его подсудимый не виновен, так как добровольно отказался от совершения преступления. Однако суд исходил из того, что Вяхиреву необходимо было «не только самому добровольно и окончательно прекратить свою преступную деятельность, но и предпринять меры для предотвращения совершения преступления исполнителем». Таких мер Вяхирев не предпринял. Рюмина суд отправил на принудительное лечение.

У Вяхирева из близких родственников осталась только мать, а у покойного Кулакова -- отец. «Теперь мы, два старых человека, будем поодиночке бедовать», -- плача, призналась мама Андрея корреспонденту «ФАКТОВ».

Но как же так получается, что двое будут отбывать наказание, а третий только лечиться? Еще неизвестно, кому в данной ситуации хуже, -- пояснили мне в Республиканской психиатрической больнице. Вяхирев, отбыв наказание, вернется к обычной жизни, а вот Рюмин вряд ли станет полноценным человеком. Судя по его действиям и поступкам, он, скорее всего, болен параноидальной шизофренией, сопряженной с хроническим бредом. Такой бред сохраняется многие годы. В период обострения бредовых переживаний больные способны даже на убийство мнимого врага или «неверной» жены. Реже, для того чтобы обратить внимание на «творимую над ними несправедливость», могут совершить террористический акт или публичное самоубийство. Болезнь очень трудно излечивается. Таких больных чаще всего направляют в специальную психиатрическую больницу и лечат в течение 3--5 лет, а затем отправляют домой под наблюдение родных. Они также стоят на пожизненном учете, за ними присматривает участковый инспектор, и при малейшем подозрении на рецидив их снова направляют на принудительное лечение.


«Facty i kommentarii «. 08-Сентябрь-2000. Право.